Бинарный урок (ИЗО + музыка) "Русское народное искусство в жизни человека". 5-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5


Тип урока: урок-обобщение знаний.

Форма урока: ярмарка.

Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное соответствие русского фольклора интонационно-эмоциональному характеру работ народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома);
  • способствовать развитию и совершенствованию приемов росписей: городецкой, хохлоской, гжельской;
  • закрепить знание жанров народных песен, фольклорных игр и умение применять их в жизни.

Развивающие:

  • способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству, устному
  • народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература).

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности, интереса и любви к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;
  • воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм.

Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникационная, технология детского музицирования.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и исследовательский, метод обобщающих уроков.

Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, музыкальная игра, сказка.

Оборудование:

  • Для учителя: музыкальное сопровождение, доска, мультимедийный проектор, интерактив, инструменты (ложки), образцы изделий народных промыслов, народные костюмы.
  • Для учащихся: шаблоны посуды народных промыслов, кисти разных размеров, баночки для воды, гуашь, акварель, учебники, палитра, тычки, тряпочка, народные костюмы для выступающих.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята!

Учитель музыки: Здравствуйте, гости дорогие!

Учитель ИЗО: Сегодня у нас необычный урок.

Учитель музыки: Его проводят Жарова Оксана Григорьевна, учитель ИЗО МОУ СОШ № 17

Учитель ИЗО: и Арефьева Светлана Евгеньевна, учитель музыки МОУ СОШ № 4.

1.1. Постановка проблемы (инсценировка).

Учитель ИЗО:

Человеку в жизни нужно общение. Общение с произведениями искусства, общение с людьми. В такие моменты человек выражает свои чувства, отношение к собеседнику, к окружающим предметам. Давайте послушаем с вами один диалог.

(Учащиеся выходят из дверей)

Внук - Привет, бабуля!

Бабушка - Здравствуй, внучок!

Внук - Чего это ты тут делаешь?

Бабушка - Дивуюсь изделиями народными.

Внук - Да, ну, чего в них интересного?! Сейчас столько всего современного: и ложки, и плошки, на любой вкус!

Бабушка - Да, внучок, много всего нового, но и о корнях народных нельзя забывать. Ведь всё руками людскими сделано, история народная записана, душа мастером вложена.

Внук - Не правду говоришь, бабуля! Самое главное для мастера – это расписать побольше изделий и продать подороже.

1.2. Обсуждение инсценировки, определение темы урока.

Учитель ИЗО: Ребята, как вы думаете, кто прав в данной ситуации? Почему вы так считаете? (Ответы детей: неповторимая, красивая, несёт радость, передаёт чувства, характер русского человека, информацию мировоззрении наших предков на мир, народное искусство сопровождает человека в его жизни - на праздниках, ярмарках, в гостях...)

Учитель ИЗО: (подвести учащихся к теме урока).

На основании всего того, что вы мне сейчас сказали, какими бы словами вы завершили предложение: Русское народное искусство....”

Ответ учащихся: ... в жизни человека”

Учитель ИЗО: И так, тема нашего урокаРусское народное искусство в жизни человека”.

Зачин, представление учащимися собранной информации, игра.

Учитель ИЗО: (обращает внимание на предметы народного искусства)

- Какие чувства вызывают у вас изделия народных мастеров?...

(Учитель музыки записывает на доске слова-характеристики (радость, красота... и т.д.).

Учитель ИЗО:

- Какие прекрасные слова вы подобрали радость, красота, любовь, игривость, веселье, спокойствие...

- Давайте сегодня отправимся в мастерские, где красота рождается.

- Вам дано было домашнее задание собрать, обобщить и представить информацию о промыслах.

- А начнём мы с того промысла, о котором загадка.

2.1. Представление промыслов.

(дети представляют собранную информацию)

ПРОМЫСЕЛ ПЕРВЫЙ

Учитель музыки:

Загадка:

Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки...
Цветами разрисованы, как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые на солнышке блестят.
(Городец)

(Выступают учащиеся с сопровождением компьютерной презентации).

Приложение

1 учащийся:

Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.

2 учащийся: (рассказывает написанную им сказку (помогает учитель ИЗО)

Слайд 1. Сказка о Городце.

Слайд 2. В середине 19 века поселился в лесу, рядом с городом Нижний Новгород, один мастер. Дом себе добротный поставил, тёплый и посуду начал делать, да расписывать её. Но не радовали изделия мастера, не веселили его душу. Долго искал мастер нужный орнамент, но ничего у него не получалось. Оттого и печальным ходил. И вот, как-то раз, ближе к вечеру, сидел мастер за работой.

Слайд 3. Смотрит в окошко, а рядом с домом конь стоит, красоты неописанной. Вышел к нему мастер, накормил, напоил, поделился печалью своей, да и спать пошёл. А конь-то волшебным оказался, за добро добром решил отплатить.

