Интегрированный урок (МХК + литература) по теме "Искусство начала ХХ века. Русские сезоны в Париже. Ранние балеты Игоря Стравинского и русская поэзия Серебряного века". 11-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (219,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок №1

Цель урока: Дать учащимся представление о синтезе русского искусства начала XX века.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с выдающимися произведениями Игоря Стравинского – балетами “Весна священная или картины языческой Руси”, “Жар-птица или волшебные сцены”, “Петрушка или балет-улица”.
  • Дать представление учащимся о творчестве А. Бенуа, Н. Рериха, Л. Бакста, А. Головина в области театрального искусства.
  • Познакомить учащихся с работами выдающихся мастеров балета Вацслава Нежинского и Михаила Фокина.
  • Познакомить учащихся с образным языком композиторов, художников, хореографов начала XX века.
  • Определить взаимосвязь авангардных направлений в искусстве XX века с народной культурой (обращение к народным промыслам: гжели, хохломе, дымковской игрушке, вышивке), к персонажам народного театра, сказкам, музыкальному народному фольклору.

Предметные результаты:

в результате урока учащиеся смогут назвать

  • балеты Игоря Стравинского;
  • имена вылающихся художников, мастеров балета, работавших в области театрального искусства в начале XX ;
  • выявлять различные новаторские приемы в области балета, музыки, художественного оформления;

Личностные результаты:

  • использование приобретенных навыков в анализе музыкальных произведений других композиторов данной эпохи;
  • сравнение музыкальных произведения различных направлений;
  • оценивание новаторских приемов музыки И.Стравинского;
  • формирование целостного представления о развитии музыкального искусства;
  • накопление опыта эстетического переживания;

Метапредметные результаты:

  • формирование ключевых компетенций в результате диалога с искусством;
  • формирование готовности учащихся к самообразованию;
  • развитие критического мышления. способности аргументировать свою точку зрения;
  • формирование исследовательских умений;
  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
  • формирование коммуникативности в общении с учителем и сверстниками;

Вопросы к уроку:

1. В чем проявился синтетизм искусства начала XX века?

2. Как балеты И.Стравинского были связаны с народной культурой?

а) К каким литературным источникам обратился И.Стравинский в балете “Жар-птица”?

б) Назвать героев сказок и ярмарочных представлений, представленных в актах И.Стравинского.

в) Какие народные песни прозвучали в балете И.Стравинского “Петрушка”?

Музыкальный эпиграф к уроку: “Русский танец” из балета И. Стравинского “Петрушка”

Н. Рерих – “Эскиз декорации к балету И. Стравинского “Весна священная”.

Перед вами эскиз декорации к балету Игоря Стравинского “Весна священная или картины языческой Руси””, выполненный Николаем Рерихом.

...Безбрежные просторы, зеленеющие холмы, по которым разбежались веселые стайки берез, небо, высокое и холодное, но уже пронизанное светом робкого весеннего солнца – во всем чувствуется какая – то нетронутая, первозданная красота... И над этим бескрайним пространством властвует старый, с корявыми иссохшими сучьями дуб. Он еще не покрылся первой листвой, а значит - и весна не наступила...

Величию и вечности жизни природы противопоставляется жизнь человека...

Игорь Стравинский вспоминал:”Когда я создавал музыку к “Весне священной”, мне представилась картина языческого ритуала: мудрые старцы сидят на вершине холма и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность”

Балет “Весна священная” впервые был поставлен в Париже в 1913-м году.

Париж – это гениальный город, город в котором уже несколько столетий не переводится удивительное чувство красоты, романтики общественных идеалов. И сюда на генеральный экзамен Сергей Дягилев привозит, что есть лучшего в русском искусстве:

- в 1906 г. - русскую живопись.

- в 1907 г. - симфоническую музыку.

- в 1908 г. - русскую оперу.

И, наконец, в 1913 г. - русский балет.

28 мая 1913 года... В этот день в Париже состоялась премьера балета Игоря Стравинского “Весна священная”...

Это был один из самых блистательных провалов!!.

