Интегрированный урок (английский язык + геометрия) "Why do people become scientists? Решение задач по теме «Шар»". 11-й класс

Разделы: Математика, Иностранные языки

Класс: 11


Цель урока: создать условия для формирования познавательной активности учащихся.

Задачи урока:

  • активизация и закрепление изученных лексических единиц по теме; систематизация и обобщение знаний по теме “Шар”.
  • развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетентности; расширение кругозора учащихся;
  • обеспечение личностно-ориентированного и гуманистического характера обучения; корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: презентация, фотографии ученых (М.В. Ломоносов; И.Ньютон; Д.И. Менделеев), интерактивная доска, раздаточный материал, яблоко, мяч.

Ход урока

I. Организационный момент. Good morning! Glad to see you! Take your seats, please. Today we`ve got an unusual lesson as you`ve already noticed so try to do your best, please. Moreover we`ve got some guests today. Let`s begin our lesson. I wish you good luck!

II. (1 слайд) Мотивация изучения нового материала (видеоролик о науке на англ. языке). Now you`re to watch a video and tell me the main topic of our lesson. [1]

Учитель английского языка:

How do you think what we`re to speak about? О чем пойдет речь сегодня на уроке (уч-ся формулируют цель урока).

III. Работа по теме (на доске фото ученых).

Now you`re to listen to your classmates. They`re going to tell you some important information about three famous scientists. Your task is to listen to them attentively and fill ill in the gaps in the cards.

1) сообщения учащихся на английском языке (3 ученика выходят к доске и рассказывают об ученых, остальные получают карточки с пропущенными годами, в которые происходили какие-либо важные события в жизни данных ученых. Задача класса - послушать выступающих и заполнить пропуски в карточках. (Приложение 1)

2) класс выполняет работу по карточкам. Дифференцированные задания для учащихся: используя данные в сообщениях вставить в предложения:

На “3” - даты, записанные прописью и цифрами, в пропущенные места в предложении.

Seventeen oh five (1705), sixteen sixty-eight (1668), seventeen sixty-three (1763), seventeen forty-five (1745), eighteen seventy-one (1871), eighteen nineteen-two (1892).

На “4” - даты, записанные цифрами, в пропущенные места в предложении. 1745, 1705, 1871, 1668, 1892, 1763

На “5” - услышанные даты в пропущенные места в предложении.

Card

Newton was awarded Master`s degree in....... . In.... he was knighted.

Lomonosov became Professor of Chemistry, Academy of Science in ... and a member of Academy of Arts in.... .

In ... Mendeleyev wrote his “The Principles of Chemistry”. From ... he was the leader of the main chamber of weights and measures.

3) (ученики сдают карточки учителю для проверки)

4) (2слайд) Проверка карточек.

IV. Учитель математики

а) Актуализация знаний.

(3 слайд) - отгадайте ребус

Существует легенда, согласно которой Ньютон сидел в своем саду и обратил внимание на падающее с дерева яблоко. Задумавшись над тем, почему упало яблоко, Ньютон пришел к открытию закона всемирного тяготения (яблоко в руке)

- отгадайте загадку:

Круглый я, как колобок. У меня упругий бок.
Весел очень и прыгуч, долететь могу до туч!
Жизнь, конечно, нелегка - постоянно бьют бока,
Но ударов не боюсь, в крепкой форме остаюсь
Не давайте мне лежать, я могу и убежать,
Без движенья - хоть заплачь! Угадали? Это ... мяч! (мяч в руке)

3) фронтальная беседа:

- на какое тело вращения похожи яблоко и мяч?

- как вы думаете, какова будет цель нашего фрагмента урока по геометрии? (решение задач по теме “Шар”)

- дайте определение шара;

- дайте определение шаровой поверхности;

- дайте определение радиуса шара (каждый отрезок, который соединяет центр шара и точку на шаровой поверхности, называют радиусом);

- дайте определение диаметра шара (отрезок, соединяющий две точки шаровой поверхности и проходящий через центр шара, называется диаметром).

Учитель английского языка: 4 слайд - Now please watch a small video for you to remember the main geometrical terms. [2]

Учитель математики Выберите себе задания.

