Игра "Космическая одиссея", посвященная полету в космос Ю.А.Гагарина

Разделы: Физика, Астрономия, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

12 апреля стал Международным днем полёта человека в космос и Всемирным днем авиации и космонавтики, потому что в 1961 году в этот день свершилась мечта человечества взглянуть на нашу землю из космического пространства. Современные ученые и инженеры всего мира космическим исследованиям уделяют много внимания, сил и средств.

При работе с подростками важно в интересной для них форме формировать у них чувства патриотизма, гордости за достижения своей Родины и её граждан: российских ученых и космонавтов. Одним из способов развития познавательной деятельности в урочной и внеурочной деятельности это проведение интеллектуальных игр. В данной работе представлена игра “Космическая одиссея”. В ходе игры происходит обучающиеся работают в группах и при этом используют свои индивидуальные возможности и знания, что эффективно сказывается на процессе обучения, развития и воспитания подростков. При работе в группах формируется культура общения, ответственность за принятие решения. Коллективная работа способствует развитию умения анализировать информацию, расширяет возможности по поиску решения задач в нестандартных ситуациях, развивает творческую активность подростков.

Игра посвящена освоению и изучению космического пространства. Она может быть проведена в рамках недели физики или классного часа. Задания ориентированы на уровень знаний учащихся 9-11 классов. Вопросы требуют от участников игры актуализации знаний по естественнонаучным дисциплинам. Общее время мероприятия 2 академических часа (90 минут), но можно разбить игру на две части. Игра “Космическая одиссея” является командной игрой, предполагает участие зрителей, что повышает интерес и расширяет круг участников игры. Кроме плана и презентации игры в комплект входят: задания для команд (Приложение 1), материалы для проверки правильности выполнения заданий командами (Приложение 2), справочный материал для решения задач (Приложение 3), ребусы (Приложение 4), инструкция по работе с презентацией (Приложение 5), задание для финального этапа (Приложение 6).

Основные цели и задачи игры “Космическая одиссея”

Цель игры: актуализация и систематизация знаний в области освоения и изучения космического пространства; повышение познавательной активности обучающихся.

Задачи игры:

  • Образовательные: обобщить знания обучающихся о космосе и космонавтике, истории освоения космического пространства, физических явлениях: совершенствовать коммуникативные компетенции; формировать умение применять ранее полученные знания на практике.
  • Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся, их внимания, памяти, кругозора; воспитание патриотизма и нравственного отношения к историческому наследию родной страны; развивать навыки групповой самоорганизации и умения найти правильное решение.
  • Воспитывающие: формирование культуры общения при работе в группах и между участниками игры; воспитывать у обучающихся уверенность в своих силах при поиске решения нестандартных задач; воспитывать уважительное отношение к научным достижениям человечества.

Обеспечение игры: компьютер, акустические колонки, интерактивная доска или медиапроектор с проекционным экраном.

Перед игрой необходимо подготовить материалы для ведущих (план игры), раздаточный материал для каждой команды (приложения 1, 3, 4, 6), жюри (ЦУП – “центр управления путешествием” Приложение 2), звездочки из бумаги красного, зеленого и синего цвета, а так же при желании наградные материалы для команд и зрителей.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

Преподаватель: Здравствуйте участники и гости нашего виртуального космического путешествия, посвященного Международному дню полёта человека в космос и Всемирному дню авиации и космонавтики. Сегодня мы с вами совершим путешествие по просторам Солнечной Системы, покажем знания естественных наук и выясним учащиеся какой группы самые находчивые и дружные, потому, что, только работая в команде, можно будет выполнить космические задания не только правильно, но и быстро. Хочу представить руководителей ЦУП (центра управления путешествием), они будут оценивать работу команд и правильность выполнения заданий _______________

Провести сегодняшнее путешествие мне помогут учащиеся группы ____________

Предоставим им слово.

Ведущий 1: Здравствуйте. Команды к космическим испытаниям готовы?

Ведущий 2: Приветствую участников и жюри первой “Космической одиссеи” нашего учебного заведения. Почему 12 апреля отмечают Международным днем полёта человека в космос и Всемирным днем авиации и космонавтики?

Учащиеся (предположительный ответ): 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос.

Ведущий 2: Сколько лет прошло с этого момента?

Учащиеся (предположительный ответ): В этом году исполняется _____лет с момента первого полета в космос.

Ведущий 1: Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный был двадцатый век.
Ведущий 2: Прочь, страх, неверие, сомненья,

И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.

