Методическая разработка урока химии с использованием ЭФУ на тему "Железо, его строение, свойства и применение". 9-й класс

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»


Тема и номер урока в теме ТЕМА 1. Металлы. Урок 12.
Базовый учебник "Химия", 9 класс, Габриелян О.С., издательство "Дрофа", 2013 год. 
Электронное учебное издание “Химия. 9 класс”
мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриэляна

Цель урока: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.

Задачи:

  • обучающие: продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере железа, способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий;
  • развивающие: развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
  • воспитательные: формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОР

Формы работы учащихся: изучение материала, формулирование вопросов по теме урока, выполнение практических опытов, фиксирование в тетради уравнений реакций и выводов по уроку, выполнение тренажерных заданий, осуществление самоконтроля по оцениванию уровня усвоения своих знаний.

Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа (ЭОР), работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства, таблица “Периодическая система химических элементов”, таблица “Растворимость кислот, солей и оснований”, интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: Интернет-ресурсы, электронное учебное издание “Химия. 9 класс” мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриэляна

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
1. Мотивационно-
целевой.

3 мин

  Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу. Учащиеся настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний.

10 мин

ЭОР №1

http://www.alhimikov.net/otkritie_
elementov/Fe.html

http://ru.science.wikia.com/wiki/%
D0%96%D0%B5%
D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-
platinovh-metallov-2915.html

ЭОР№2,3,4,5

Электронное учебное издание “Химия. 9 класс”,

мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриэляна

1. История открытия железа. Происхождение названия. Триада железа.

2. Фронтальная беседа по вопросам.

Физические свойства металлов:

- 3D металлическая кристаллическая решетка

- видеометаллическая кристаллическая решетка

- видеоэлектропроводность и теплопроводность металлов

- график температуры плавления некоторых металлов

Демонстрация видео- материал по восстановительной способности металлов, интерактивных картинок железа и изделий из чугуна, углеродистой и легированной стали.

3. Выполнение задания с использованием ЭОР по положению железа в Периодической таблице Д.И.Менделеева, строению атома.

Беседа об удивительных свойствах железа.

Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем.

Обучающиеся рассматривают графики и знакомятся с представленным видеоматериалом данного раздела темы.

Установление причинно-следственной связи строения, свойств и применения. Металлы-восстановители.

Запись темы урока в тетрадях.

Коллективная учебно-познавательная деятельность.

3. Изучение нового материала

15 мин

ЭОР №6

http://yandex.ru/video/search?filmId=
9y-oS7kZUXI&where=
all&text=%D0%B4%D0%B8%D0%
B0%D0%BC%D0%B0%
D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%
82%D0%B8%D0%BA%
20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%
D0%B5%D0%B7%D0%BE

ЭОР №7,8

Электронное учебное издание “Химия. 9 класс”

мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриэляна

Фронтальная беседа:

I. Диамагнитные свойства железа

Повторение общих химических свойств металлов

Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами

Лабораторная работа с использованием ЭОР

II. Проведение исследования:

1. Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе

2. ЭОР видеодемонстрация взаимодействия железа с азотной кислотой, взаимодействие железа с кислородом

3. Подведение итогов исследования

Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах железа, о сходствах и различии с другими металлами.

I. Проводят лабораторную работу в парах, на компьютере (4 вида заданий) ЭОР

1 группа – Генетический ряд Fe2+

2 группа – Интерактивное задание

Генетический ряд Fe3+

II. Распознавание соединений, содержащих ион Fe3+

3 группа – Получение солей Fe2+

Качественные реакции на катионы

4 группа – Экспериментальные задачи, в которыхнеобходимо распознать два вещества FeCl2, FeCl3. Запись соответствующих реакций.

III. Ученики рассказывают о своих наблюдениях.

Взаимоконтроль.

4. Контроль знаний по теме.

12 мин

ЭОР№9

Электронное учебное издание “Химия. 9 класс”

мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР.

Выявление уровня сформированности знаний учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом.

Работают с ЭОР, Выполняют тест.

Результаты сохраняют скриншотом.

5. Рефлексия,домашнее задание.

5 мин

  Фронтальная беседа.

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов. Выводы записываются в тетрадь.

Подача и комментирование домашнего задания.

(параграф 14, упр. 2 с. 82)

При ответе ученик пользуется опорным конспектом

Индивидуальная работа

Учебно-теоретические материалы и Интернет-ресурсы.

  1. Электронное учебное издание “Химия. 9 класс” мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриэляна
  2. http://www.alhimikov.net/otkritie_elementov/Fe.html
  3. http://ru.science.wikia.com/
    wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE
  4. http://enc-dic.com/colier/
    Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html
  5. http://yandex.ru/video/search?filmId=
    9y- oS7kZUXI&where=all&text=
    %D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BC%
    D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%
    82%D0%B8%D0%BA%20%D0%B6%D0%
    B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE