Интегрированный урок (математика + окружающий мир) по теме "Деление круглых чисел на 10, 100, 1000". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок открытия новых знаний

Цели: 

  • отрабатывать навыки деления многозначных круглых чисел на 10, 100, 1000, используя алгоритм действий [1].
  • совершенствовать умение чтения многозначных чисел, выделения классов, разрядов;
  • совершенствовать умение решать составные задачи;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • совершенствовать умение строить диаграмму Эйлера-Венна;
  • совершенствовать умение решать числовые выражения;
  • воспитывать мотивацию к учебе, коммуникабельность, развивать любознательность и наблюдательность, расширять кругозор учащихся.

Ресурсы: учебник “Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Ч. 1. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014”, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, рисунки для физкультминуток, стол для экспериментов, банка емкостью 2, 3 литра, вода, вода, окрашенная в желтый цвет (имитация сока), ведро.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

– Добрый день, ребята! (Звук сообщения [2].) Слайд 2.

– Вы слышали? Только что на наш электронный адрес пришло сообщение. Давайте же узнаем, от кого оно.

– От ученика 3 класса, юного математика и путешественника Никиты Всезнайкина.

– Что же он нам хочет сообщить? (Просмотр видеосообщения [3].) Слайд 3.

– Ну что, поможем Никите Всезнайкину собрать крепкую и сильную команду? Тогда еще раз скажем, какие задачи мы должны сегодня выполнить.

– Быть внимательными и старательными, справиться со всеми примерами и задачами. Приступим? Тогда вперед, ребята!

II. Актуализация знаний:

– Проведем “разминку для ума”. Блицопрос:

1. Многозначные числа делятся на ...? (Классы.)

2. Перечислите эти классы. (Единицы, тысячи, миллионы, миллиарды.)

3. Каждый класс состоит из...? (Разрядов.)

4. Разряд, который стоит перед разрядом единиц называется...(Десятки.), а перед разрядом десятков... ? (Сотни.)

– Продолжим, посмотрите на экран.

Слайд 4.

5. Площадь России, хором, ...? (Семнадцать миллионов девяносто восемь тысяч двести сорок два квадратных километра.)

6. Какое число стоит в классе миллионов? (17.)

Слайд 5.

7. В России насчитывается примерно, хором, ... ? (Два миллиона пятьсот рек.)

8. В разряде тысяч, в классе тысяч стоит число...? (0.)

Слайд 6.

9. Длина реки Лена, хором, ...? (Четыре тысячи четыреста км.)

Слайд 7.

10. Глубина озера Байкал, хором, ...? (Одна тысяча шестьсот тридцать семь метров.)

11. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. (1000+600+30+7.)

– Молодцы! Справились с заданием.

III. Сообщение темы урока:

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

– Правильно, умножение круглых чисел. Действие обратное умножению – это ...? (Деление.)

– Тема сегодняшнего урока – “Деление круглых чисел на 10, 100, 1000”

– Откройте тетради, запишите число.

IV. Открытие нового знания.

– Обратите внимание на экран. Слайд 8. Длина реки Амур 2800 км, а длина Большой Кокшаги в 10 раз меньше. Как найти длину Большой Кокшаги? (Нужно выполнить деление.) Слайд 9.

Решим этот пример, используя алгоритм действий [4]:

Слайд 10.

  1. Записываю выражение
  2. Отбрасываю нули в делителе
  3. Столько же нулей отбрасываю в делимом
  4. Выполняю деление

– Таким образом, длина реки Большая Кокшага 280 километров. Слайд 11.

– Как вы думаете, чем отличается деление круглых чисел на 100, на 1000?

– Верно, в данных случаях нужно отбросить два нуля, три нуля. Закрепим наши знания примерами, запишем их. Слайд 12, слайд 13.

Физкультминутка [5]:

Сколько здесь грибочков, столько приседаем. (Учитель показывает картинки.)

Сколько здесь цветочков, ручки поднимаем. (Дети поднимают и опускают руки.)

Поднимаем ручки, разгоняем тучки.

Ярче солнышко свети, хмурый дождик запрети!

Вот окончен дальний путь, можно сесть и отдохнуть.

V. Повторение пройденного.

– Откроем учебники, стр. 89. Выполним задание № 2. [6]. (Коллективно.)

– Прокомментируем решение, используя алгоритм действий.

– А теперь самостоятельно решим примеры задания № 3. I вариант – первый столбик, II вариант – второй столбик.

