Графические изображения изделий из металла и искусственных материалов. Выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку», Урок с использованием электронного учебника


Технологическая карта урока

Урок технологии 5 класс, 2 часа. Направление: “Индустриальные технологии”

Раздел: “Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов”

Тип: комбинированный
Цели Дидактическая цель:
  • изучение приёмов графического изображения изделий из тонколистового металла (ТЛМ), проволоки и пластмассы;
  • выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК.

Деятельностная цель:

  • формирование целостного представления об изготовлении изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы, встречающихся в повседневной жизни;
  • формирование технико-технологического мышления при чтении чертежей изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы;
  • формирование навыков графического изображения изделий из тонколистового металла посредством выполнения чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК.

Образовательная цель:

  • расширение кругозора обучающихся по освоению графической документации с применением ПК;
  • сочетание образного и логического мышления при выполнении чертежа развертки коробочки.
Задачи Образовательные – создать условия для овладения новым опытом деятельности:
  • ознакомить учащихся с видами графических изображений (графической документацией) изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы;
  • ознакомить учащихся с особенностями графического изображения изделий из тонколистового металла и проволоки;
  • изучить правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • освоить алгоритм действий (по обучающему стенду) при выполнении чертежа развёртки коробочки с применением ПК.

Развивающие – создать условия для развития познавательных действий:

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено в предыдущем разделе при изготовлении изделий из древесины (эскиз, технический рисунок, чертеж детали из древесины; линии чертежа, масштаб);
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла и проволоки;
  • сопоставлять действия при выполнении чертежа развертки коробочки с помощью чертежных инструментов и с применением ПК (в системе MS Word).

Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельной работы и работы в бригадах при выполнении графической работы с применением ПК;
  • воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении графической работы и ответственность за точность изготовления чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • воспитывать бережное отношение к имеющемуся оборудованию в школьной мастерской.
Планируемые результаты
Предметные:
  • иметь представление об этапах целостного процесса изготовления изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы;
  • уметь различать понятия: “эскиз”, “технический рисунок”, “чертёж” детали из тонколистового металла и проволоки;
  • знать особенности графического изображения деталей из тонколистового металла и проволоки;
  • знать правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • устанавливать связь между видом графической работы с помощью чертеж-ных инструментов и с применением ПК;
  • самоконтроль промежуточных и конечных результатов графической деятельности по обучающему стенду (по эталону);
  • осознавать значимость изготовления развёртки коробочки из бумаги;
  • использовать новые технологии представления информации по теме урока, привязанной к §21 ЭФУ.
Метапредметные:
  • ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя (обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ и проволоки; чертежи развёрток различных изделий из ТЛМ; обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки в системе Word);
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение с применением ПК под руководством учителя;
  • осваивать способы графического изображения изделий из тонколистового металла с применением ПК;
  • взаимодействовать с товарищами по бригаде (в парах) при выполнении чертежа развертки коробочки с применением ПК, обсуждать и принимать решение, опираясь на содержание обучающих стендов;
  • использовать информацию из §21 ЭФУ для решения познавательных и коммуникативных задач по теме урока.
Личностные:
  • проявлять интерес к изучению графической документации, стремление овладевать навыками выполнения графической работы с применением ПК;
  • осваивать роль ученика при работе в бригадах (в парах) на основе правил поведения в учебной мастерской;
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы;
  • понимать значимость качественного выполнения графического задания (чертеж развертки коробочки) для изготовления изделия из ТЛМ;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий через изготовление развёртки коробочки из бумаги;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий при освоении ЭФУ.
Межпредметные связи
  • технология: физические и механические свойства тонколистового металла и проволоки;
  • математика: свойства квадрата и прямоугольника, единицы измерения;
  • технология: графические операции, линии чертежа, условные обозначения, правила оформления чертежа;
  • технология: технологические свойства бумаги и картона, понятие о резании материалов без образования стружки.
Ресурсы урока
Для учителя:
  • рабочая программа для 5-х классов;
  • пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс [Текст] : методическое пособие / А.Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 74 – 77;
  • пособие для учителя: Боровых, В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5 – 6 классы [Текст] : методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 384с. – (Современная школа);
  • персональный компьютер, проектор, принтер;
  • презентация к уроку: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”;
  • развёртки деталей из тонколистового металла для изготовления коробочки и хозяйственного совка;
  • чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-ом классе, образцы изделий;
  • обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК", приложение.
Для учащихся:
  • электронный учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : электронное приложение к учебнику / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 106 – 110;
  • спецодежда (халат или фартук с нарукавниками);
  • рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ластик;
  • персональный компьютер – ноутбук (один на бригаду);
  • презентация: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”;
  • развёртки деталей из ТЛМ для изготовления коробочки и хозяйственного совка, выполненные учащимися прошлых лет;
  • чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1;
  • объекты труда из тонколистового металла и проволоки в 5-ом классе, выполненные учащимися прошлых лет;
  • обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК" (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы), приложение.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика
Внутренняя мотивация, потребность включения в деятельность
1. Приветствует учащихся и обращает их внимание на предметы
  • находящиеся на демонстрационном столе:
  • коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового
  • металла и органического стекла;
  • хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.

