Общение. Зачем люди общаются

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока Открытие “новых знаний”
Цель урока Способствовать формированию представлений о том, что помогает человеку общаться с другими людьми
Образовательные ресурсы Презентация “Зачем люди общаются” [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/571552/
План урока 1. Что такое общение.

2. Каковы цели общения.

3. Как люди общаются.

4. Что дает человеку общение

Личностно значимая проблема Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми?
Методы и формы обучения Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Основные понятия общение, речевое и неречевое общение
Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Технологическая карта занятия

Этапы Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимо-
действия
УУД Формы контроля
I. Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся, внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Приветствует учеников.

Повторяют правила и алгоритм работы.

Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди.

Оцениваем ответ, а не человека.

Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно выстроить план занятия. Фронтальная работа Личностные: стремление к познанию новых знаний; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения, проявляют заинтересованность в решении проблемы.

 
II. Актуализация знаний

5 мин

1. Беседа по теме “Зачем люди общаются?”

2. Работа с учебником

3. “Картинная галерея”, с. 73

Организует диалог с учащимися по вопросам и слайдам презентации. Слайд №1 В чем смысл высказывания А.Экзюпири? Ваше отношение.

На доске вместо темы - слова: разговор, беседа, диалог. Что общее объединяет эти слова?

Постановка цели нашего занятия. Ваша цель для каждого? Что вы ожидаете от урока?

Составление плана уч.занятия,

слайд №2

1. Понятие общения.

2. Способы общения.

3. Правила общения.

4. Роль общения в жизни людей

Стр 67 учебника-проблемный вопрос(раздел вспомним)

Слайд №3

– Может ли человек прожить без общения?

– Что помогает людям общаться?

– Только ли речь можно использовать для общения?Почему говорят “молчание-золото”?

Слайд №4

А теперь давайте обратимся к страницам учебника 73, картина Перова

(работа по разделу “Картинная галерея”)

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

Отвечают на вопросы

Ставят цели, формируют (уточняют) тему занятия.

Определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Ученики отвечают на вопросы проблемного характера.

Фронтальная работа Познавательные: самостоятельно выделяют этапы занятия и формулируют каждый для себя познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы.

Устные ответы
III. Первичное усвоение новых знаний

15 мин

1. Презентация “Зачем люди общаются”.

2. Работа с учебником

3. Работа с дополнительным материалом

Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово “общение”?

Ваше задание: найти это понятие в орфографическом словаре, учебнике и внимательно прочитать.

Показывает и поясняет слайды презентации (слайд №5), организует обсуждение новой информации

А теперь попробуем пообщаться друг с другом.

Игра “Живые руки”.

Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, коснуться друг друга ладонями перед собой. “Сейчас мы будем беседовать, и выражать эмоции ладонями”.

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Как ещё мы можем общаться? Слайд №6

А как вам удобнее общаться? Почему? А как вы думаете, есть в наше время люди, ограниченные в вербальном общении? С помощью чего они общаются?

Что мы используемся при общении? Ваши версии? Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику- учебнику, стр 69-70 (найдите в тексте параграфа) средства общения, что помогает человеку поддерживать разговор? Какие средства? Слайд №7

Давайте попробуем произнести с разными средствами общения: интонацией, жестикуляцией, мимикой.

1-я гр. “здравствуйте, гости”

2-я гр. “спасибо, что приехали”

3-я гр. “молодцы, ребята”

Где в своей жизни, личном опыте, вы применяли, наблюдали средства общения?

Работа с разными словарями и текстом учебника на стр 67

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям.

Записывают определение понятия “общения” в тетрадь.

Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают собственное мнение, обсуждают мнения своих товарищей.

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Парная работа

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

1. Записи в тетради.

2. Устные ответы.

IV. Первичное осмысление(проверка понимания) и закрепление.

13 мин

Задания рубрики “В классе и дома”, с. 74 Чтобы лучше понять способы общения, поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Работа в группах. Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

Давайте посмотрим, как это работает на практике.

Задания по группам:

1-я группа. Вербальное общение: Выразительно прочитать стихотворения

2-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать и выполнить инсценировку.

3-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке (как родители дома сына воспитывают)

Почему первый опыт общения мы получаем в семье? Чему учит вас семья? А вы семью?

Слайд №8

Какой способ общения вам больше нравится?

Оцените работу групп, смайликом.

Какой вывод мы можем сделать на этом этапе урока? Слайд №9

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку (Видео-
физминутка для глаз)

С помощью какого способа общения мы проводили физминутку? (вербального и невербального)

Стихотворение на выбор, сценка по ролям. Фронтальная работа,

парная, групповая.

Познавательные: самостоятельно устанавливают зависимость между объектами.

Предметные: пробуют оценить правовую сторону конкретных ситуаций; высказывают свою точку зрения.

Личностные: заинтересованность в успешности своей группы, умения оценить свой ответ и выступления товарищей.

Опрос
V. Итоги занятия. Рефлексия

7 мин

Обобщение полученных  сведений Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа в парах:

Упражнение “Человечек хочет общаться” (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку.

Упражнение “Парный рисунок”. 2 человека держат 1 ручку. На одном листе бумаги тот, что сидит слева, должен нарисовать дом, а тот – что справа – дерево.

Чему нас учит это упражнение?

Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу.

“Попробуйте
не наступать, а ...
Не захватить, а ...
Не кулак показать, а.....
Не спрятать, а ....
Не орать, а .....
Не разорвать, а....”.

Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны?

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что?

Любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому:

Ребята все вместе дополняют -

“Попробуйте
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”.

Скажите, мы достигли цели урока?

Слайд №2

Что вы узнали нового из нашего занятия?

Какое настроение у вас было? Я попрошу вас выразить речевыми и неречевыми средствами общения своё отношение к занятию.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы....

Фронтальная работа, парная. Личностные: осмысление важности процесса общения в жизни человека

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения нового материала

Оценивание учащихся
VI. Информация о домашнем задании.

3 мин

параграф 8 1) составить рассказ о правилах общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями. Слайд № 10 или

2) раб.тетрадь, стр 38   №4 - устно

ИТОГИ урока. А теперь поделимся радостью. Мне сегодня понравилось... А вам?

Ребята, общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.

Записывают домашнее задание Индивидуальная работа    

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику. Изд-во “Учитель”, 2016
  2. Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. М: Просвещение, 2016
  3. Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф, Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь “Обществознание. 6 класс” (М.: Просвещение, 2016)
  4. Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2016

Медиаресурсы

  1. - Компьютерные презентации по темам курса обществознание
  2. Презентация “Зачем люди общаются” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571552/

Ресурсы Интернета

  1. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
  2. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”