Виртуальная игра «Победитель!» (из опыта работы по патриотическому воспитанию)

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда. В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 16, пункт 3 “при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды”.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – интегрированная многокомпонентная система, включающая комплекс электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих учебную, внеучебную, научно-исследовательскую деятельность обучающихся, измерение, контроль и оценку результатов обучения независимо от мест нахождения обучающегося. ИОС представляет собой специфический фактор социализации и имеет уникальный социально-педагогический потенциал.

Игра стала частью воспитательной работы Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО “Центр помощи детям” направления “Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и профориентация”

Цель игры: развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Для достижения этой цели ставились следующие задачи:

Личностная культура:

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

Социальная культура:

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, гражданскому самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями.

Семейная культура: приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших.

Игра способствует сотворчеству взрослого и ребенка. Сотворчество в игре предполагает:

  • субъект-субъектные отношения, когда за каждым участником творческого процесса признается право и способность на собственное решение (вне зависимости от возраста и опыта творческой самореализации);
  • активную позицию всех субъектов творческого процесса;
  • создание и сохранение участниками творческого процесса соответствующей атмосферы на основе воспроизведения всех возможных способов инициирования соответствующего настроя и эмоционального фона;
  • сохранение индивидуального стиля творчества каждого.

Игра создает условия для:

  • обеспечения благоприятной, доброжелательной атмосферы общения;
  • “заражения” внутренним ощущением интереса, азарта, необычности, интриги и т.п.;
  • отказа от высказывания категорических оценок и резкой критики в адрес ребенка;
  • поощрения оригинальных идей;
  • создания условий для упражнений и практики;
  • сохранения индивидуального стиля самовыражения ребенка через отказ от прямого показа, сообщения штампов и стереотипов, прямого научения;
  • активизации собственного творческого самовыражения.

Общая схема технологии игры:

I. Этап подготовки:

  • разработка игры (разработка сценария, плана игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения);
  • ввод в игру (постановка проблемы, цели; распределение ролей; формирование групп; консультация).

II. Этап проведения:

  • групповая работа над заданием (работа с источником, тренинг, мозговой штурм);

III. Этап рефлексии:

  • анализ, обсуждение, оценка (выступление экспертов или жюри, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов и учитель говорит о результатах, ошибках, подводит итог занятия).

Технологическая схема виртуальной игры “Победитель!” (таблица 1).

Таблица 1
Технологическая схема творческой игры “Победитель!”

Этап Разработка игры Средства обеспечения
Подготовка Введение и ввод Определение цели и задач игры,
  • разработка сценария и плана;
  • общее описание игры;
  • инструктаж (приложение 2),
  • разработка структуры площадки в информационно-образовательной среде для дистанционного участия команд в игре;
  • подготовка проблемы, определение условий, регламент, правила игры (приложение 1), формирование групп,
  • регистрация команд на площадке, сообщение персональных учетных записей для входа каждой команды, консультации.
Проведение

Этап проведения виртуальной игры “Победитель!”:

Веб-квест “Установи имя героя”;

Посещение музея Боевой Славы, где кроме экскурсии состоялась встреча с ветеранами Великой отечественной войны

Творческое задание “Защитники Родины”.

Групповая работа над заданием, ссылка на задания

 

 

 

 

Межгрупповая дискуссия

Обсуждение задания в группе и условий игры;
  • работа с литературой;
  • консультации;
  • организация коллективной мыслительной деятельности;
  • принятие оптимального решения по заданию;
  • подготовка презентации.
  • Размещение подготовленных командой материалов в соответствующих форумах на площадке.
  • Защита результатов,
  • Работа экспертов (приложение 3).
Анализ, обобщение, прогнозирование Заключительный этап

Выход

Анализ, оценка и самооценка работы, рефлексия участников игры (приложение 4),

Определение победителей и подведение итогов.

Ход игры

1. Подготовительный этап

Для участия в игре необходимо было создать команду (от 3 до 5 человек) и подать заявку команды для регистрации в ИОС портал дистанционного обучения Ярославской области “Знание”.

2. Запуск игры.

Первое задание подготовка “Визитной карточки команды”. В ней они в творческой форме должны дать название, девиз команды; разместить поздравления с праздником с Днем Защитника Отечества (рисунок 1).

