00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Информационные технологии на уроках химии

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (94,7 кБ)

Загрузить презентацию (1,1 МБ)


В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно ориентированное обучение. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление объектов и явлений микромира; - изучение производств химических продуктов; - моделирование химического эксперимента и химических реакций; - система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляет использование ИКТ.

Информационные технологии позволяют:

1. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

2. Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

3. Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

4. Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

5. Изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

6. Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

7. Проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

Преимущества для преподавателя:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
    Преимущества для учащихся:
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  • отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в условиях корпуса просто небезопасно. Кроме того, моей задачей является развитие пространственного воображения ребенка, умение “увидеть” невидимое, смоделировать химические процессы.
Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски.

Работа с доской:

  • облегчает работу учителя при создании наглядных пособий;
  • организации фронтального контроля;
  • позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.

Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний.

Средства записи и копирования позволяют: создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ.

Перемещение объектов по доске вручную позволяет:  конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон, моделировать химические превращения, расставлять коэффициенты химических уравнений.

Инструменты интерактивной доски делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.

Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создают новые возможности и для учителя и для ученика:

  • Это развитие воображения, творческих способностей ребенка;
  • Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения;
  • Это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет – химия.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

Компьютерные программы предоставляют достаточно дидактики и для слабого и мотивированного ученика. Я предполагаю, что наилучший результат работы с любой компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. На уроках и факультативах по химии.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках химии позволит интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Компьютер дает педагогам новые инструменты:

  • интерактив – поочередное высказывание каждой из сторон, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия;
  • мультимедиа – представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (мультимедиа среда обладает высокой информационной плотностью);
  • моделинг – представление внешних объектов и методов взаимодействия с ними пользователя наряду с имитационным моделированием изучаемых явлений и процессов;
  • коммуникативность – возможность непосредственного общения,
  • оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса (достигается объединением компьютера в локальные и глобальные сети);
  • производительность (автоматизация рутинных нетворческих операций).

Все описанные инструменты на уроке используются не в одиночку, а в совокупности, причем интерактив является обязательным. Без интерактивности компьютер превращается в простое техническое средство обучения.

Химия занимает центральное место среди наук о природе и обладает фантастической созидательной силой. Уникальность химии заключается в том, что она не только изучает то, что дано природой, но и сама создает для себя новые и новые объекты исследования, в этом отношении химии нет равных среди других наук. Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин:

  • отсутствие необходимых реактивов;
  • чрезмерная опасность проведения некоторых опытов;

Поэтому на уроках химии я применяю цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставляю в отдельные слайды презентаций и затем использую их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.

Использование ИКТ в целом процессе обучения обеспечивает:

  • Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • Многоаспектное развитие школьника;
  • Подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
  • Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

В заключение хотелось бы отметить, что с помощью информационных технологий мы воздействуем на зрительное и слуховое восприятие учащихся, концентрируем их внимание наглядностью, которая на уроках химии, биологии часто отсутствует. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Формы использования ИКТ:

1 Использование готовых электронных продуктов

2 Использование мультимедийных презентаций

3 Использование ресурсов сети Интернет

4Использование программного обеспечения ACTIVBoard (ПО предназначенное для интерактивной доски)

5 Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?

ИКТ дают:

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

1. Способствует повышению познавательного интереса к предмету;

2. Содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

3. Позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

4. Формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

5. Способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Список используемых источников.

1 Химия и жизнь: научно–популярный журнал http://www.hij.ru

2 Алхимик http://www.alhimik.ru

3 Азбука веб-поиска для химиков http://www.chemistry.bsu.by/abc

4 Аналитическая химия http://www.geocities.com/novedu

5 Курс органической химии за 10 класс http://formula44.narod.ru

6 Мир химии http://www.chem.km.ru

7 Органическая химия http://cnit.ssau.ru/organics

8 Открытый колледж: химия http://www.chemistry.ru

9 Химия для всех http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

10 Экспериментальная химия http://www.chemexperiment.narod.ru

11 Электронная библиотека по химии http://www.chemnet.ru/rus/elbibch.html

12 Репетитор по химии http://chemistry.nm.ru

13 Информация по химии http://www.chemrar.ru

14 Газета “Химия” http://www.1september.ru

15 Тестирование по химии http://kokch.kts.ru/cdo

16. Шелпакова Н.А. и др. Химический эксперимент в школе и дома. Тюмень: ТГУ, 2000