Реакция публики была такова, что Стравинскому уже вначале пришлось покинуть спектакль. А когда в “Пляске щеголих” появилась группа прыгающих лолит с вывернутыми внутрь коленями и ступнями ног!!. в зале началось что-то невообразимое… Раздались издевательства, смех… Кто-то кричал: “Девки!! Девки 16-го квартала!!” (16-й квартал славился своими вольными нравами). Шум стоял такой, что режиссер-постановщик Вацслав Нежинский взобрался на стул, ногой он отбивал такт и при этом исступленно выкрикивал номера: “16-й!!. 17-й!!. 18-й!!.” Впрочем, его все равно никто не слышал - такой стоял шум, а Сергей Дягилев, чтобы привести публику в чувство, все время то зажигал, то гасил свет. И только дирижер Монте стоял спокойный, хладнокровный и, казалось, совершенно лишенный нервов.

Л. Бакст – “С. Дягилев с няней”

А после спектакля вся компания Дягилев, Стравинский, Нежинский и Монте собралась в небольшом ресторанчике, взмыленные, возбужденные, презрительные и счастливые, и Дягилев неожиданно всех огорошил: “Ну вот! В точности то, чего я хотел!” Дягилев был доволен!! Ему никто не возражал. Дягилеву лучше знать какую пользу он извлечет из скандала. Какой скандал!!. Какая реклама!!.

Прошел год...

И в этом же самом зале вновь звучала “Весна священная”, правда в концертном варианте (т.е. без балетных номеров), в этом же зале дирижировал снова Монте...

По окончании весь зал вскочил на ноги и устроил бешеную овацию! Стравинский вышел на подмостки, обнял Монте, с которого пот стекал ручьями... Публика устремилась за кулисы. Благодарные слушатели в порыве восторга подняли Стравинского на руки и на руках!! понесли его по улицам Парижа!!

“Эскиз костюма к балету И. Стравинского “Весна священная”-“Щеголи

Возникает вопрос: почему же провалилась премьера в 1913-м году?

Ведь французская публика к этому времени была хорошо знакома с русской музыкой. Как мы уже говорили, Дягилев в 1908 г. во время русских сезонов уже привозил в Париж оперы М.Мусоргского, П.Бородина, Н.Римского-Корсакова...

Тогда...в зале ГРАНД ОПЕРА собралось самое изысканное, самое утонченное, самое аристократичное общество мира.. Полутемные ряды лож холодно поблескивали бриллиантами, вызывая нервную дрожь у артистов. Но вот со сцены из – под стен Новодевичьего монастыря раздались вопли баб и мужиков... Удивительно!.. Но публика с первых же тактов преисполнилась глубокого внимания. Ей нравилось искусство русских варваров!..

Так почему же провалилась премьера “Весны священной”?

Может быть тема была нетрадиционной? - И тема была традиционной.

К началу 20-го века русское музыкальное искусство накопило большой опыт в показе массовых народных сцен. Достаточно вспомнить имена Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и т.д. Тема была традиционной, но вот решение этой темы было нетрадиционным! Попробуем разобраться в этом вопросе.

Для сравнения мы прослушаем отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка” Фрагмент этот называется “Пляска скоморохов”. Действие оперы относит нас также как и в балете “Весна Священная к далеким языческим временам, когда люди поклонялись Яриле – Солнцу.

Практическая часть

Учитель задает учащимся вопросы, на которые они должны ответить после прослушивания отрывка

1) Какие инструменты симфонического оркестра использовал Римский-Корсаков в оркестровке данного музыкального отрывка?

2) Какие средства музыкальной выразительности помогают Римскому-Корсакову воссоздать картину народной пляски?

Звучит фрагмент балета Н.Римского-Корсакова “Снегурочка” - “Пляска скоморохов”.

Учитель выслушивает ответы учащихся и вместе с ними приходит к выводу:

1. Римский-Корсаков использует все богатство красок симфонического оркестра, задействованы все группы музыкальных инструментов.

2. Римский-Корсаков использует как средство музыкальной выразительности песенность, танцевальность и богатое вариационное развитие характерное для русской музыки.

Как же эту задачу решает И.Стравинский? (И.Стравинский был учеником Римского-Корсакова).

Игорь Стравинский подходит к теме как историк, как этнограф, как археолог.

Он задает вопрос: на каких инструментах в те далекие времена играли древние славяне. Что было в этой первобытной музыке превалирующим – мелодия или ритм?