Слайд 4. Рано утром, на зорьке, ударил он копытом о землю и полетели в разные стороны цветы необыкновенные: розовые, голубые, с сердцевинкой в центре и сбоку; ударил второй раз – и на цветах забелели капельки и штришки, ударил конь третий раз копытом -

Слайд 5. и оказались цветы на работах мастера: блюдах, досках, прялках, посуде, мебели... Оглядел конь работу свою и исчез. Проснулся мастер, увидал такую красоту и ахнул. С тех пор стал он свою посуду цветами красивыми украшать,

Слайд 6. каждому название дал: розан, купавка, ромашка, бутон, роза.

Слайд 7. Узнал народ о чудо-мастере. И потянулись к нему другие мастера.

Слайд 8. Так и появилось местечко Городец.

ПРОМЫСЕЛ ВТОРОЙ

Учитель музыки:

Загадка:

Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
(Гжель)

(Выступают учащиеся на фоне работ гжельских мастеров).

1 учащийся:

Слайд 9. Гжель - это название живописного подмосковного региона, состоящего из 27 деревень, объединённых в “Гжельский куст”, что в 60-и километрах от Москвы. Сейчас “Гжельский куст” входит в Раменский район Московской области.

2 учащийся:

Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

3 учащийся:

Слайд 10. Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки.

Слайд 11. (Ансамбль учащихся исполняет песню Е.Птичкина “Незабудковая гжель”, аккомпанирует учитель музыки)

ПРОМЫСЕЛ ТРЕТИЙ

Учитель музыки:

Загадка:

Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют... (Хохломой).

(Выступают учащиеся с сопровождением компьютерной презентации)

1 учащийся:

Слайд 12. Хохлома - название промысла, произошло от названия села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Делали её в несколько этапов.

Слайд 13. Из липы вытачивали заготовки – бельё, затем их грунтовали глиной – вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили. Вот по этой блестящей, как металл поверхности, делали роспись, а потом обжигали в печи. И превращалась хохлома в золотую.

2 учащийся:

Как в старину, так и сейчас, в росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.

3 учащийся:

Слайд 14. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.

Слайд 15. Выделяют роспись “верховую”, “под фон”.

Слайд 16. Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: “травка”, “кудрина. А сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера!

4 учащийся:

Слайд 17.

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.

1 учащийся:

Слайд 18.

Наши ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.

2 учащийся:

Слайд 19.

А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

3 учащийся:

Слайд 20.

А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы,
Шелковые всплески золотой листвы.

4 учащийся:

Слайд 21, 22.

Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Удалая Хохлома
Вся золотисто – краснолика.

Учитель музыки:

- Какой богатый разнообразный материал вы нашли и так интересно его представили.

- А я вас хочу пригласить на ярмарку!!!

Внимание, внимание!
Народное гуляние.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовёт!

Учитель музыки:

- С каким настроение мы пойдем?

- Что увидим?

- Что помогает создать веселое настроение?

Ответы учащихся: танцы, песни, игры...

Учитель музыки: И мы сейчас поиграем.

(Проводится хороводная игра “Столб”)

3. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Учитель ИЗО: На ярмарку мастера приехали. Работы много, не успевают. А мы на что? Давайте им поможем.

(Учащиеся выполняют практическую работу на шаблонах по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца с музыкальным сопровождением).

4. Выставка творческих работ, анализ.

(По мере выполнения работы учащихся крепятся на доске, проводится краткий интонационно-эмоциональный анализ характера работ).

Учитель музыки:

- Какое настроение создают ваши работы?

- Какой жанры русской народной песни созвучны вашим работам? Почему?

- А как еще может быть использована посуда? (беседа, подводящая к игре на ложках)

(Играет ансамбль ложкарей “Светит месяц”, минус).

5. Рефлексия.

Учитель музыки:

- Вот и подошла к концу наша ярмарка... Пора возвращаться домой, в школу?

Учитель ИЗО:

- О чём сегодня мы говорили на уроке? (о народном искусстве в жизни человека).

- Где и когда помогает нам народное искусство? (в жизни, конкретно: в играх, на празднике и т. д.)

- Чему учит народное искусство? (любви, дружбе и т.д. )

Учитель музыки:

- Нужны ли эти качества современному человеку, а человеку будущего?

- Поэтому для вас следующее домашнее задание.

6. Домашнее задание

Учитель ИЗО:

Найти в разных источниках, в том числе и интернете, информацию по теме “Русские народные росписи на современных изделиях”.

Учитель музыки:

Найти в разных источниках, в том числе и Интернете, информацию по теме “Русская народная песня и современные исполнители”.

7. Итог урока. Выставление отметок учащимся.