Ведущий 1: Всего один виток — начало
Неведомого нам пути...
А уж мечтатели сказали:
— На Марсе яблоням цвести!
Ведущий 2: Так будет ли? Пока не знаем —
И на Земле проблем не счесть...
Но “ближний космос” обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Ведущий 1: Пусть не за тысячу парсеков,
Немного ближе — на Луну
Нога ступила человека,
Преграду взяв еще одну.
Ведущий 2: И спутники к далеким звездам
Весть о землянах унесли —
Прими, великий космос, грозный,
Привет от маленькой Земли! [1]

(Пуск презентации, слайд - шоу)

Преподаватель <слайд 3>. На экране пролетели все этапы нашего путешествия. Каждая команда в конце игры должна определить маршрут своего путешествия, но задания были нечаянно разрезаны и утеряна последовательность букв в маршрутном листе. В течение игры команды будут решать задачи, отвечать на вопросы, ответы команды записывают на листах заданий и сдают в ЦУП для проверки, за правильность и быстроту команды получают звезды различного цвета: красную за самый быстрый правильный ответ, зеленую за правильный, но не самый быстрый ответ; синюю за частично правильный ответ. Красная звезда равна 2 зеленым, зеленая -2 синим. В конце игры красные звезды в ЦУПе можно поменять на буквы из задания вашего маршрута и определить три пункта вашего космического путешествия. За каждую букву нужно будет отдать красную звезду. Каждый пункт является объектом нашей Солнечной системы. Команда первая, справившаяся с этим заданием, станет победительницей путешествия. Предоставим слово ведущим.

ЭТАП 1 “ПО ПОРЯДКУ РАССЧИТАЙСЯ”

Ведущий 1: Слово “космос” в переводе с греческого означает “порядок”. Значит, древнегреческие ученые понимали, что во Вселенной действуют законы, поэтому на небе существует определенный порядок. В первом задании “По порядку рассчитайся!” команды должны определить строгий порядок расположения планет Солнечной системы, начиная от ближайшей к звезде планеты. СТАРТ! <Приложение 1>

Учащиеся выполняют задание на листах <приложение 1> и сдают его в ЦУП. После сдачи выполненных заданий, пока проводится проверка задания в ЦУПе <приложение 2>, можно по презентации со зрителями и командами проверить их ответы, дать комментарии по презентации. И после этого предоставить слово ЦУПу для подведения итогов.

ЭТАП 2 “ЭТО ВСЁ О НЕЙ”

Ведущий 1: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Ведущий 2: Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Ведущий 1: Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету.

Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, ребята, мы знаем о нем? [2]

Ведущий 2: Пришло время выполнить задание 2. Задание “Это все о Земле!”. Для выполнения задания нужно расставить единицы измерения и названия характеристик Земли в соответствии с их числовыми значениями. <Приложение 1>

ЭТАП 3 “САМАЯ, САМАЯ”

Ведущий 2: Более пятидесяти пяти лет назад началось освоение космоса. Вслед за запуском первого спутника космические аппараты отправились к другим планетам Солнечной системы. И хотя надежды найти на других планетах жизнь пока не оправдались, на них найдено немало интересного. Следующий этап “САМАЯ, САМАЯ” или “Парад рекордов планет Солнечной системы” позволит выяснить, что команды знают о планетах Солнечной системы. Команды должны вписать в таблицу рекордов названия планет. <Приложение 1>

ЭТАП 4 РЕШИ РЕБУС

Ведущий 1: 12 апреля началась эра Космонавтики. С каждым годом возрастет число стран, реализующих собственные пилотируемые программы и число космонавтов-профессионалов. Кроме космонавтов России, астронавтов США, тайконавтов Китая, в космос летали японские утюхикоси, индийские гаганавты, турецкие чёкмены, иранские фазанаварды, малазийские анкагасаваны, а также представители Бразилии, Индонезии и других стран.

