Технологическая карта к уроку на тему "Тепловые явления. Температура". 8-й класс

Разделы: Физика, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Урок № 1

Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная:  

1. Познакомиться  с понятиями: “температура”,  “тепловое движение”, “термометр”.

2. Рассмотреть связь между температурой тела и скоростью движения молекул

Планируемые образовательные результаты

Предметные

  • Дать понятие теплового движения молекулы; ввести понятие температуры; познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым видом движения.
  • Опыты по прямому измерению температуры с помощью имеющихся приборов.
  • Использование имеющихся в школьной лаборатории приборов для прямого и косвенного измерения физических величин.

Метапредметные

Регулятивные:

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

  • давать определение понятиям;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение.

Личностные

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

Выпускник получит возможность для формирования:  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, готовности к самообразованию.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы , методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии Оборудование
ЭПУ;

http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm

http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php

Я.И.Перельман “Занимательная физика”

А. В. Перышкин Физика. 8 класс; Т. А. Ханнанова рабочая тетрадь к учебнику Перышкина А. В., электронное приложение к учебнику: Физика 7 (броуновское движение; диффузия в жидкостях и газах); Физика 8 класс

(температура; шкала Цельсия. Шкала Фаренгейта) “Дрофа”

Проблемно – диалоговая технология, ТРКМЧП (приемы: “З – Х – У”, “Вопрос – ответ”)

Исследовательская деятельность, информационно – коммуникационные технологии.

Проектор, презентация, ПК, ЭПУ

Пробирка, пробка, держатель, спиртовка.

3 стакана: ледяная, горячая и комнатной температуры вода.

2 стакана: холодная и горячая вода, кристаллы перманганата калия или медного купороса.

Интеграция Математика, физика 7 класс,
Основные понятия Тепловое движение, температура, внутренняя энергия, броуновское движение
Форма урока урок исследование
Этап урока (название, время, цели) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация и актуализация учебной деятельности

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Актуализация необходимых знаний на уроке.

Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность.

Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

- Посмотрите и подумайте, что общего в представленном видео – ряде. (презентация)

- Какие физические явления вас заинтересовали?

- Как можно назвать эти явления? Почему?

- Что изменяется при тепловом явлении?

- Из чего состоит вещество?

- Что такое броуновское движение?

- Что называют кинетической энергией?

Включаются в работу, слушают, принимают правила поведения на уроке.

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися.

Тепловые явления, температура, броуновское движение Личностные: принять правила поведения на уроке
II Стадия вызова

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализирует знания по теме. Фиксирует совместно с детьми учебное затруднение, и ищут вместе пути выхода из затруднения. - Что является количественной характеристикой нагретости тела?

Сформулируйте тему урока.

Какой вопрос можно поставить к теме урока?

- Что там уже известно по теме? (прием “З – Х – У”)

Работать с 1 и 2 колонкой.

  • Знаю
  • Хочу узнать
  • Узнал
Отвечают на вопросы

 

 

 

В тетради индивидуально, 1 мин. Обсуждение в группе и классе.

Формулируют учебную проблему через вопрос. Ставят цели урока. Планируют способ достижения цели и план ее достижения.

понятие теплового движения молекулы; понятие температуры; основные характеристики тепловых процессов, тепловое движение как особый вид движения. Р.: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Как и где будем искать информацию?

Какие цели будем решать на уроке? Как будем работать? Сможем индивидуально за короткий период достичь цели?

П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока

К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение.

III Стадия осмысления

Цель: осмысление изучаемого материала

Организует работу, корректирует выполнение составленного плана и достижения цели урока. Задание 1.

Проведите исследование зависимости давления от температуры газа.

Задание 2

Докажите, что с помощью ощущений нельзя о температуре тела.

Задание 3

Исследуйте зависимость температуры тела от скорости движения молекул.

Задание 4

Проведите сравнительный анализ текста учебника (с. 4 – 5 п.1) и электронного приложения к учебнику “Физика. 7 класс” (Броуновское движение)

Работают в группах. (задания для групп) Проводят исследование. Работают с ресурсами электронного приложения

Обсуждают результаты своих исследований (отчет групп)

понятие теплового движения молекулы; температуры; основные характеристики тепловых процессов, тепловое движение как особый вид движения.

Опыты по прямому измерению температуры с помощью имеющихся приборов.

Использование имеющихся в школьной лаборатории приборов для прямого и косвенного измерения физических величин.

Р.: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение.

П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, строить логическое рассуждение,

IV Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Цель: первичный контроль и коррекция умений.

Организует работу в рабочей тетради Выполните задания – 1.1; 1.2; 1.4 в рабочей тетради с.3 - 4 Комментируют выполнение задания по цепочке. Первичный контроль и коррекция умений Р.: оценка и учет характера сделанных ошибок

К.: слушать и понимать речь других

V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях.

Организует работу в рабочей тетради. (задание 1.5) Выполните задание 1.5 в рабочей тетради. Проверьте его выполнение по эталону (эталон на доске)

Проанализируйте ход выполнения задания.

(Для удобства построения лучше перевести на графике минуты в секунды).

Выполняют задания в рабочей тетради. Сопоставляют с эталоном правильность умения применять новое знание в типовых заданиях. Первичный контроль, коррекция знаний и умений Р.: учатся адекватно проводить самооценку
VI Домашнее задание

(опережающее задание)

Объясняет особенность выполнения домашнего задания Рабочая тетрадь 1.3 с.4 (письменно)

Прочитайте п.2 и после чтения текста составьте вопросы по содержанию, дайте на них ответы.

Вопрос

Ответ

Записывают задание в дневник   Л.: принять правила выполнения д/з
VII Рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке. Подводит итоги урока. Выставляет отметки за урок. Прием “З – Х – У”. Заполнить 3-ю колонку “Узнал” Формулируют свою оценку деятельности на уроке. Обсуждают итоги урока и совместной деятельности.   Р.: учатся адекватно проводить самооценку

К.: умение выражать свои мысли.

Презентация.

Приложение.