– Сверим результаты – посмотрите на слайд. Слайд 14

– Вспомним обращение нашего профессора. Чего мы еще делали?

– Конечно, не решали задач. Решим задачу № 8, стр. 90 учебника.

– Двое учеников выйдут к доске, один заполнит схему, другой выполнит решение; остальные решают в тетрадях.

По мере решения задачи ученикам раздаются индивидуальные задания в карточках:

Приложение 1 (1-2 ученикам):

Карточка 1.

Как получить 1 литр сока, если под рукой имеется банка с соком объемом 2 литра, банка с водой объемом 3 литра и пустое ведро?

Приложение 2 (работа в паре):

Карточка 2.

А= {Б,е,л,о,е}, В={Ч,ё,р,н,о,е}. А и В – множества букв в названиях морей. Нарисуйте диаграмму Эйлера-Венна. Найдите пересечение двух множеств.

Приложение 3 (работа в группе):

Карточка 3.

В семье Киреевых 3 детей: Кирилл, Маша и Миша. Определите возраст каждого ребенка, если Маша на 2 года старше Миши и на 2 года младше Кирилла, а всем вместе 12 лет.

– Итак, проверим задачу № 8. (Проверка учителем решения на доске)

– А теперь приступим к не менее сложным задачам на логическое мышление.

– Узнаем, как наши ребята справились с ними. Задача на переливание:Как получить 1 литр сока, если под рукой имеется банка с соком объемом 2 литра, банка с водой объемом 3 литра и пустое ведро?”

– Как видите, у нас имеется стол для экспериментов. Кто желает продемонстрировать решение этой задачи? (Один из учеников на наглядном примере показывает, как решил эту задачу.)

– Следующую задачу мы видим на экране. Слайд 15. А={Б, е, л, о ,е}, В={Ч, ё, р, н, о, е}. А и В – множества букв в названиях морей. Нарисуйте диаграмму Эйлера-Венна. Найдите пересечение двух множеств.

– Какие элементы имеются в пересечении данных множеств? (о, е)

(Учитель сверяет работу учеников со слайдом. Слайд 16.)

– Еще одну логическую задачу решали целой группой. Внимание на слайд. Слайд 17. В семье Киреевых 3 детей: Кирилл, Маша и Миша. Определите возраст каждого ребенка, если Маша на 2 года старше Миши и на 2 года младше Кирилла, а всем вместе 12 лет.

– Выслушаем ответ группы.

– Молодцы, ребята!

Физкультминутка [8]:

Поднимаем руки класс – это “раз”,
Повернулась голова – это “два”,
Руки вниз, впереди смотри – это “три”,
Руки в стороны пошире развернули на “четыре”,
С силой их к плечам прижать – это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть – это “шесть”.

– Ловко вы справились с задачами. Хотелось бы посмотреть, какая из вас выйдет команда. Сильная ли, сплоченная ли? Поиграем в игру “Калькулятор”.

Приложение 4.

Игра “Калькулятор”:

Правила игры следующие: каждому ряду дается пример на листке бумаги. Каждый ученик из ряда выполняет только одно арифметическое действие, записывая ответ, передает другому.

– Увидим, кто быстрее и правильнее справится с примером.

(Учитель подводит итог игры.)

Рефлексия.

– Ребята, что нового мы узнали на уроке? Понадобятся ли нам эти знания?

– Как вы думаете, возьмет ли вас в свою команду Никита Всезнайкин?

– Здорово! Отлично сегодня поработали... (учитель оценивает работу учеников).

Домашнее задание: выучить правило стр.89, № 1, № 6 стр. 89-90.

Список источников и литературы:

  1. Максимова Т.В., Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по математике. 3 класс. К учебному комплекту Л.Г. Петерсон. – М.: “ВАКО”, 2004.
  2. http://iplayer.fm/q/звуки+смс/
  3. Инсценировка ученика 2 класса Сидикова Никиты.
  4. http://5klass.net/matematika-3-klass/Delenie-kruglykh-chisel/021-Proverim-sebja.html
  5. http://zaparina.ru/index.php?catid=15:2012-01-29-03-29-32&id=
    207:2012-06-08-02-48-09&Itemid=21&option=com_content&view=article
  6. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1. / Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2014. – 112 с.: ил.
  7. Фото из семейного архива Речкиной Е.
  8. http://oantonova.clan.su/fizk_pausy.doc