2. Знакомит учащихся с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла. Создает положительный эмоциональный настрой.

3. Демонстрирует презентацию: “Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки”. Задает вопросы:

  • Можно ли сделать деталь, не имея её изображения?
  • Какое изображение детали вам более понятно?
  • Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?

4. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал находящийся на их рабочих местах:

  • развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона;
  • чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий).

5. Обращает внимание учащихся на обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (приложение).

6. Как бы Вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? Помогает учащимся справиться с технической терминологией.

1. Наблюдают за показом учителя, рассматривают предметы находящиеся на демонстрационном столе:
  • коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового металла и органического стекла;
  • хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.

2. Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным материалом.

3. Рассматривают обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ (изготовление коробочки для мелких деталей и хозяйственного совка). Рассуждают о предстоящей деятельности.

Наблюдают за показом презентации, вспоминают материал предыдущего раздела курса (правила изображения чертежей деталей из древесины), высказывают аргументы по существу вопроса: "Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?"

4. Рассматривают раздаточный материал на рабочих местах:

  • развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона;
  • чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий).

5. Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы.

6. Рассматривают обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы). Пытаются сформулировать свою точку зрения о предстоящей работе, аргументируют ответы.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1. Подводит учащихся к постановке целей урока и предлагает примерную модель действий с применением ПК, наметив траекторию деятельности (работа в бригадах, индивидуально).

2. Обращает внимание на последовательность действий при выполнении самостоятельной работы:

  • изучить развёртку коробочки, выполненную из картона (основание коробочки имеет форму квадрата);
  • изучить чертеж развёртки подобной коробочки в форме прямоугольника (пример конструирования подобного изделия).

3. Напоминает об использовании обучающего стенда для целостного представления этапов выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (в системе MS Word).

1. Занимают рабочие места у компьютеров (одна бригада из двух человек занимает один компьютер). Анализируют раздаточный материал на рабочих местах. По указанию учителя выбирают макет коробочки из картона, основание которой в форме квадрата.

2. Рассматривают макет коробочки из картона. Обращают внимание на линии, по которым сгибали картон при изготовлении макета коробочки. Высказывают предложения о том, что они сегодня должны изучить и как этот учебный материал необходимо использовать для самостоятельной работы.

3. Знакомятся с последовательностью выполнения чертежа развертки коробочки по обучающему стенду (основание коробочки имеет форму квадрата).

Открытие нового и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (выполнение чертежа развертки)
1. В режиме работы по бригадам (по парам), предлагает учащимся ознакомиться непосредственно на ПК (в системе MS Word) с приемами построения чертежа развертки коробочки (основание коробочки имеет форму квадрата). Практическая работа №19, пункт 3, учебник для учащихся Индустриальные технологии : 5 класс.

2. Предлагает учащимся отобразить на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью линий показывает построение основания коробочки в форме квадрата 55 х 55 мм. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуется первая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

3. В той же последовательности демонстрирует построение внешних контуров боковых сторон коробочки и отбортовку верхних кромок:

  • с помощью линий показывает построение внешних контуров боковых сторон (бортиков) коробочки в форме квадрата 95 х 95мм;
  • с помощью линий показывает построение внешних контуров отбортовки верхних кромок боковых сторон в форме квадрата 105х105 мм.

4. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуются

  • вторая и третья позиции обучающего стенда по выполнению чертежа
  • развертки коробочки с применением ПК.
1. Наблюдают за показом учителя, знакомятся с практической работой №19 пункт 3, рассматривают обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК" (алгоритм действий), задают вопросы.