Ведущий 2: Начиная с полёта Ю. Гагарина, в космосе побывало более 500 человек. На этапе “Реши ребус” мы вспомним только 8 человек, которые побывали в космосе. Команды выполняют задание, помня правила составления и решения ребусов. <Приложение 1> <Приложение 4>, <Рисунки 1-8>

ЭТАП 5 “ИХ ПОЗЫВНОЙ”

Ведущий 1: Для обеспечения благополучного старта, полета и посадки пилотируемых космических кораблей нужно обязательно организовать радиосвязь с космонавтами. Это позволяет передавать команды, сигналы, получать доклады от космонавтов. Для радиосвязи космонавтам присваивают позывные. Команды должны расставить позывные космонавтов в соответствии с тем, кому они принадлежали. <Приложение 1>

ЭТАП 6 “НА ЗЕМЛЕ ..., А В КОСМОСЕ”

Ведущий 1: Во Вселенной существует много космических тел и явлений – туманностей, галактик, звезд, планет, астероидов, комет. На следующем этапе мы проведем параллель между земными и космическими объектам. Этап называется “На земле ..., а в космосе ...” Команды должны вписать название земного и космического объекта или явления. <Приложение 1>

ЭТАП 7 “ВЫБЕРИ ЛИЩНЕЕ”

Ведущий 2: Продолжим игру этапом “Выбери лишнее”, теперь команды должны определить, какое созвездие невозможно найти на звездном небе <Приложение 1>

ЭТАП 8 “ЦИФРЫ И СИМВОЛЫ”

Ведущий 2: Продолжим наше путешествие и посмотрим, как наши команды знают математику. В следующем этапе “ЦИФРЫ И СИМВОЛЫ” команды должны вспомнить, как долго продолжался полет Юрия Алексеевича Гагарина и расставить арифметические знаки и скобки, чтобы результат примера равнялся времени, проведенному им в космосе. Давайте сначала, определим, что же должно получиться в решении примеров? <Приложение 1>

Учащиеся (предположительный ответ) 108минут

Ведущий 1: В скафандре, по-рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелеске, пашни посмотрел.
Земля! И вид ее не изменился.
Ведущий 2: Сегодня в космос он с нее взлетел,
Сегодня ж на нее и возвратился.
Все так же низко облака бегут,
Все также небо сосны стерегут,
Все тот же день,
Часов все та же мера...
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
Ведущий 1. А на Земле уже иная эра,
Которую космический зовут! [3]

ЭТАП 9 “ГЕОГРАФИЯ”

Ведущий 2: Космодромов в мире насчитывается более двух десятков. Команды должны определить названия стран, в которых находятся космодромы? <Приложение 1>

ЭТАП 10 “ЖИВОТНЫЕ В КОСМОСЕ”

Ведущий 1: Все знают Белку и Стрелку, но они далеко не первые и не единственные “космические животные”. Команды должны выбрать животных, которые побывали в космосе. <Приложение 1>

ЭТАП 11 “У ИСТОКОВ”

Ведущий 1: Еще в давние времена люди, всматриваясь в звездное ночное небо, стремились узнать, что же прячут за собой эти прекрасные светила. Еще древние греки установили факт шарообразности Земли, вычислили примерные размеры Земли, создали теорию планетарного движения.

Ведущий 2: Эпоха возрождения дала рывок в развитии наук, подарила человечеству телескоп, который позволил приблизить звездное небо для изучения астрономических явлений.

Ведущий 1: Максимального расцвета эти исследования достигли в двадцатом столетии. Ракеты, спутники, космические аппараты с пилотами, осуществили мечту человечества добраться до космоса. Это дало возможность людям изучать поверхности других планет, другие миры и пространства, но кто проложил дорогу в космос своими открытиями. Команды должны поставить в соответствие ученых и их достижений. <Приложение 1>

ЭТАП 12 “ГРАВИТАЦИЯ”

Ведущий 1: Закон Всемирного тяготения — один из самых величайших законов физики. Он объяснил движение и формы планет, пути комет, приливы и отливы океана. Команды должны ответить на вопросы: Как бы стала двигаться Луна, если бы исчезло тяготение между Луной и Землёй? Как стала двигаться Луна, если бы прекратилось её движение по орбите? [4] <Приложение 1>

ЭТАП 13 “ДВИЖЕНИЕ РАКЕТ”

Ведущий 2: Что объединяет эти объекты?

Учащиеся (предположительный ответ): Реактивное движение

Ведущий 2: Взлёт космического корабля или ракеты самый впечатляющий пример реактивного движения; первая ракета - “ГИРД – 09” прошла испытание 17 августа 1933 года, в группу входил Цандер, Королев, Тихонравов, Кондратюк.

