Материалы для педагогического совета «Актуальные вопросы обучения детей шести лет»

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


У родителей будущих первоклассников часто возникает вопрос: “Когда отдавать ребенка в школу?”. Мнение специалистов по данному вопросу неоднозначно.

Желательно начинать обучение в школе с 7-лет, так как именно в этом возрасте у ребенка уже достаточно сформирована социальная, личностная, эмоциональная готовность к школьному обучению, хотя интеллектуально и физически он может быть готов и к 6 годам.

Многие психологи отмечают, что шестилетние первоклассники, хорошо развитые интеллектуально, по уровню своего эмоционального и личностного развития остаются дошкольниками, и ведущая деятельность для них по-прежнему – игровая.

Такие ученики (с личностной неготовностью к обучению), проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, что не дает им эффективно усваивать учебный материал и мешает остальным ученикам.

Особенности личности шестилетних детей нередко создают педагогам дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и находятся под влиянием конкретных ситуаций. Поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря дополнительным усилиям учителя, часто только с использованием игровой деятельности.

Внимание шестилетних учеников таково, что способность продуктивно заниматься одним и тем же делом составляет не более 10-15 минут.

Трудность с произвольным поведением одна из самых значительных в дошкольном возрасте, функция произвольности только в процессе формирования. Конечно, ребенок уже может управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

У большинства дошкольников шести лет остается еще недостаточная критичность к своей деятельности. Это приводит к тому, что им трудно понять и принять критерии педагогической оценки. Маленькие ученики считают отметку за свою работу оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: “Ты сделал неправильно”, то это воспринимается, как: “Ты - плохой”.

Получение отрицательных оценок и замечаний повышает тревожность ребенка и состояние дискомфорта в условиях школы, что влечет за собой снижение учебной мотивации.

У шестилетних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Это выражается в том, что их активность, творческая инициатива не могут быть реализованы в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. Например, ребенок может разукрасить указанный предмет не в нужный цвет, а в тот, который ему больше нравится. Или сиюминутное желание первым ответить на вопрос учителя преобладает над предписанными правилами поведения. И ребенок невольно становится нарушителем на уроке. И если его порицают, у него возникает обида и боязнь ошибиться в следующий раз, отказ от деятельности и, как следствие, возникает нежелание учиться.

Неустойчивость поведения, обусловленная эмоциональной незрелостью шестилетнего ребенка, может осложнить как отношения с педагогом, так и коллективную работу на уроке.

Так может ли учиться шестилетний ребенок в школе?

Наблюдения специалистов – практиков за развитием шестилетних детей показывают, что они чувствуют себя спокойно и уверенно, психологически комфортно при обучении в условиях подготовительных групп детского сада по сравнению с первыми классами школы. И дело здесь не только в том, что условия детского сада привычнее для ребенка. И даже не в том, что благоприятные условия смогли создать не во всех школах. Главная причина заключается в том, что особенности взаимодействия детей с взрослым человеком в детском саду больше отвечает уровню психологического развития ребенка-дошкольника. В силу своей эмоциональной и социальной нестабильности, шестилетний ребенок нуждается в непосредственных эмоциональных контактах. К сожалению, в формализованных условиях школьного обучения, эта потребность часто игнорируется.

На первоначальном этапе приспособления к новой школьной жизни многие шестилетние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых могут появиться вялость, плаксивость, перевозбуждение. Дети становятся раздражительными и вспыльчивыми. Когда родители выражают недовольство их поведением и плохой учебой, дети жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая и т. д. Мотивационная незрелость, присущая детям в этом возрасте, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадает в систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности?

Возникает повышенная утомляемость, отмечается потеря аппетита и веса, появляются головные боли, возможны снижение зрения и нарушение осанки. Ребенок начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность. В результате общего ухудшения самочувствия могут возникать такие нежелательные последствия, как неврозы, астения и другие психосоматические заболевания.

Обучение детей шести лет представляется возможным только с учетом специфики их возрастного развития. Такое обучение предполагает сокращенную продолжительность урока (не больше 35 минут). Во время урока учителю целесообразно использовать перерывы на игры и физкультурные упражнения, чтобы предупреждать утомление детей. По окончанию учебного дня шестилетним учащимся рекомендован дневной сон, прогулки на свежем воздухе, игры. Желательно полное отсутствие домашних заданий.

Учителю и родителям надо быть очень осмотрительными, даже осторожными в оценивании работ шестилетних школьников, чтобы не “отбить” у них желание учиться.

Для комфортного обучения такого ребенка необходимо выполнить много условий.

Поэтому невольно возникает вопрос: “Стоит ли идти в школу с 6 лет? Или все-таки дать ребенку еще побыть ребенком?”. Многие родители считают, что для начала школьного обучения их ребенку достаточно уметь читать и считать. Для педагогов, очевидно, что такой критерий не может рассматриваться как основной. Они на практике знают, что этого недостаточно, чтобы ребенок выдерживал учебную нагрузку, темп работы на уроке, был внимательным, усидчивым и устойчивым к трудностям. Принятие решения, поступать ребенку в школу с 6 лет или год подождать, конечно, родительская ответственность, но специалистам школы нельзя оставаться в стороне при очевидной незрелости дошкольника. Необходимо этот вопрос обсуждать вместе с родителями будущего первоклассника. Принять правильное решение поможет комплексное психологическое обследование готовности ребенка к школьному обучению конкретного ребенка, педагог-психолог может приветствовать обучение в школе с шести лет или возражать против него.

Несомненно, можно сделать вывод о том, что обучение шестилетнего ребенка задача сложная и требует особого внимания со стороны родителей и специалистов школы. Ведь от того, насколько комфортно организовано учебное пространство для ребенка шести лет в школе и дома зависит его благоприятная адаптация, дальнейшее успешное обучение и полноценное развитие. Это позволит избежать риска возможной школьной неуспешности.

Литература.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1996.
  4. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984, N 4.