Метод проектов как способ быть полезным обществу. Творческий проект "Вторая жизнь книги"

Разделы: Литература, Информатика, Технология


И снова о методе проектов. Хоть он и разработан был очень давно, в начале девяностых годов XX века, актуальность его ничуть не уменьшилась. Вспомним, что по мнению американского педагога, основоположника метода проектов Уильяма Херд Килпатрика, проект - это “от души выполняемый замысел”. Мне кажется, что в этом определении заложено самое главное, что дает нам проектная деятельность: учение с увлечением и пользой.

Метод проектов - это самостоятельная деятельность учащихся, направленная на решение той или иной проблемы. “Мир не совершенен. Оглянись вокруг: что тебя не устраивает? Как ты можешь изменить это?” - так я начинаю уроки по теме “Творческий проект”.

В этом учебном году ребята сами выявили проблему и предложили пути ее решения. При изучении романа А.С. Пушкина “Дубровский” учащиеся 6 класса посетили школьную библиотеку и вернулись назад с книгами, которые имели ненадлежащий вид: обложки были потрепаны, вытерты от времени, страницы некоторых из них и вовсе рассыпались. “Можно дома починить книгу?”- обратились некоторые с вопросом ко мне. “Конечно, но только сначала подумайте, как это можно сделать.Задумайтесь в первую очередь над обложкой, ведь это лицо книги, очень важно знать, какое оно, а для этого в первую очередь нужно прочесть внимательно книгу, чтобы глубоко познать ее содержание. Помните еще и том, что обложка - это своеобразная реклама: человек, беря в руки книгу, рассматривая картинки с обложки, уже задумывается - стоит ли ее читать”. Вот так и возник замысел творческого проекта “Вторая жизнь книги”.

Проект этот межпредметный, охватывает несколько областей знаний: литературу, изобразительное искусство, информатику и технологию. Каждый ученик пожелал самостоятельно поработать над проектом.

На аналитическом этапе были уточнены цели, поставлены конкретные задачи; начался поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся.

Эффективным контролирующим мероприятием в середине данного этапа становится предварительная защита. Каждый участник рассказывает о проделанной работе, демонстрирует текущее состояние проекта. Тем самым формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; навыки ораторского искусства; умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

При положительной предварительной защите укрепляется уверенность в реальности получения хорошего результата, появляется дополнительная мотивация. Для учителя, как инициатора, консультанта, помощника и наблюдателя, очень важно на данном этапе поднять самооценку тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

На данной стадии вывод получился однозначным: чтобы вдохнуть вторую жизнь в книгу, нужно потрудиться немало:

  • сделать достойную обложку (для этого необходимо почерпнуть сведения об авторе, познакомиться с историей создания произведения, вдумчиво прочитать его);
  • починить переплет и склеить книжный блок можно только тогда, когда познаешь технологию изготовления книг.

Казалось бы тема одна, но сколько решений было найдено!

А теперь перейду к основному третьему этапу, именно он получился самым зрелищным. Сначала ребята придумали эскизы своих обложек: вот здесь творчество било фонтаном. Сами рисунки были разнообразны не только по содержанию, но и по технике исполнения. Кто-то сделал это от руки в обычных акварельных красках, кто-то выполнил работу простым карандашом, кто-то использовал технику гратографии: царапал набросок на листе бумаги, покрытом последовательно парафином и черной тушью, кто- то использовал графические редакторы: Paint, который позволяет “рисовать” новые изображения и редактировать уже имеющиеся; GIMP, с помощью которого можно создавать коллажи и плакаты.

Прежде чем приступить к ремонту книги, ученику следует тщательно осмотреть ее: определить сильно ли потрёпаны переплётная крышка и корешок, повреждены ли фальцы, нарушено ли шитьё, разорваны ли листы и т.д., а затем наметить операции, необходимые для восстановления переплёта или страниц, то есть тщательно изучить технологию ремонта книг. Это самая трудоемкая и кропотливая работа. Школьники реально видят результаты своего труда. Немаловажное значение имеет и понимание того, что эти результаты могут быть использованы другими людьми.

На заключительном этапе ребята приготовили совместную презентацию своей работы, с которой выступили перед учащимися школы во время Недели филологии, тем самым призывая других не оставаться в стороне : дать вторую жизнь книгам и тем самым обновить библиотечный фонд школы.