Ведущий 1: Команды должны определить количество необходимо топлива для пуска ракеты? [5] <Приложение 1>

ЭТАП 14 “ОПТИКА”

Ведущий 2: Настроен телескоп с зеркальным оком
И пойман в объектив далёкий свет.
И космос, полный тайн своих глубоких,
Готов открыть мне маленький секрет.
Ведущий 1: Не разглядеть с земли мне мир далёкий.
А в объективе - тысячи светил.
И может, где-то бродит одиноко
Душа, тоскуя о земной любви. [6]

Ведущий 2: По схеме световых лучей команды должны определить название оптического прибора и способ изучение космического объекта. <Приложение 1>

ЭТАП 15 “ИССЛЕДОВАНИЯ КОСМОСА”

Ведущий 1: Первый телескоп был изобретен Галилеем. Он имел 30-кратное увеличение, но с его помощью были сделаны важные открытия: горы на Луне, спутники Юпитера, Млечный путь это скопление огромного количества звезд и другие открытия. Телескоп работает в том же диапазоне длин волн, что и человеческий глаз; поэтому снимки, полученные на таких телескопах, можно рассматривать без всякой обработки. Однако оказалось, что эффективность оптических телескопов вынесенных за атмосферу Земли значительно больше, а изучать космические объекты можно не только в диапазоне оптических лучей. Так астрономы стали наблюдают за небом во всех длинах волн электромагнитного излучения. Команды должны расположить названия телескопов по возрастанию частоты электромагнитного излучения, используемого этими телескопами.

ЭТАП 16 “КОРАБЛИ, КОРАБЛИ”

Ведущий 2: Путешествия на другие звезды - заветная мечта человечества. Но как все начиналось? В каком году были запущены в космос первые корабли? Это второй вопрос, на который должны ответить команды. <Приложение 1>

ЭТАП 17 “БАГАЖ КОСМОНАВТА”

Ведущий 2: В следующем задании команды должны выбрать земные приборы, которые можно взять с собой в космическое путешествие, а какие будут бесполезны? <Приложение 1>

ЭТАП 18 “РАССТОЯНИЯ”

Ведущий 2: Расстояние между космическими объектами огромны, поэтому астрономы используют астрономической единицей - это расстояние от Земли до Солнца. При помощи астрономической единицы человек может наглядно представить себе, на каком расстоянии от нашей планеты находится тот космический объект.

Ведущий 1: Зная время в течение, которого солнечный свет достигает эту планету, команды должны вычислить расстояние от Солнца до планеты в астрономических единицах и по справочному материалу<Приложение 3> определить о какой планете Солнечной системы идет речь. <Приложение 1>

ЭТАП 19 “СИЛА ТЯЖЕСТИ”

Ведущий 1: Действует ли на космонавта и космический корабль сила тяжести?

Учащиеся (предположительный ответ) Да

Ведущий 1: Сила тяжести это проявление гравитации вблизи поверхности любого космического объекта сила тяжести. Зная массы планет и их размеры относительно Земли, можно рассчитать величину ускорения свободного падения на планетах и их спутниках. Команды должны указать объект Солнечной системы, рассчитав ускорение свободного падения у поверхности этой планеты <Приложение 1>

ЭТАП 20 “ВЕС ТЕЛА”

Ведущий 2: Масса весу не равна, —
То не та величина.
Масса даст инертность тела,
Вес — то сила, скажем, смело,
С коей тело что-то давит,
Или ниточку растянет.
Мы же вес всегда упрямо
Измеряем в килограммах
Ведущий 1: Всем известно, всем ведомо,
Космонавты невесомы.
Но при этом нету драмы,
Не теряют килограммы
И поэтому резонно,
Измерять вес лишь в ньютонах. [7]

Ведущий 2: Команды должны определить ускорение космического корабля при старте. <Приложение 1>

ЭТАП 21 “ГОСТИ ИЗ КОСМОСА”

Ведущий 1:

От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений. [8]

Ведущий 1: Бомбардировка Земли метеоритами – обычное явление. Если в ясную ночь вы посмотрите на небо в течение 1015 минут, то обязательно увидите “падающую звезду” метеорит, врезавшийся в атмосферу и сгоревший в ней, не причиняя землянам вреда.

Ведущий 2: Команды должны определить тип метеорита по их массе и объему <Приложение 1>

ЭТАП 22 “ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ”

Ведущий 1:

Ну, что есть Солнце?..

