Тема урока: "Языки программирования". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: информатика, информационно-коммуникативные технологии, Информационные технологии в профессиональной деятельности, информационное пространство, информационные системы


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (500 кБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с основными языками программирования и историей их создания;
  • освоить разницу между компилируемыми и интерпретируемыми языками;
  • мотивировать учащихся на изучение языков программирования.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • внимательности, аккуратности (составление конспекта урока);
  • дисциплинированности, усидчивости (при проведении практической части урока);
  • воспитать у учащихся умение работать в коллективе (уважение к труду и знаниям одноклассников);
  • побудить учащихся к адекватной самооценке.

Развивающие: развитие мышления, навыков работы на компьютере, работы с кроссвордами.

План урока:

  1. Введение (презентация учителя);
  2. Представление презентаций капитанов команд (10 мин);
  3. Кроссворды команд (10 мин);
  4. Представление стенгазет каждой команды (5 мин);
  5. Решение задач в программе АВС Паскаль (на скорость) (15 мин);
  6. Подведение итогов компетентным жюри.

Ход урока

1. Организационный момент.

Введение:

Ознакомление присутствующих ходом урока; (Приложение 6)

Разделение класса на две группы, каждой группе дается название и вызываются капитаны;

Раздаются значки команд. (Приложение 7)

Учитель представляет презентацию не называя тему урока задает наводящий вопрос: “Если бы мы не могли говорить...”. (Презентация)

Предполагаемые ответы учащихся:

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Отвечали жестами;
  • Записывали то, что хотим сказать;
  • Нарисовали;
  • Прибегли к помощи.

Вопрос учителя: Но для того, чтобы отвечать жестами, записывать надо знать что?

2. Актуализация знаний.

1. Представление презентаций капитанов команд (10 мин):

I команда названа в честь яз. программирования Паскаль, а II команда названа в честь создателя этого языка Николауса Вирта и капитаны представляют презентации соответственно названию команд. (Презентация 1), (Презентация 2)

2. Кроссворды команд (10 мин) (Приложение 3), (Приложение 4).

 

3. Представление стенгазет каждой команды (5 мин) – стенгазеты составляются и распечатываются заранее.

3. Практическая часть.

Решение задач в программе АВС Паскаль (на скорость) (15 мин):

Задача I команде: Сгенерировать случайные целое число, вещественное число, букву в диапазонах, которые вводит пользователь.

Описание переменных:

  • min_i, max_i - минимальная и максимальная границы диапазона для целого числа;
  • n_i - случайное целое число;
  • min_f, max_f - минимальная и максимальная границы диапазона для вещественного числа;
  • n_f - случайное вещественное число;
  • first_c, last_c - первый и последний символ диапазона, в котором должен быть сгенерирован случайный символ;
  • min_c, max_c - коды-числа, соответствующие указанным символам;
  • n_c - случайное число, кот. будет переведено в символ по табл. ASCII.

Программа на языке Паскаль: 

var

min_i, max_i, n_i: integer;
min_f, max_f, n_f: real;
first_c, last_c: char;
min_c, max_c, n_c: byte;

begin

randomize;
write('Minimum integer: ');
readln(min_i);
write('Maximum integer: ');
readln(max_i);
n_i := random(max_i-min_i+1) + min_i;
writeln(n_i);

write('Minimum float: ');
readln(min_f);
write('Maximum float: ');
readln(max_f);
n_f := random() * (max_f-min_f) + min_f;
writeln(n_f:5:2);

write('First char: ');
readln(first_c);
write('Last char: ');
readln(last_c);
min_c := ord(first_c);
max_c := ord(last_c);
n_c := random(max_c-min_c+1) + min_c;
writeln(chr(n_c));

end.

Задача II команде: Сгенерировать случайное число, вывести на экран это число, а также сумму и произведение его цифр.

Алгоритм решения задачи: 

  • random(900) генерирует случайное число от 0 до 899. Если прибавить к нему 100, то получится диапазон от 100 до 999 включительно, т.е. охватывает все трехзначные числа.
  • Чтобы извлечь из числа цифру сотен надо его разделить нацело на 100.
  • Для получения цифры десяток можно сначала разделить нацело на 10, а затем найти остаток от деления на 10.
  • Единицы извлекаются путем нахождения остатка от деления числа на 10.

Программа на языке Паскаль: 

var

n: integer;
a,b,c: byte;

begin

randomize;
n := random(900) + 100;
writeln(n);
a := n div 100;
b := n div 10 mod 10;
c := n mod 10;
writeln('Noiia: ',a+b+c);
writeln('I?iecaaaaiea: ',a*b*c);

end.

4. Подведение итогов урока.

ПРОТОКОЛ УРОКА

№ тура Команда Команда
Знакомство    
Презентаций капитанов    
Кроссворды команд    
Стенгазеты    
Решение задач    
Всего набрано баллов    

После проверки учителем выполнения задач каждой команды, жюри подводит итоги. (Приложение 5).

Каждый участник победившей команды получает 1 балл к итоговым оценкам полугодия по информатике.