Урок химии с использованием виртуальной лаборатории на тему "Кислоты, их состав, классификация, значение". 8-й класс

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 8


Использование виртуальной лаборатории на уроке химии позволит учителю познакомить учащихся с объемным строением неорганических кислот, наглядно провести химический эксперимент по изменению окраски индикаторов в кислотах, что позволяет в условиях данного урока существенно сэкономить время при изучении нового материала.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цели урока:

Личностные: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Метапредметные:

познавательные:

  • Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям

информационно-коммуникативные:

  • Умение формулировать определение, подбирать аргументы.
  • Применять ИКТ, в процессе обучения химии.

регулятивные:

  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  • Соотносить учебные действия с известными правилами.
  • Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
  • Оценка своих учебных достижений.

Предметные:

Давать определение “кислоты”, распознавать оксиды, основания и кислоты среди других веществ, составлять формулы оксидов неметаллов и называть им соответствующие кислоты, понимать значение кислот в жизни человека, распознавать кислоты с помощью индикаторов, “Виртуальной химической лаборатории” .

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  • Иллюстративные;
  • Демонстрационные;
  • Частично-поисковый, проблемный, ИКТ.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, демонстрационный экран, ЭП “Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс”, образцы кислот: соляная, серная, уксусная, пробирки, тетради, рабочие листы, плакаты, таблицы с формулами кислот.

Девиз урока: “День прожит не зря, если ты узнал что-то новое”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами работаем с помощью следующих средств: учебник, ваша рабочая тетрадь, инструктивная карта урока и справочный материал каждому ученику. Подпишем инструктивную карту урока.

2. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться? (Оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания). Давайте поработаем с формулами. Среди предложенных формул укажите оксиды и основания. А неизвестные вам вещества подчеркните.

Дан ряд веществ: СО2, НNО3, Н24, Са(ОН)2, Nа2СО3, Н3РО4, КОН, НСI, СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7, Н2СО3, КОН, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?

  • 1 вопрос. Какие вещества вам знакомы из этого перечня? Дайте определения оксидов и оснований?
  • 2 вопрос. Какие вещества из данного списка - оксиды? В инструктивной карте запишите формулы оксидов в 1 столбик.
  • 3 вопрос. Какие вещества из данного перечня основания? В инструктивной карте запишите формулы оснований во 2 столбик.

Ученики делают записи в тетрадь. Третья группа ученикам не знакома.

Учитель: Обратите внимание на формулы химических соединений, которые мы не выбрали. В данном перечне веществ остались формулы, у которых на первом месте стоит водород. (Работа учащихся с инструктивной картой, задание 1.)

Перед вами стоит проблема: что это за соединения? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Ученики дают ответы.

3. Изучение нового материала

В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества, которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока “Кислоты: состав, классификация и значение”. Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

Вопрос ученикам: Что же нам необходимо знать о кислотах? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).

Таким образом, мы вместе сформулировали цель нашего урока - изучить состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности.

Учитель:

1. Записываем определение кислот.

Вы видите на плакате формулы трех кислот: соляной или хлороводородной НСl, серной Н24 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе?

Ученики дают свои ответы.

Да, это присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Записываем определение кислот в тетрадь.

2. Рассматриваем классификацию кислот.

В справочном материале перед вами схема “Классификации кислот”. Кислоты классифицируют по числу атомов водорода, по наличию кислорода, признаку растворимости.

Классификация кислот

а) по количеству атомов водорода (основности):

б) по наличию атомов кислорода:

img2.jpg (9822 bytes)

Посмотрите на формулы кислот. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?

Основность – число атомов водорода в кислоте.

А какой еще может быть признак классификации? Давайте поработаем с таблицей растворимости из учебника, где мы рассматривали свойства оснований. Это признак растворимостим. Найдем нерастворимую кислоту. Это кремниевая кислота.

Учитель приводит образец классификации на примере угольной кислоты Н2СО3.

3. Дать характеристику Н3РО4 по классификации (учащиеся выполняют задание 2 по инструктивной карте). Выполняем проверку.

4. Перед нами проблема: как назвать кислоты? Найдите в справочном материале запись с формулами и названиями кислот. Читаем формулы кислот вместе с учениками.

  • НСI – соляная кислота
  • НNО3 – азотная кислота
  • HBr – бромистая кислота
  • Н24 – серная кислота
  • Н2СО3 – угольная кислота
  • Н3РО4 – фосфорная кислота

5. Работа в ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Ребята, а какие молекулы данных кислот в пространстве? Может они плоские? Или объемные? Мы можем увидеть строение молекул в пространстве с помощью виртуальной химической лаборатории, в которой имеется Конструктор молекул.

Работаем в виртуальной лаборатории, строим молекулы соляной и серной кислот.

6. Учитель: Давайте проверим, что вы успели запомнить из формул кислот. Я назову и покажу формулы некоторых кислот (показ карточек с формулами). Попрошу воспроизвести по памяти формулы кислот и их название. (Учащиеся без карточек по памяти называют формулы и названия кислот.)

4. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Сели спокойно. Выполняем упражнения.

Проводит ученик.

Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!
На таблицу вверх посмотрим,
А теперь в свою тетрадь,
Влево, вправо, поморгали,
И по кругу пробежали.
Мы глаза зажмурим снова.
Продолжать урок готовы?
Открываем глазки снова!

7. Определение степеней окисления.

Так же мы должны работать с формулами кислот, определяя в них степени окисления. Ребята, давайте с вами, определим степени окисления элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды.

Выполняем задание № 3 по инструктивной карте. Проверяем и осуществляем взаимоконтроль. По следующей шкале:

  • одна ошибка или без ошибок- “5”
  • две ошибки –“4”
  • три ошибки- “3”.

8. Ребята, а можно ли провести химический эксперимент без пробирок и реактивов? Оказывается можно. Для этого мы обратимся к ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ по химии. Выполняем виртуальный эксперимент.

Проследим изменение окраски индикаторов в растворах кислот щелочей.

В инструктивной карте учащиеся фиксируют выводы: как меняется цвет индикатора в кислотах (задание № 4):

1) метиловый оранжевый - становится красно-розовым;

2) фиолетовый лакмус – красным;

3) бесцветный фенолфталеин – остаётся бесцветным.

Ассоциация - КИСЛЫЙ - КРАСНЫЙ

9 Значение кислот в природе и жизни человека. (Сообщения учащихся).

10. Демонстрация кислот. Техника безопасности при работе с кислотами. (Плакат)

5. Этап рефлексии

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учитель: Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать, вашим интересом к химии. Наша доска как книга. Мы открыли страницу, изучили тему и закрыли страницу. К какому же выводу мы пришли?

Ученики делают выводы об уроке.

Закончите предложения:

  • Теперь я знаю, что……
  • Я понял, что……
  • Я буду……

6. Домашнее задание. Параграф 21, с. 119-124, выучить формулы кислот – “4”.

2. Задание 4 с.126 (учебник). – “5”.

Справочный материал.