Сценарий музыкально-театральной композиции "Три века русской литературы"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели и задачи:

  • формирование социально-значимых патриотических ценностей,
  • воспитание чувства личной причастности и ответственности за сохранение исторических традиций защиты нашей Родины средствами театрального искусства;
  • развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей и подростков;
  • воспитание общечеловеческих ценностей, позитивных социальных установок подрастающего поколения, приобщение как можно большего количества детей и подростков к лучшим литературным произведениям.
  • пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;

(Звучат гусли, выходит Боян, садится на край сцены, перебирает струны)

Боян

Не пора ль нам, братия, начать
Говорить о слове русском,
Чтобы истинною речью рассказать
Про великую литературу и деяния русского народа?
А воспеть нам, братия, его-
В похвалу сказителям, пиитам-
По эпохам времени всего!

Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро!
Век крепостничества и Просвещенья!
Век державинских од и крыловских басен!

А начнется же повествование наше
С золотого века литературы!

Ведущая

Жил Лермонтов,Толстой и Достоевский ...
Любили жизнь, мир открывали молодым..
Стихи, романы писали золотые,
И век назвали золотым.

Ведущий

Золотую эпоху Русской литературы отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли.

Ведущая

Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

Ведущий

С его именем связаны истоки поистине высокой любовной лирики и чувства свободы.

(На фоне музыки цыганского танца ведется диалог)

Ведущая

Что это? Я слышу звон бубнов, странное пение.

Ведущий

“...цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют”

(Звучание музыки усиливается. В центр зала выходят цыгане, танцуют танец, среди них Земфира и Алеко. В конце танца Алеко убивает Земфиру. Цыгане окружают их)

Старый цыган:

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним –
Не нужно крови нам и стонов...
Но жить с убийцей не хотим...
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас;
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел – оставь же нас,
Прости. Да будет мир с тобою.

(Звучит музыка. Молодой цыган, взяв на руки Земфиру, уходит со сцены вместе со всеми).

Боян:

Не пора ли нам, братия,
Воспеть век серебряный?

Ведущая: Век серебряный,

Ведущий: Век из света...

Ведущая: Век поэзии,

Ведущий: Век мечты

Ведущая: Бытия век,

Ведущий: Век человека,

Ведущая: Мысли век

Ведущий: И век красоты...

Ведущая: Век Душа, век Поэт...Звука век, Слова век...

Ведущий: Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.

(За кулисами уже раздается стук барабана, выносится трибуна, гонг)

Выходят Бурлюк с серьгой,в цилиндре, Маяковский в желтой кофте, Хлебников бедно одетый. В это же время в зрительный зал заходят и садятся в первый ряд А. Блок, 3 барышни, зритель.

Под стук барабана читает Бурлюк:

Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной...
За моей спиной

Маяковский:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Хлебников:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Вместе: Пощечина общественному вкусу

Бурлюк:

Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Маяковский:

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. И проч. с Парохода Современности

Хлебников:

Мы приказываем чтить права поэтов на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами, т. е. на словоновшество. Стоять на глыбе слова “МЫ” среди свиста и негодования.

(Раздаются возмущение, свист, шум...)

Председательствующий (после удара гонга):

Господа, прошу тишины! Начинаем наш вечер-диспут, посвященный новому, заявившему о себе как о порядком скандальном литературном течении, футуризме, будетлянам, как они себя именуют. Позвольте представить участников диспута: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Прошу, задавайте свои вопросы.

А. Блок: Александр Блок, поэт-символист. Я, собственно, только хотел высказать свое мнение. Боюсь, что в представителях новоиспеченной поэзии больше хамства, чем чего-либо другого. Но, думаю, футуризм в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм. Подозреваю, что значителен Хлебников, Гуро достойна внимания. У Бурлюка есть кулак. Это – более земное и живое, чем акмеизм

1 Барышня:

Господин Маяковский, говорят, вы намеренно делите свои стихи на короткие строки, как ступеньки лесенки. От количества строк увеличивается гонорар, это так?