2. Под руководством учителя подготавливают ПК для работы в системе MS Word. Отображают на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью сплошных тонких линий пытаются построить основание коробочки в форме квадрата 55 х 55мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации первой позиции обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК"). Сравнивают результат самостоятельной графической работы с эталоном на стенде.

3. Наблюдают за дальнейшим показом учителя, запоминают алгоритм действий. Пытаются построить с помощью сплошных тонких линий квадраты размерами: 95 х 95 мм и 105 х 105 мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации второй и третьей позиций обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК").

4. Убеждаются в удобстве выполнения графической работы на основе масштабной сетки с шагом 0,5 см. Соизмеряют свою готовность к реализации последующих этапов работы. Задают вопросы.

Самостоятельная работа, выявление места и причины затруднения (самопроверка по эталону)
1. Предлагает форму работы по бригадам и индивидуально. Указывает учащимся на место расположения обучающего материала для выполнения самостоятельной работы.

2. Контролирует действия учащихся при выполнении графической работы по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3.

По необходимости оказывает помощь.

3. По мере завершения пробной самостоятельной работы, обращает внимание учащихся на линии сгиба и их графическое отображение.

4. Демонстрирует приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками (линии сгиба). Таким способом реализуется четвертая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

5. Далее демонстрирует приемы вычерчивания сплошной основной линией контуров развёртки коробочки. Отмечает, что таким способом реализуется пятая и шестая позиции обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

1. Работают в парах (по бригадам) с опорой на обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК".

2. Выполняют на каждом рабочем месте графическую работу по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3. Задают вопросы.

3. По мере завершения графической работы в позициях №1, 2, 3 пытаются освоить приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками. Таким способом реализуют четвертую позицию обучающего стенда. Сравнивают результат самостоятельной работы с эталоном на стенде.

4. По мере завершения отображения линий сгиба на чертеже развёртки пытаются вычертить сплошной основной линией контуры развёртки коробочки. Таким способом реализуют пятую и шестую позиции обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК". Сравнивают результат работы с эталоном на стенде. При необходимости задают вопросы и делают исправления.

Рефлексия. Итог урока
1. Проверяет, как учащиеся освоили материал по изучению графического изображения изделий из металлов и искусственных материалов (на примере построения чертежа развертки коробочки).

2. Проверяет правильность выполнения линий чертежа развертки коробочки в соответствии с п. №1, 2, 3, 4, 5, 6 обучающего стенда.

3. По мере завершения построения чертежа развертки коробочки, предлагает учащимся по бригадам выполнить два контрольно-измерительных задания привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения контрольно-измерительных заданий.

4. Предлагает учащимся воспринять следующие критерии оценки качества работы на данном уроке:

  • правильность выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ;
  • правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.

5. Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу.

6. Каждой бригаде выставляет комплексную оценку:

  • по результатам выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ;
  • по результатам построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.
1. Сопоставляют правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word с эталоном (обучающий стенд).

2. По мере необходимости корректируют выполненные чертежи в системе MS Word. Сравнивают результат с эталоном на стенде.

3. Виртуально представляют себе финальное действие: распечатать развёртку на бумажном носителе и изготовить макет коробочки.

Рефлексия урока

  • Мне удалось справиться с комплексным заданием “качественно” или “я предполагал, что получится лучше”...
  • Мне лучше удалось справиться с заданием теоретического характера (два контрольно-измерительных задания привязанных к §21 с.110 ЭФУ) или с заданием практического характера работы (построение чертежа развертки коробочки в системе MS Word).
  • Я узнал – что такое графическое изображение детали из ТЛМ.
  • Я научился – выполнять чертеж развертки коробочки.
  • Я реализовал – первую попытку: построение чертежа в системе MS Word (руководствуясь обучающим стендом: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК").
  • Мне пригодится это – при выполнении следующего этапа практической работы: изготовление макета коробочки из бумаги.
  • Я попробую самостоятельно – изготовить макет коробочки иной конструкции – прямоугольной формы (дома, с применением ПК).
Домашнее задание
  • Распечатать выполненный чертеж развертки коробочки на бумажном носителе.
  • Вырезать развертку коробочки из бумаги канцелярскими ножницами.
  • С помощью металлической линейки выполнить гибочные работы с развёрткой коробочки из бумаги.
  • Изготовить макет коробочки.