Учитель выслушивает ответы учащихся и вместе с ними делает вывод: древние народы широко использовали примитивные духовые инструменты, сделанные из дерева, кости, глины: свирель, рог, всевозможные свистульки ( конечно на таких инструментах вряд ли возможно было сыграть сколько-нибудь развитую мелодию – диапазон этих инструментов был ограничен), а также ударные инструменты: трещотки, бубны и т.д. Превалирующее значение в этой музыке имел ритм!

Значило ли это, что Стравинский предложил музыкантам оркестра играть на свистульках и трещотках? - Нет! Но композитор ищет и находит совершенно новые краски и тембры звучания симфонического оркестра.

Как играют на скрипке? - Смычком, щипком... Стравинский использует удары смычком по струнам скрипки, по корпусу...

Или есть такое обозначение в партитуре – ударять камышовой палочкой, обернутой кафком. (кафк – это род войлока). Музыканты смеялись – шутка гения!! Да не все ли равно какой палочкой ударять по барабану?! Можно деревянной, можно бамбуковой, можно войлочной... Для сравнения перепробовали все палочки, и только камышовая палочка, обернутая кафком издавал совершенно неповторимый, окутанный мягким облаком звук…

Учащиеся прослушивают фрагмент из балета И. Стравинского “Весна священная” - “Пляска щеголих”.

Однако такой подход Стравинского к этой теме потребовал и пересмотра привычных хореографических традиций. Поэтому Вацлав Нежинский, режиссер-постановщик “Весны священной”, пытается воссоздать младенческую красоту движения, найти примитивный жест, который в большей степени соответствовал бы создаваемому образу. В поисках этого он изучает народные танцы, лубочные картинки, даже вышивки! И он находит этот выразительный жест, так называемый музыкальный хореографический кубизм. И именно эта необычная для того времени хореография, которая совершенно не воспринималась неподготовленной публикой и послужила причиной провала премьеры балета.

Неслучайно И. Стравинский при повторном исполнении “Весны священной” предпочел обойтись без балетных номеров.

Открытия В. Нежинского не были единичными. Достаточно вспомнить имя А. Дункан – танцовщицы, не имевшей академического образования. Она также отказалась от классического танца, выступала босиком, ее выступление представляло собой импровизацию, свободное выражение музыкального чувства посредством движения

С этими же новаторскими изысканиями в области хореографии мы сталкиваемся и в работах известного танцора и хореографа М. Фокина, с которым Стравинский работал в “Жар-птице” и “Петрушке”. И М. Фокин отказался от классического танца и нашел новые формы выразительности, отвечавшие месту действия.

Практическая часть

Мы познакомимся с фрагментом из балета И. Стравинского “Жар-птица” в постановке М.Фокина. Фрагмент этот называется “Поганый пляс” Но прежде чем мы приступим к просмотру, необходимо сказать несколько слов об этом балете. Балеты И.Стравинского - необычайно красочное зрелище, и в “Жар-птице” существует определенная подчиненность содержания этому зрелищу. Несмотря на то, что И. Стравинский обращается к известной сказке Афанасьева, рассказать о том, что там происходит трудно, потому что там, собственно, ничего не происходит.

Ранним утром в сад Кащея прилетает Жар-птица, быстрая, златокрылая, огненная. Сюда же в сад попадает и Иван-Царевич. Ему удается поймать Жар -птицу, и в обмен на свою свободу она дарит Иван – Царевичу перо. В сад приходят поиграть золотыми яблочками заколдованные пленницы, и среди них – Ненаглядная Краса. Появляются слуги Кащея, они связывают Иван-Царевича, но он вспоминает про перо Жар – птицы, и, прилетевшая на его зов Жар-птица, заставляет плясать все Кащеево царство. Кащей погибает, Иван-Царевич выводит спасенную Ненаглядную Красу, а на месте Кащеева царства город вырос. Это содержание балета, но это не главное. Главное – это красочность зрелища, которое создают хореограф, композитор и художник.

А. Головин – это автор декорации к балету “Жар-птица”. На декорации – сады Кащея изображены ранним утром незадолго до рассвета, как бы потонувшими в сырости и серости – отсюда и сочетание серой и желтой красок – золотишко, что поблескивает в паутинном углу. На переднем плане – нагромождение ядовитых грибов, а вдали виднеется замок невиданной архитектуры. Сад, как персидский ковер, сплетенный из фантастических растений. И повсюду мы угадываем очертания волшебной птицы, но каждый раз ее узнаваемый облик ускользает от нас.