Рисунок 1 Пример эмблемы и поздравления от команды “Освободители”

Каждая зарегистрированная команда получила на время игры доступ к модулю команды “Штаб команды”, это стало полем игры команды, где они:

  • опубликовали свою Визитную карточку;
  • узнавали новости проекта, уточняли ключевые даты;
  • организовывали общение и переписку с другими командами;
  • загружали результаты выполнения творческих заданий;
  • отправляли свои вопросы, отзывы и пожелания организаторам проекта;
  • принимали участие в экспертной оценке работ других команд.

При выполнении заданий игры ребятам необходимо было распределить обязанности и спланировать работу каждого члена команды.

3. Реализация игры.

Веб-квест “Установи имя героя”. Было предложено 3 письма, в которых утеряна часть информации о герое. Имена героев, связаны с Ярославской областью. Нужно было восстановить текст письма и определить героя. Текста письма выдуманный организаторами совпадения с реальными событиями случайны. Для восстановления каждого слова из текста, необходимо было выполнить интерактивное задание. Все задания были выполнены с помощью сайта http://learningapps.org, на котором возможно создавать интерактивные задания разных типов. Темы заданий: оружие Великой Отечественной войны, ордена и медали, битвы, литературные произведения о войне.

Приведем пример задания веб – квеста “Установи имя героя” одно из писем.

Скачайте и прочитайте письмо. По ссылке команды переходили на текст письма (рисунок 2).

Рисунок 2 Пример письма

Восстановите утерянные части письма, выполнив задания.

Слово 1 “Место сражения”.

Задание: посмотри на космический снимок и отгадай название города, где шли самые грандиозные танковые сражения. Ответив правильно на вопрос, ты получишь утраченное слово из письма.

Слово 2 “Фамилия и имя героя”.

Задание: соедини героя и соответствующее ему произведение. В ответе получишь утраченное слово из письма.

Слово 3 “Сражение”.

Задание: в этом задании нужно найти названия оружия, которое использовалось в Великой Отечественной войне.

Было спрятано 16 видов оружия.

Слово 4 “Вид оружия” (рисунок 3).

Задание: выберите модели только советских танков, участвовавших в боях Второй мировой войны.

Рисунок 3 Пример задания.

Слово 5 “Ордена, награды, звания”. (рисунок 4)

Задание: соотнесите боевую награду и событие.

Рисунок 4. Пример задания.

На этом этапе включились в игру родители и команды играли семьями

Творческое задание было представлено в формах:

  • рассказ о герое Великой Отечественной войны, (презентация, рисунок, стихотворение, видеоролик);
  • рассказ об участии членов вашей семьи в Великой Отечественной войне. (презентация, рисунок, стихотворение, видеоролик).

Подведем итоги: во время проведения игры были созданы условия для формирования и совершенствования ключевых компетентностей: когнитивной; операционально-технологической; мотивационной; социальной; этической и поведенческой:

  • работа в ИОС “Знание”, чаты и форумы, групповое общение в Skype все это создало условия для коммуникации участников воспитательного процесс: руководителей команд (учителя), учащиеся, их родители;
  • руководителями команд стали не только классные руководители, но и учителя-предметники (по истории, русскому языку и литературе);
  • каждый учащийся добровольно вошел в состав команды и принял участие в интерактивных метапредметных коллективных проектах в рамках интерактивной игры;
  • учащиеся могли создавать разновозрастные коллективы для участия в игре, кроме этого они взаимодействовали с социумом.

Таким образом, во время игры осуществилось:

  • развитие мотивации и актуализация значимости опыта социального проектирования;
  • создание положительного нравственно-психологического климата;
  • направленность социального проектирования на решение актуальных проблем местного сообщества; обеспечение личностной и практической ориентированности содержания и процесса воспитания, его развивающего характера;
  • индивидуализация и дифференцированный подход; превращение воспитательного процесса в деятельность не только педагога, но и самого ученика;
  • стимулирование творческих авторских находок учителя и ученика;
  • публичное обсуждение результатов деятельности, рефлексия;
  • создание условий накопления учениками опыта самопомощи, взаимопомощи, использования внутренних резервов (используются диалогические формы взаимодействий, групповая работа и организация коллективных творческих дел);
  • максимальное обращение к личному опыту учеников, создание условий для расширения и углубления личного опыта;
  • приобщение к семейным архивам 1941-1945 года, почитание подвига предков в Великой Отечественной войне;
  • воспитание моральной ответственности перед семьей, Отечеством, передача информации будущим поколениям.