б) решение задач (дифференцированные задания по карточкам)

на “3”

Дан шар. ОВ=5мм, АВ= 3 мм, АО=?

АО=(мм)

Ответ: АО =4 мм

на “4”

Шар, радиус которого 41 дм, пересечен плоскостью на расстоянии 9дм от центра. Найти площадь сечения.

АВ=

Scеч= *402=1600 (дм2)

Ответ: 1600? дм2

на “5”

Линия пересечения сферы с плоскостью имеет длину 18. Чему равно расстояние от центра от центра сферы до этой плоскости, если радиус сферы равен 15?

С=2 АВ 18 = 2 АВ АВ =9 ОА=

Ответ:  ОА =12

в) (ученики сдают карточки учителю для проверки)

(5 слайд) Проверка для учащихся

Учитель математики Сегодня вы решали простые задачи по теме “Шар”. Решением более сложных задач, связанных со свойствами этого тела вращения занимаются ученые: физики, химики, математики.

V. Учитель английского языка: (Работа с учебником.)

Why do people become scientists? Now we`re going to read some reasons and translate them. Then you`re to add some more. (стр.94. Упр. 2в.) (чтение и перевод текста по цепочке, после чего обучающиеся добавляют те причины, которые не были упомянуты в упражнении, но на их взгляд являются важными).

VI. Учитель математики: (каждый ученик получает высказывание, разрезанное на отдельные слова) Составьте высказывание о математике. (Приложение 2)

(6 слайд) Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

VII.Стихотворение о науке (ученик)

Математику надо учить, она приводит ум в порядок.
И не стоит ее не любить, ведь она страна вечных загадок.
Пифагор доказал утверждение, и теперь без него никуда.
А Евклид написал “Начала”, что дошли до нас сквозь года.
Лобачевский, Фалес, Архимед...в мире много известных ученых,
Что любили важнейший предмет и открыли в нем много нового.
Математика – это наука, без которой сейчас никуда.
Математика – сложная штука, и придумана неспроста. [3]

VIII. Кроссворд (Приложение 3)

IX. 7 слайд Проверка кроссворда

X. Домашнее задание. Итог урока (выставление отметок).

1) Учитель английского языка:

- выучить высказывание об ученом (раздаточный материал):

Michael Faraday is one of the famous English scientists. He was born in a poor family. He didn’t learn much and spent a lot of time playing. When he was 14 he got some work in the bookseller’s shop. So Michael could read books. The young boy read a book written by the English scientist Humphry Davy. He liked it so much that he tried to get work in Davy’s laboratory. Soon Faraday became Davy’s laboratory assistant. Like Davy he became interested in electricity. Michael discovered that electricity could be made by a machine. Nowadays we can say that without Faraday and his work we can have no electricity and of course we can have no telephones, no radio, no television.

- составить кроссворд по теме “Ученые”

2) Учитель математики:

- составить ребус по теме “Шар”;

- решить задачу (из ЕГЭ)

Сечение шара плоскостью имеет площадь 36 м2. Радиус шара 10м. Найти расстояние от центра шара до плоскости сечения.

Решение:

Sкр = 36

36 =R2 сеч

R2сеч=36

Rсеч =6м АВ=6м АО2 =100 – 36 =64, АО = 8 м

Ответ: АО = 8м

XI. Дерево настроения (учащиеся оценивают проведенный урок, выходя из класса, прикрепляют “яблоки- зеленое, красное, желтое” на “яблоню”)  [4]

(Приложение 4)

Интернет-ресурсы и литература

  1. https://www.youtube.com/watch?v=RHgXwzPszwI
  2. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-mjach.html
  3. http://vseanekdotu.ru/stixi-dlya-detej-o-matematike/
  4. http://thumbs.dreamstime.com/z/apple-albero-alle-stagioni-differenti-13871830.jpg
  5. А.В. Погорелов. Геометрия 10-11 классы. М.: Просвещение: ОАО “Московские учебники”, 2010.
  6. Гроза О. Л. и др. Английский язык. Учебник для общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2009.