Урок на тему "Гласные звуки и буквы" в 1-м классе для детей с ОВЗ

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

Задачи:

  • Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О], [ы], [Э].
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза.
  • Дифференцировать звуки [А], [У], [И], [О], [ы], [Э].

Предметные УУД:

  • учить выделять гласный звук в слове, различать гласные звуки и буквы.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • освоить способ определения гласного звука.

Познавательные:

  • учить соотносить графический образ гласных букв со звуками.

Коммуникативные:

  • учить уважать мнение других людей.

Личностные УУД:

  • стремиться к успешности в учебной деятельности.

Оборудование: картинка Звуковичок (в красном), Картинки: коляска с куколкой, кукла Оля, паровоз, жеребенок, кукла мальчик Эдик, медведь. Картинка многоэтажный дом. Предметные картинки (по количеству детей); гласные буквы красного цвета; “звуковые дорожки” — индивидуальные карточки с изображением чередующихся гласных букв, раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Упражнение “Дождик”. (2 слайд)

Презентация.

Дети могут закрыть глаза. Логопед говорит:

- Представьте себе, что пошел дождь. С неба капли дождя падают прямо на нас.

А теперь капелька:

легла на правую щеку – надуйте ее;
легла на левую щеку – надуйте ее;
легла на носик – наморщите нос;
легла на лоб – пошевелите бровями;
легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.
Дождь закончился.

2. Сообщение темы занятия. (3 слайд)

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Царство гласных звуков и букв. А поможет нам Звуковичок. А почему Звуковичок именно в красном наряде?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

3. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом. ( 4 слайд). Работа с зеркалами.

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет девочка. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет? (картинка)

Дети: Гласный звук [а]. 

Логопед предлагает успокоить девочку нескольким детям, пропев звук [а]. Обратить внимание, губы образуют большой кружок (зеркало).

Логопед: Ребята, в коляске девочка Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет она потому, что у неё болят зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?

Деи: Звук [о].

Логопед: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети: Тянут ниточку [оооооо]. Обратить внимание, губы образуют овал (зеркало).

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться начала.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.

Дети: [у]

Обратить внимание, губы образуют маленький кружок (зеркало).

Логопед: Давайте погудим громко, а потом тихо.

А вот кто приехал к нам на паровозе – зайчик Искорка. Давайте вспомним, как Искорка зовет маму-зайчиху.

Дети: [иии]. Логопед вызывает ребенка, который двигает зайчика, а остальные дети длительно тянут ниточку [ииии]. Обратить внимание, губы образуют улыбку (зеркало).

Логопед: Еще на паровозе к нам приехал мальчик, а зовут его Эдик он, и поможет Искорке найти его маму. Давайте произнесем имя мальчика и послушаем, какой первый звук в его имени. (Дети произносят имя мальчика и выделяют первый звук в его имени.) Обратить внимание, губы образуют большой овал (зеркало).

Логопед: Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ], поставим точки [э][э][э]. Эдик с Искоркой отправились разыскивать маму-зайчиху, а мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных звуков. И вот нам на пути встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мёд.
Мишка жалобно ревет
Ы-ы-ы –
Покусали меня пчелы!

Логопед: Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

Дети: Гласный звук [ы]. Обратить внимание, губы образуют узкий овал (зеркало).

Логопед: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды.

Логопед: Звук поётся голосом. Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

4. Формирование направленного длительного выдоха. (5 слайд)

Логопед:. Посмотрите, здесь у меня “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Перед детьми лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.

Логопед: Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

5. Соотнесение гласных звуков с буквой. Закрепление умения придумать слово на заданный звук, букву. (6 слайд)

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите нужную букву, с которого начинается ваше слово. Дети выбирают букву, подходящего к слову из конверта.

Логопед: Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к вашим буквам. Дети подбирают слова, начинающиеся с такой же буквы. Наши буквы обозначают, какие звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Перед вами на столах буквы всех гласных звуков. Я читаю стихотворение, а вы подбираете нужную букву, и произносите его.

Логопед произносит стихотворение, предварительно предложив детям сопровождать чтение гласными буквами.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать (О) и закричать (А),
Громкий гудок к паровозу подать (У),
Нежно зайкой могут позвать (И),
Даже медведем могут рычать (Ы),
Эхом далеким в лесу отвечать (Э).

6. Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие) (7 слайд)

Логопед: Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Сначала натянем “умную шапку”. (Указательными и большими пальцами оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На дереве сидит,
На всех глядит.

Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.

7. Закрепление произношения гласных звуков и букв. (8–10 слайд)

Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.

– Какой гласный звук в слове бык? (Логопед выставляет картинку быка).

Дети: [ы]

Логопед ставит гласную букву ы, затем заменяет его на гласную букву а.

 – Во что превратился бык?

Аналогично проводится “превращение” следующих слов:

Кот —> кит, дым —> дом, эхо—> ухо.

8. Развитие мелкой моторики (11 слайд)

Логопед: Наши приключения еще не закончились. Посмотрите, наш Звуковичок со своим подружками, ждут от нас помощи. Они несут нам письмо, но им нужно пройти по заколдованной тропинке. Давайте им поможем.

На столах перед детьми звуковые дорожки.

Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждую букву. Один ребенок произносит, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Сначала снизу вверх, а затем сверху вниз.

9. Логопед: Ну вот мы с вами и получили письмо от Звуковичка. (12 слайд).

И вот что он нам пишет: (достает письмо и картинки из конверта)

Игра “Новоселы” (13 слайд). В нашей Стране гласных звуков построили дом для лесных жителей. Все уже заселились, только рысь, волк, лис никак не могут найти свою квартиру. Давайте им поможем. А нам помогут гласные буквы, они горят огоньками на этажах.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их квартиры.

10. Итог занятия. Рефлексия. 14 слайд

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Литература.

  1. Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. – М.: Просвещение.
  2. Рыбина Э.В. “Работа над гласными звуками на логопедических занятиях”, 1 класс.
  3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html
  2. http://readik.ru/str1_5_1_8.php

18.08.2016

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306