Маяковский:

Конечно, нет! Это мнение никчемных писак! А я, как выразились Вы, милая барышня, пишу лесенкой, чтобы каждая мысль чеканилась, отпечатывалась даже на задворках вашей памяти, вгрызалась в ваше сознание.

2 Барышня :

Я возмущена! Как смеете вы принижать творчество господ Пушкина, Толстого, Достоевского! Чем же лучше ваша поэзия?

Хлебников:

Главным делом нашей поэзии является словотворчество. Мы “освобождаем” слово, открываем красоту слова вне быта и жизненных польз. Мы создаем заумный язык, только он сможет соединить людей! Вот, например, из моей последней находки:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Поверьте, и вы сможете найти “самовитое” слово! Например, от слова петь. Попробуйте!

Из зала:

О, распойтесь, поюны!
О, запойте, поюны!

Хлебников:

Прекрасно! Может, есть желающие на галерке? Смелее!

3 Барышня:

Но, господа, ведь есть поэты, чья поэзия близка, понятна, а главное –любима. Чего стоит только стихотворение Марины Цветаевой “Генералам 1812года”. Позвольте мне...

(Звучит романс “Генералам 1812года” в исполнении Разбойниковой А.)

(Аплодисменты из зала)

Зритель из зала:

Господа, господа! А я восхищаюсь творчеством новых поэтов! Они даже меня сподвигли написать несколько строк! Послушайте и не судите строго!

Хочу быть смелым,
Андреем Белым,
С весельем детским
Петь Городецким,
В бреду глубоком,
В размахе грубом
Стать или Блоком
Иль Сологубом.
Хочу подняться
Над горизонтом
И к солнцу мчаться
С самим Бальмонтом!

(Бурные аплодисменты)

Председательствующий:

Господа! На этом наш диспут закончен! До новых встреч! (удар гонга)

Боян:

Течет река времени,
Поверьте, братия,
Великие открытия и трагические потери
ждали Россию и литературу в 20-м веке.

(Звучит музыка)

Мать:

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов победы.
Я уже на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нет.
Слетела давно вся пыль с черёмух
Мой мальчик, ты, где ж потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.

Сын:

Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад.
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны
Но фрицы не знали этого
Нервы у всех оголены
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,

Мать:

Мой, мальчик, не уходи постой!
Давай мы выберем путь другой
Другой умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит маму свою.

Сын:

Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он тоже ни в чём не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!

Мать (снимает цветную шаль, одевает черный платок):

Ой, зачем ты, солнце - красное, все уходишь - не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный...
Белый свет не мил, изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко моё, зорюшка моя.

Боян:

Во все времена Ярославны плакали по своим мужьям-воинам,
Матери по сыновьям-защитникам,
А Великая-то Отечественная горькой памятью в нас горит
вот уже 7 десятков лет...

Ведущий (в военной гимнастерке):

Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы “Василий Теркин” Александра Трифоновича Твардовского, фронтовика, военного корреспондента, есть свой неповторимый голос.

Ведущая:

Он умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное, поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.

Ведущий:

Поэма “Василий Теркин” издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки. В годы войны она вдохновляла патриотическим пафосом великого дела - освободительной войны народа против фашизма.

Ведущий:

Книге про бойца в этом году, как и ПОБЕДЕ, исполняется 70 лет.

(Пока герои рассаживаются, фоном звучит песня Павла Кашина “Василий Теркин)

Сценка из поэмы А.Т.Твардовского “Василий Теркин”- “На привале”.

1 БОЕЦ:

Танки действовали славно.
Шли саперы молодцом.

2 БОЕЦ:

Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.

3 БОЕЦ:

А пехота! Как по нотам шла пехота.
Ну да что там! Авиация и та...
Словом, просто красота.
(Бойцы садятся на поляне. Повар приносит кастрюлю с кашей, раскладывает по мискам.
Бойцы едят, нахваливают.)

1 БОЕЦ:

Дельный, что и говорить,
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить
На колесах прямо.

ТЕРКИН:

Слышь, подкинь еще одну
Ложечку такую.
Я вторую брат, войну
На веку воюю.
Оцени, добавь чуток.
Что косишься, повар?