А. Головин – декорация к балету “Жар-птица”. Кащеево царство

Просмотр фрагмента балета – “Поганый пляс”

Учитель обращает внимание учащихся на то, что Жар-птица исполняет свой номер на пуантах, ведь это существо фантастическое, а танец царевен, напротив, исполняется босиком. Тем самым хореограф подчеркивает их земное происхождение.

Более живым в “Жар-птице” получилось злое начало, олицетворяющее Кащея. Музыка “Поганого пляса” - страшная и пленительно-отвратительная, дикая и злобная – это пляс подневольной рабьей силы. Уроды и гады вертятся, хоатично кружатся, приседают, подпрыгивают, лежат на сцене, дрыгая ногами.

Современники обвиняли Фокина в декаденских ухищрениях, неопримитивизме – все это называя дряхлеющей и упаднической культурой, обвиняли и в 20-е, и в 30-е, и в 40-е годы. Нас отделяет от этих постановок около 100 лет. Нам трудно понять, что же так возмущало публику в начале 20-го века. В наше время никого не смущает сложная кубистическая хореография. И это говорит лишь о том, что новаторские поиски Нежинского и Фокина опередили свое время на несколько десятилетий.

Но вернемся к Игорю Стравинскому.

И. Стравинский родился в 1882 году, умер в 1973 году. Он прожил более 90 лет, и в течение всего этого времени композитор находился в состоянии творческого развития, он все время искал новые средства выражения. На его творчество существовали разные взгляды: подчеркивали “меняющиеся лица его муэыки, его обвиняли в “хамелеонстве”, “приспособленчестве к зигзагам буржуазной моды”. Современников ошеломляли те повороты, которые он осуществлял. Хотя, что можно сказать о композиторе, который 73 года прожил в 20-м веке, и это были годы расцвета его творчества? Было бы странным если бы он все эти годы творил в одной манере, другой вопрос - он сам осуществлял эти повороты и сам, может быть, стал законодателем этой множественности стилей.

В 1963-м году И. Стравинский по приглашению Н.С. Хрущева прибыл в СССР. Просматривая газеты тех лет, невольно обращаешь внимание на некоторую сдержанность в оценке музыки И. Стравинского. Хвалили мастерство артистов балета, красочность декораций, освещение, отзывчивость и заинтересованность советских слушателей, а о музыке Стравинского… точно не знали, можно ли его хвалить, покинувшего предреволюционную Россию.

Стравинский был связан с журналом “Мир искусства”, и одной из сторон творчества мироискусстников было стремление к художественному синтезу, которое проявилось в интересе этих художников к театру, к книжной графике. Но кульминацией этого синтетизма явились именно балеты Игоря Стравинского. И поэтому “Жар-птица” - это работа трех мастеров: Стравинского, Головина и Фокина. “Петрушка” - работа Стравинского, Бенуа и Фокина. “Весна священная” - Стравинского, Рериха и Нежинского. Вот почему балеты Стравинского имеют двойные названия: “Петрушка” или балет – улица, картина масленичного гуляния”, “Весна священная или картины языческой Руси, “Жар-птица или волшебные сцены”. Балет – картина, балет – зрелище...

Но синтетизм русского искусства начала 20-го века проявил себя не только в интересе художников к книжной графике, к театру, но и в решении общих проблем, волнующих русское общество. Но это тема нашего следующего занятия.

Урок №2

БалетПЕТРУШКА”.

Как мы уже говорили, синтетизм русского искусства начала 20-го века проявил

И.Стравинский. себя не только в интересе художников к книжной графике, к театру, но и в решении общих проблем, волнующих русское общество.

В “Петрушке” И. Стравинского синтетизм русского искусства нашел свое наиболее полное выражение, и границы этого выражения очень широки.

Одна граница находится в типичном “театре представлений” - ведь Петрушка – персонаж народно – ярмарочного театра, непременный участник балаганных представлений, бойкий, задорный, остроумный и в любовных делах удачливый! - Арап, который противостоит ему, терпит поражение! – Петрушка колотит его палкой!. Таков Петрушка в “Русском танце”.

