Опыт работы по учету возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения на примере объединения "Знайка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование


СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги, я - Зыкова Наталья Викторовна. Сегодня я поделюсь с вами опытом работы по учёту возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения на примере объединения “Знайка”.

Объединение существует третий год имеет естественно-научную направленность. В объединении дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет - 1 год обучения и младшего школьного возраста от 7 до 9 лет - 2 год обучения.

Презентация.

СЛАЙД 2

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирождённом свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

СЛАЙД 3

ВОСТРЕБОВАНА ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

  • способная к активному познанию окружающего;
  • проявляющая самостоятельность;
  • склонная к исследовательской активности.

В современном мире человеку необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наши дети очень пытливы и любознательны. С самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы.

СЛАЙД 4 -8

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

  • подготовка ребенка к исследовательской деятельности;
  • обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

Процесс познания – творческий процесс и роль педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми в нашем доме детского творчества №1 им. В Волошиной. Ребенок 5-6 лет, как губка впитывает всю познавательную информацию. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка идёт в этом возрасте. Отдельно хочется сказать о кризисе 7 лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Меняется и среда, ребёнок идёт в школу, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. В 8-9 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит осознанность и произвольность всех психических процессов.

На своих занятиях я даю детям научную информацию об окружающем мире, дать ее стараюсь четко, доступным языком, с использованием наглядности.

А теперь я предлагаю рассмотреть возрастные особенности детей в практическом сравнении. Дети 5-6лет и дети 7-9лет.

СЛАЙД 9-13

ВНИМАНИЕ

  • приемы планирования деятельности;
  • игровые элементы;
  • смена формы деятельности.

Младших детей привлекает само собой, без усилий, все новое, яркое и неожиданное. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Поэтому на занятиях я использую в работе различные элементы театрализации:

1. Куклы Знайка и Незнайка (ИСПОЛЬЗУЮ ВНАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ - СТАВЛЮ ПРОБЛЕМУ (что за камень?) И В КОНЦЕ- ПОДВОЖУ ИТОГИ). Использую в обоих группах.

2. Шляпка “Почемучка” для детей 5-6 лет (очень любят задавать вопросы).

3. Шляпка “Расскажи-ка” для детей 7-9 лет (сами любят рассказывать).

4. Использую костюмы персонажей. “Повелительница Космоса”. Занятие для старших детей “Луна спутник Земли”.

СЛАЙД 14-19

ПАМЯТЬ

  • активизация процесса запоминания.

Память детей 5-6 лет непроизвольна. На занятиях я использую яркие моменты, чтобы активизировать процесс запоминания.

1. При изучении темы “Воздух” с младшими детьми использую мыльные пузыри.

2. Со школьниками использую воздушные шары, гелихоптер.

СЛАЙД 19-22

МЫШЛЕНИЕ

  • Наглядно-действенное;
  • Наглядно-образное.

Так как у младших детей объединения преобладает наглядно-действенное мышление, то при изучении темы “Вода” они многое делают своими руками. Знакомятся со свойствами воды (прозрачность, текучесть, окрашиваемость).

У старших детей мышление наглядно-образное, при изучении темы “Круговорот воды в природе” использую интернет ресурсы.

СЛАЙД 23-25

ВОСПРИЯТИЕ

  • непроизвольное;
  • произвольное.

У детей младшей группы восприятие непроизвольное. Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. Поэтому при изучении темы “Магниты” показываю не только сам магнит, но и действие магнитного поля. Это очень эффектно. На протяжении всего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным. При изучении той же темы я использую Интернет ресурсы “Магнитное поле Земли”, “Северное сияние”.

СЛАЙД 26-30

ВООБРАЖЕНИЕ

  • Пальчиковый театр;
  • Теневой театр;
  • Элементы проектной деятельности.

Воображение у детей этих возрастных групп хорошо развито, поэтому я использую в работе различные театры: Для младших я беру пальчиковый театр (Тема “Ткань”) развиваю мелкую моторику и речь детей, а для старших детей (Тема “Свет”) делаем теневой театр. Куклы для театра дети изготавливают сами, а вырезать помогают родители. Развиваю актёрские навыки и умение работать в команде. Для развития воображения и творческих способностей детей использую в работе элементы проектной деятельности. Младшие дети рисуют проект “Роботы в быту”, старшие “Роботы в производстве и промышленности”. Все дети защищают свои проекты, рассказывают о них. Для чего нужен этот робот? Как он работает?

СЛАЙД 31-34

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • произведения К.И. Чуковского;
  • картины И.К. Айвазовского;
  • картины Н. Сафронова.

1. Младшие дети учатся строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Тема “Свойства глины” произведение “Федорино горе”, тема “Человек” произведение “Мойдодыр”. Тема “Звук” произведение “Телефон” (У меня зазвонил телефон...)

2. Младшим школьникам я предлагаю рассмотреть картины Айвазовского (Тема “Вода”) и Никоса Сафронова. Ведём беседу по картине о силе воды, о текучести, о жизненной силе воды.

СЛАЙД 35-41

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • живая природа;
  • ручной труд;
  • изобразительная деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. С детьми этого возраста выращиваем лук в баночке с водой. Проводим наблюдения. Со старшей группой по этой же теме выращиваем горох и проводим различные опыты с выращенным материалом. Изучая тему свойства дерева с младшими детьми пользуюсь приемами изобразительной деятельности. При изучении темы “Вес” со школьниками предлагаю детям с помощью старших сделать ручные весы.

СЛАЙД 42-46

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

  • учет индивидуальных особенностей.

В нашем объединении много любознательных детей. Это их основное качество. Есть и одарённый ребёнок Волков Алёша. Он самостоятельно готовит опыты и показывает их детям и даже порой подаёт мне идеи для построения занятия. Алёша увлеченный экспериментальной деятельностью ребёнок, работать с ним интересно, но не так- то просто. Очень часто удачные опыты заканчиваются аплодисментами.

“Подсолнухи... Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки...
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки...

Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложено такое в них начало,
Ведь скоро сами солнышками станут...”

Спасибо за внимание.