Заурядный желтый карлик.
То слепит нас, то плавит солнца свет...
Но для природы – от секвой до мха на камне –
Без солнечного света жизни нет. [9]

Ведущий 2: Солнце - ближайшая к Земле звезда. Возраст Солнца ученые оценивают 4,5 миллиардов лет. Оно освещало Землю и послужило началом всего, что сейчас происходит на нашей родной планете. Солнце – это не только источник света и тепла, но и первоначальный источник многих других видов энергии (энергии нефти, угля, воды, ветра), а так же источником энергии для космических аппаратов.

Ведущий 1: Команды должны рассчитать, сколько энергии Солнце излучает в космос в секунду, какую массу вещества Солнце истратила за время своего существования и какую долю эта масса составляет от массы Солнца?

ФИНАЛ

Преподаватель

Итак, мы с вами совершили путешествия по просторам Вселенной, показали знания в различных областях. Команды могут поменять звезды на буквы из их задания. Из этих букв команды должны сложить пункты своего путешествия <Приложение 6>. И заполнить маршрутные листы <Приложение 1>.

Команда 1 Луна, Венера, Меркурий -18 букв (синий фон)
Команда 2 Деймос, Юпитер, Плутон -18 букв (желтый фон)
Команда 3 Сатурн, Уран, Энцелад- 17 букв (розовый фон)
Команда 4 Уран, Нептун, Каллисто – 18 букв (зеленый фон)

Буквы разрезаны, перевернуты, чтобы их не видели участники. Они должны сложить названия объектов Солнечной системы и вписать в финальное задание.

Преподаватель: Итак, команды справились с заданием (прокомментировать успехи)

Предоставить заключительное слово ведущим игры.

Ведущий 1: Мы в детстве мечтаем стать космонавтом,
Но лишь единицам это дано,
Разгадывать космоса ребус, загадку,
И направлять в высоту луноход!
Ведущий 2: Но мы пожелаем, чтоб Вы все познали
Тайны галактик, звёзд и планет,
Чтобы в мире гордится стали,
Что на Венеру ступил человек!
Ведущий 1: Космос — великий, бездонный, бескрайний
Манит он нас неизведанной тайной.
Манит, зовёт и быть может когда-то
Имена на звёздах напишут ребята.
Ведущий 2: И помним в день космоса мы непременно
О том, что мы часть огромной Вселенной.[10]

[1] Моторина Надежда Викторовна. Стихотворения о Гагарине для детей, Стихи о космосе и космонавтике.[Электронный ресурс] //Скоро праздник. Всё о праздниках для детей URL: http://www.skoroprazdnik.com/2012/11/stihi-12-aprelya.html. Дата обращения 15.08.2016

[2] Яков Аким. Стихи о планете Земля. [Электронный ресурс] // chto-takoe-lyubov.net. Стихи. Коллекции стихов URL: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9342-stixi-o-planete-zemlya Дата обращения 15.08.2016

[3] Вышеславский Л. 108 минут. Стихи о космосе и космонавтах [Электронный ресурс] //Distutor. URL: http://dist-tutor.info/course/view.php?id=587&item=5554 Дата обращения 15.08.2016

[4] А так ли хорошо знакомо вам тяготение? // Квант. — 1987. — №11. — С. 32-33. Kvant. Тяготение. [Электронный ресурс] // Physbook.ru URL: http://www.physbook.ru/index.php/Kvant._Тяготение Дата обращения 15.08.2016

[5] Максимец Татьяна Сергеевна Задачи по физике с элементами астрономии [Электронный ресурс] // Первое сентября. Открытый урок URL: http://festival.1september.ru/articles/518073/ Дата обращения 15.08.2016

[6] Стихи про телескоп. Владимир Свердлов [Электронный ресурс] // Что такое любовь. URL: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11083-stixi-pro-teleskop Дата обращения 15.08.2016

[7] вес и масса. Аксель руд. Физика в картинках стихах и мудринках Электронный ресурс] // Стихи. ру URL: http://www.stihi.ru/2010/08/05/4070 Дата обращения 15.08.2016

[8] Парамонова Ж. Стихи о планете Земля. [Электронный ресурс] // chto-takoe-lyubov.net. Стихи. Коллекции стихов URL: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9342-stixi-o-planete-zemlya Дата обращения 15.08.2016

[9] Тур Пора отпусков - Николай Александрович Лосев[Электронный ресурс] // Стихи.ру URL: http://www.stihi.ru/2011/05/08/10 Дата обращения 15.08.2016

[10] Поздравления на международный день космоса [Электронный ресурс] //Text-Master/ru. URL: http://text-master.ru/prof/21-may-cosmo.html Дата обращения 15.08.2016