ПОВАР:

Ничего себе едок –
Парень этот новый

2 БОЕЦ:

Ложку лишнюю кладет.
Молвит не сердито.

ПОВАР:

Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.

ТЕРКИН:

Вот спасибо! Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше вроде вас –
Поваром в пехоте.

3 БОЕЦ:

Ах ты, Теркин! Ну и малый!
И в кого ты удался?
Только мать, наверно, знала.

ТЕРКИН:

Я от тетки родился.
Вам, ребята, с серединки
Начинать. А я скажу:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.
Вот вы прибыли на место,
Ружья в руки – и воюй.
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?

1 БОЕЦ:

Сабантуй – какой-то праздник?
Или что там сабантуй?
Сабантуй бывает разный?

ТЕРКИН:

А не знаешь – не толкуй.
Вот под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался – не горюй:
Это малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,
Закури и в ус не дуй.
Хуже, брат, как минометный
Вдруг начнется сабантуй.

Тот проймет тебя поглубже, -
Землю-матушку целуй.
Но имей в виду, голубчик,
Это средний сабантуй.

2 БОЕЦ:

Сабантуй – тебе наука.
Враг лютует – сам лютуй.

ТЕРКИН:

Но совсем иная штука –
Это главный сабантуй.
Вот ты вышел спозаранку,
Глянул – в пот тебя и в дрожь:
Прут немецких тыща танков.

3 БОЕЦ:

Ну зачем же сразу – тыща?

ТЕРКИН:

Хорошо, пускай пятьсот.

1 БОЕЦ:

Что ж, в газетке лозунг точен:
Не беги в кусты да в хлеб.
Танк – он с виду грозен очень,
А на деле глух и слеп.

2 БОЕЦ:

То-то слеп! Лежишь в канаве,
А на сердце маета:
Вдруг, как со слепу задавит, -
Ведь не видит не черта.

ТЕРКИН:

Повторить согласен снова:
Что не знаешь – не толкуй.
Сабантуй – одно лишь слово –
Сабантуй! Он сабантуй.

(снова фоном песня, пока уходят актеры)

Ведущая:

20 век...Он насыщен литературными гениями, разнообразием их творчества, смелыми экспериментами, любовью к Родине и вере в нее.

Ведущий:

20 век... Он подарил блистательную плеяду поэтов и писателей, пятеро из которой были удостоены Нобелевской премии.

Ведущая: Иван Бунин

Ведущий: Борис Пастернак

Ведущая: Михаил Шолохов

Ведущий: Александр Солженицын

Ведущая: Иосиф Бродский, которому исполнилось бы 75 лет.

Ведущий: Однако уже в 27 лет он предрекал своим стихам долгую жизнь

Ведущая:

До свидания, стихи. В час добрый.
Не боюсь за вас; есть средство
вам перенести путь долгий:
милые стихи, в вас сердце
я свое вложил. Коль в Лету
канет, то скорбеть мне перву.
Но из двух оправ - я эту
смело предпочел сему перлу.

Боян:

Слава, кто не жалея сил,
Великое слово людям дарил.
Здрава будь, книга, и творцы здравы!
Слава всем, кто внимает слово книжное!

(все выходят на сцену)

Ведущая:

Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –

Все: Это – книга. Да здравствует книга!

Ведущий:

Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-

Все: Это – книга. Да здравствует книга!

Список литературы.

  1. А.Т. Твардовский. Василий Теркин.
  2. Поэма “Слово о полку Игореве”.
  3. Е.В.Карсалова, А.В.Леденев, Ю.М.Шаповалова. Серебряный век русской поэзии. / ст.Диспуты в политехническом. Художественные искания футуристов. М.: Новая школа, 1996, 192с.
  4. М. Цветаева. Избранное. М.:АСТ. 2006, 565с.
  5. Песни и романсы из одноименного телевизионного фильма [Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано / комп. А. П. Петров. – М.: Советский композитор, 1982. – С.6-8.
  6. И.Бродский. К стихам.
  7. www stihi.ru: Альманах 57. Игорь Северянин. Пушкин.
  8. nsportal. Методическая разработка День Победы.