Разработка урока химии на тему "Качественные реакции на катионы и анионы". 9-й класс

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Используемые ЭФУ: Химия. 9 класс (Г.Е. Рудзитис и др.), Просвещение, 2015

Цель урока: Сформировать наиболее полное представление учащихся об определении катионов, анионов, признаках этих реакций и закрепить умения, навыки по применению этих знаний при выполнении заданий повышенной сложности

Задачи:

  • Способствовать систематизации понятий: вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, катион, анион, реакции ионного обмена, признаки химических реакций, условия, при которых реакции идут до конца;
  • Способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять уравнения реакций ионного обмена, краткие ионные уравнения, проводить лабораторные опыты по изучению качественных реакций на катионы и анионы с соблюдением правил ТБ;
  • Способствовать формированию общеучебных умений:
    • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
    • учебно-информационных (работать с мини-справочником, учебником как шпаргалкой);
    • учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для тестовых заданий и их проверки, проводить опыты, осуществлять самоконтроль);
    • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
    • создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в парную форму работы);

Тип учебного занятия: урок применения предметных умений (применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности с включением лабораторной работы);

Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;

Результаты

Предметные:

  • объяснять свойства изученных классов неорганических соединений;
  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты;
  • структурировать учебную информацию;
  • самостоятельно решать задания повышенной сложности

Метапредметные:

  • использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций:
  • формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;
  • умение определять цели, задачи деятельности, выбирать средства реализации цели;

Личностные

  • мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Средства обучения

  • Ноутбук, проектор, планшеты, электронная форма учебника Г. Е. Рудзитис Ф.Г, Фельдман “Химия-9”, М., “Просвещение” 2015 и учебник, мини-справочник Н.Е. Дерябиной, таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде, варианты ОГЭ по химии 2016, инструктивная карта урока;
  • Реактивы: растворы серной, соляной, азотной кислот, гидроксида калия, индикаторов метилоранжа, фенолфталеина, растворов нитрата бария, карбоната натрия, нитрата серебра, сульфата меди (II), хлорного железа, сульфида натрия, хлорида аммония, спиртовка, держатель пробирок, штативы с пробирками, пипетки.

Технологическая карта урока

Этап урока Задачи урока Деятельность Результат взаимодействия
учителя ученика
1. Организационный 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) Подготовить учащихся к уроку Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку. Полная готовность класса к уроку, организация внимания,  быстрое включение класса в деловой ритм
2. Постановка целей и задач (1-2 мин) Организовать целенаправленную познавательную деятельность.

Повторить качественные реакции на катионы и анионы

Использовать качественные реакции для выполнения заданий

№18,19 КИМ ОГЭ

Учитель: Ребята, у вас на столах варианты КИМ, реактивы и оборудование для опытов. Предложите ваш план урока, чтобы преодолеть те трудности, которые возникли при выполнении заданий повышенной сложности 18,19. Предлагают:

- использовать мини-справочник (Приложение 3) для усвоения качественных реакций

- провести опыты на определение катионов, анионов

- для экономии времени часть опытов посмотреть, используя ЭФУ (видеоопыты)

Активность познавательной деятельности на последующих этапах.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

7-8 минут.

Используя мини-таблицы закрепить знания по определению катионов, анионов;

Провести лабораторные опыты по определению сульфатов, карбонатов, хлоридов, ионов меди, железа (III), катионов водорода, гидроксид-ионов, иона аммония

Учитель: Работаем по инструктивной карте (Приложение 3)   В соответствии с выданными реактивами называют какие анионы и катионы можно определить.

Но сначала один из учеников напоминает правила безопасной работы с кислотами и щелочами.

Проводят опыты на определение сульфатов, хлоридов, карбонатов, определение ионов меди(II), железа(III), иона аммония, катиона водорода и иона гидроксильной группы, сульфид-аниона

Пользуясь таблицей растворимости, составляют краткие ионные уравнения.

Работа в парах

 Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Составлена таблица: ион, реактив, признаки реакций

 

  

Дана характеристика ионов по их определению, названы признаки реакций

4. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

8 минут.

Использовать электронный учебник для демонстрации свойств азотной, фосфорной кислот, обнаружения ионов алюминия, получение карбонатов, гидрокарбонатов Поясняет демонстрируемые опыты, отвечает на вопросы Смотрят видеоопыты, анализируют, задают вопросы. Отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников Наблюдают, запоминают признаки реакций, записывают уравнения реакций
5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

3-4 минуты.

Использование таблицы 3 “Определение ионов” из базового учебника и мини-таблицы Н.Е. Дерябиной (Приложение 2) Направляет деятельность учащихся Составляют алгоритм действий при выполнении заданий 18-19 повышенной сложности

1. Вспомнить качественные реакции

2. Начинать определение со знакомых анионов, катионов

3. Использовать метод исключений

 

Называют анионы , катионы, с которыми не успели провести опыты. Записывают их, указывая условия реакций (избыток-недостаток) и указывая цвет осадка и другие признаки реакций
6. Контроль уровня понимания.

Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 12-15 минут.

Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний. Раздает КИМы (Приложение 1) Выполняют индивидуально задания КИМ, проверяют по образцу Выяснен уровень осознания нового материала, устранены пробелы.

Выполнение заданий КИМ

7. Включение в систему знаний и повторение. 3-4 минуты.   Предлагает для повторения использовать тесты ЭФУ

09(1)-09(7) в разделе каталог

09(1) Определение реактивов из аниона

09(4) Признаки реакций ионного обмена

09(5-7) Сокращенные ионные уравнения

Выяснен уровень осознания материала, устранены пробелы.
8. Домашнее задание. 1-2 минуты Домашнее задание.

Выполнение вариантов сайта

https://sdamgia.ru/

Работа с мини-таблицей

Инструктирует, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы. Слушают, записывают, задают вопросы. Правильное выполнение домашней работы всеми учащимися.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

1-2 минуты.

Рефлексия психоэмоционального состояния Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействие с учителем и одноклассниками - выражают свои мысли

- оценивают качества своей и общей учебной деятельности

 

Используемая литература

  1. Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия-9”, Москва, Просвещение, 2008
  2. Н.Е. Дерябина мини-справочник школьника “Неорганическая химия в реакциях”
  3. ЭФУ Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия-9”, Москва, Просвещение, 2015
  4. Примерные программы по учебным предметам “Химия 8-9 класс”, М., “Просвещение”, 2011
  5. Н.А. Разагатова, МОУ ДПО (ПК) “Центр развития образования г.о. Самара” “Урок в соответствии с ФГОС”
  6. А.С. Корощенко, Ю. Н. Медведев “Типовые тестовые задания по химии”, издательство “Экзамен” М., 2016
  7. А.С. Корощенко, А. В. Купцова “30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену по химии в 9 классе” М., Астрель, 2016
  8. https://sdamgia.ru/