А другая - граница лежит в типичном “театре переживаний”, потому что рассказывает о трагедии маленького человека, который под кукольной маской скрывает страдания и тоску одинокой души. Эта тема не была новой в литературе, но в XX веке она приобретает гротескные черты. И в “Петрушке” нашли отражения мысли, свойственные многим современникам Стравинского.

(Эту часть урока можно дополнить выступлениями учащихся. По выбору учителя или по своему выбору они могут прочитать стихотворения, соответствующие теме урока).

Александр Блок. – В его произведениях этого периода (1900–1906 гг.) значительное место заняли кукольные персонажи итальянской комедии – Арлекин, Пьеро, Коломбина.

Пьеро – нескладное существо в белом балахоне.
А там в углу - под образами
В толпе, мятущейся пестро,
Вращая детскими глазами
Дрожит обманутый Пьеро.
(1902 г.)

Арлекин одет в яркие пестрые лохмотья, весь изогнут, изломан. Он хохочет, он кривляется, но за этим – боль и страдание. Но стоящая у подмостков довольная и сытая толпа, разве может представить себе , что Арлекин тоже способен на человеческие переживания? Толпа жаждет веселья!!.

Кто-то долго бессмысленно смеялся
И кому-то становилось больно
И когда внезапно сбивался
Из толпы кричали:”Довольно”.
(“Балаганчик” - 1906 г.”)

Интерес Блока к персонажам комедии масок и интерес Стравинского к “Петрушке” сознательный – их волнует противоречивость внешнего облика и внутреннего мира человека, волнует судьба человека, вынужденного жить по чуждым его душе законам. На каждом шагу это создает трагический конфликт то с самим собой, то с окружающим миром.

Стравинский так писал о “Петрушке: “Когда я сочинял это.... передо мной был образ механического плясуна”.

Но “Петрушка”- это не балет, где танец является основным материалом воздействия на зрителя, а музыка – это сопровождение к действию. В “Петрушке” основное воздействие на зрителя производит именно музыка Стравинского и конкурирующая с ней живопись А. Бенуа. Музыка балета настолько изобразительна, что создает не только слуховые, но и почти что зрительные образы.

Балерина

Image4706.jpg (43151 bytes)

Арап

Петрушка

.И А.Бенуа для каждого рядового участника гуляния – купчика, мастерового, солдата, кучера, мамки, булочника нашел такие штрихи в окраске, покрое костюма и гриме, которые заставляют помнить этот персонаж порою дольше и ярче, чем его танец. Вот балерина – у нее костюм со статуэтки гарденоровского фарфора. Арап - тяжелый, квадратный, ноги вывернуты, грудь колесом, пальцы растопырены, движения на полусогнутых ногах. Петрушка – несчастное, забитое, запуганное существо. Во время танца стопы его ног повернуты носками внутрь, голова, плечи и руки опущены. Все его тело как натянутая струна.

1-я картина. “Масленичные гуляния.”

Показ отрывка фильма-балета “Петрушка”. 1-я картина.

Начинается балет картиной масленичных гуляний.

Пестрая шумная толпа веселится, глазеет, она и движется, и в то же время стоит на месте. Как же передать в музыке этот эффект снующей, танцующей, веселящейся толпы, в которой есть отдельные группы и лица, но эти лица не привлекают к себе внимания как личности. Вот здесь складывается то, что характерно для Стравинского – взгляд со стороны, где лиц не видно и, естественно, что на этом лице, а взор привлекают разные красочные пятна. Как будто пришел кто-то, выбрал место, иногда он поворачивает голову – вот тут балаганный дед, а вот - танцовщица; ухо ловит одно, глаз другое, и ухо лучше слышит тот мотивчик, который знаком.. Вся эта картина подвижна, но мы не можем следить за всем, может она стоит на месте, но все время колышется, и важно создать этот оттенок вибрации. Два чередующихся аккорда запускают движение и на этом гудящем фоне звучит то русско-итальянский городской романс из репертуара шарманок, то старинные песни – “Далалынь – далалынь”, и любимые городские мотивы - “Ах вы, сени, мои сени”, “Вдоль по Питерской”, “То не лед трещит, не комар пищит”. - Это язык города и деревни! Стравинский нашел русское и бытовое в обычнейшей уличной и дворовой городской музыке, не побоявшись художественно оформить близкие и знакомые напевы. И именно пестрота музыкального материала способствует изображению этой калейдоскопичности толпы.

В центре картины – эпизод “Фокус”. Здесь происходит резкая смена планов, которое выражается в снятии гармонического гудения, которое так характерно для начала картины. Краткие мотивы с фантастической, загадочной, зловещей окраской приковывают наше внимание. Но вот фокусник заиграл на флейте, и возникает сильнейший контраст – мелодия звучит то вверх и застывает на длинном звуке, то вниз и вновь застывает, она примитивна-не такой уж сложный был этот фокус…

Показ отрывка фильма-балета “Фокус”

2-я картина. “У Петрушки”.

Комната Петрушки.

Открывается дверь, и чья – то нога вталкивает Петрушку в эту черную конуру. На стене висит портрет фокусника. И здесь его глаза постоянно следят за Петрушкой. По сценарию причина всех злоключений Петрушки – чародей-фокусник, дерзнувший вложить сердце и мысль в свои игрушки. Это он заставляет Петрушку кривляться на арене и забавлять до изнеможения сытую толпу. Это ему, мучителю, Петрушка посылает свои проклятия. Но вот входит балерина – предмет мечтаний Петрушки. Петрушку охватывает телячий восторг,. чувства переполняют его, но он ничего не может сказать. А балерина? Она уходит, она даже не замечает Петрушку…

3-я картина. “У арапа.”

Показ отрывка фильма-балета “Петрушка” - 3-я картина.

Комната увешана персидскими коврами, украшенными развесистой клюквой!

Петрушке противопоставляется арап и балерина. Арап – основное в его облике то, что он черный-черный!!. Он танцует!! Но как он танцует?! Два кларнета звучат в октаву, характеризуя сосредоточенную за веревочку. Мелодия короткая и повторяется несколько раз без изменений – предмет мечтаний Петрушки тупость. 2-й танец арапа с восточным колоритом – ритуальный танец. Входит балерина. Арап!! - Вот кому она готова отдать свое сердце!. Звучит пародия на вальс “Как хороши те розы”. Движения балерины - однообразные и точные как движения марионетки. Можно представить, что кто-то дергает ее не так уж интересен. Балерина прелестная, пленительная, но очень глупая. Самое смешное – это когда вступает арап. Сначала звучат отдельные музыкальные реплики, конечно невпопад. Создается впечатление – сейчас отдавит ноги.

4-я картина – “Масленичные гуляния вечером.”

Показ отрывка фильма – балета “Петрушка” - 4-я картина.

В музыке за живым движением толпы, за ее праздничностью, веселым шумом и гомоном встает страшный образ сытого равнодушия. В круг выходят дородные кормилицы. - Звучит песня - “Вдоль по Питерской ”. Но вот за ними выходят конюхи. - Звучит песня “Ах вы, сени, мои сени”. Слышится ритмический перебор. Звучание трубы придает теме дурашливый характер . И, кажется, что это вовсе и не конюхи, а лошади пустились в пляс – вот-вот кого-нибудь затопчут, раздавят. Медведь!”Сейчас задеру”. Визг гармоник, говор, хохот – на этом разноголосном фоне развертывается кукольная драма - трагедия несчастной любви Петрушки. Неожиданно слышится шум в балаганчике. С криком выбегает Петрушка, а следом за ним мчится арап с картонным мечом! Он настигает Петрушку. Удар!!. И бубен с легким стуком, звякнув колокольчиками, падает на землю…

Сытая и равнодушная толпа тупо смотрит на распростертого Петрушку, который прощается с жизнью. Какой окаэывается хрупкой и трепетной была эта жизнь! Но вот появляется фокусник. Он смотрит на изуродованную куклу. Возможно ли ее починить для того, чтобы опять мучить?.. Но произошло чудо! Бессмертная душа Петрушки отлетела туда, где свобода, к далеким – далеким звездам, а ночью, когда вся площадь погрузилась в сон, возникла тень Петрушки, и она погрозила своему мучителю – фокуснику! И фокусник в страхе бежит, он боится этой ожившей тени!.. И что в этой тени?! Может быть предчувствие будущих потрясений, когда восстанут все замученные и забитые этими фокусниками, что управляли их жизнью, и страшна будет расплата! Что за этим??

Учащиеся отвечают на вопросы и участвуют в обсуждении темы.