Внеклассное мероприятие по литературе "Поэтический альбом "А можно ль душу рассказать?" по творчеству М.Ю.Лермонтова"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 5-9 классы

Форма: КТД, конкурс

Образовательная цель:

  • познакомить учащихся (выборочно) с лирикой М.Ю.Лермонтова; с литературоведческим термином лирический герой.

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений; развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления своих ровесников; расширять кругозор обучающихся; творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  • формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово поэта; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.

Задачи:

  • создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности обучающихся; предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Технологии: ИКТ, театрализация, личностно-ориентированный подход.

Оборудование: презентация, экран, компьютер, проектор, приложение 1 (стенд “Лирический герой”); приложение 2 (Таблица оценивания для жюри).

Ход мероприятия

1 слайд (звучит классическая инструментальная мелодия)

(Дети читают стихотворения за кулисами, и выходят парами)

1 чтец:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

2 чтец:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?...

3 чтец:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;

4 чтец:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...

Учитель:

Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана.
Ночью в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.... (затихает музыка)

Учитель: Звучат всем со школьных лет знакомые строки... Это не просто слова... Для поэта стихи – это его искренние чувства, его сокровенные мысли, его образные представления о мире, о жизни, о любви...Стихи для поэта – это его душа. Как с помощью слов выразить всё, что чувствуешь, о чём мечтаешь? А душу можно ль рассказать? Как думаете вы, ребята?

Сегодня мы совершим маленькое чудо: прикоснёмся к мыслям и чувствам удивительного поэта 19 века М.Ю.Лермонтова. Вы будете читать и слушать его стихи, слушать мелодии 19 века.

2 слайд. Сегодня вы узнаете, кого в литературе называют лирическим героем, каким представлен лирический герой в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, есть ли связь между лирическим героем и самим автором? Этот секрет мы откроем.

Оценивать выступления будут магистры выразительного чтения – ваши педагоги. (представление жюри) Вы тоже сможете оценить талант ваших товарищей. В конце всех выступлений, каждый класс на листочках запишет имя понравившегося вам исполнителя (во имя справедливости голосовать за своих одноклассников нельзя). Поэтому будьте внимательны, слушайте и наслаждайтесь...(расходятся соведущие)

3 слайд Учитель: Во времена Лермонтова были популярны поэтические альбомы. Это тетради. В них – красиво оформленные страницы. В такие альбомы записывали пожелания, дружеские послания, любовные признания в стихах.

Немало своих стихотворений оставил М.Ю.Лермонтов в таких альбомах...

Нет! - я не требую вниманья
На грустный бред души моей,
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнишних дней.
Пишу, пишу рукой небрежной,
Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной
Какой-нибудь остался след.

4 слайд Итак, листаем поэтический альбом... И читаем: Лирический герой – это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, в том числе и самого автора. А теперь переходим к конкурсу.

5 слайд (звучит Бородинский марш, выходит 1 пара соведущих)

1 ученик: Как жаль, что я родился позже тех славных битв. Бородино! Восхищаюсь мужеством и смелостью наших солдат!

1 ученица: Так Вы, Лермонтов, можете написать об этом.

1 ученик: В 1830-м попробовал...

Учитель: (представление 1 чтеца-конкурсанта) “Поле Бородина”, 1830г.

(заполнение стенда “Лирический герой” – восхищение героизмом русских солдат) (См. приложение 1)

6 слайд (звучит мелодия ангелов, выходит 2 пара соведущих)

2 ученик: Когда мне было три года, я слушал колыбельные песни мамы. Она пела, словно ангел.

2 ученица: Так это стихотворение о вашей матушке?

2 ученик: Да. Мне тогда исполнилось 16 лет. Эти стихи в память о ней...

Учитель: (представление 2 чтеца-конкурсанта) “Ангел”, 1831г.

(стенд – нежность)

7 слайд (звучит Бородинский марш, выходит 3 пара соведущих)

3 ученица: Что я слышу? Опять Бородинский марш? Лермонтов, Вы сочинили что-то ещё о войне с французами?

3 ученик: Да, Вы правы, сударыня, сочинил... Но о величии и прочности русского оружия, в этом году Россия отмечает 20 лет с начала Отечественной войны.

3 ученица: Неужели о Наполеоне? Он был так смел и быстр.

3 ученик: Не могу не согласиться. Вот почитайте стихи о двух великанах.

Учитель: (представление 3 чтеца-конкурсанта) “Два великана”, 1832г.

(стенд – уважение к Родине)

8 слайд (звучит мелодия пианино и скрипка , выходит 1 пара соведущих)

1 ученик: Советую, прочтите новое стихотворение господина Лермонтова.

1 ученица: Говорят, после смерти Пушкина, он находится под арестом. Когда же успевает писать?

1 ученик: Ах, сударыня, Михаил Юрьевич от природы находчив. Он велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихов.

1 ученица: И о чём стихи?

1 ученик: Конечно о свободе, о воле...

Учитель: (представление 4 чтеца-конкурсанта) “Узник”, 1837г.

(стенд – свободолюбие)

9 слайд (звучит Ричард Клайдерман “К Элизе”, выходит 2 пара соведущих)

2 ученица: У меня случайно оказалась страница из альбома Варвары Лопухиной.

2 ученик: Весьма обворожительная дама. Ей Лермонтов посвятил много своих чудных сердечных посланий.

2 ученица: Вот одно из них, в этой молитве каждое слово – искреннее признание, светлая грусть...

2 ученик: Да, такая любовь не проходит бесследно...

Учитель: : (представление 5 чтеца-конкурсанта) “Молитва”, 1837г.

(стенд – любовь)

10 слайд (звучит Марш Российской Империи, выходит 3 пара соведущих)

3 ученик: Вот, наконец, тот самый год. Вся Россия празднует 25-ю годовщину Бородинского сражения.

3 ученица: Повсюду звучит лермонтовское “Бородино”!

3 ученик: Сколько патриотизма, восхищения мужеством и отвагой русских солдат!

Учитель: (группа чтецов из 5 класса) “Бородино”, 1837г.

(стенд – гордость, патриотизм)

11 слайд Физкультминутка (творческая разминка)

(Учитель читает стихотворение “На севере диком...”. Дети, закрыв глаза слушают, под музыку, затем смотрят на экран).

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

(стенд – романтика, светлая грусть) (Дети встают и потягиваются)

12 слайд Музыкальная пауза. Романс “Белеет парус одинокий...”

(стенд – одиночество, борьба)

13 слайд (звучит восточная мелодия, выходит 1 пара соведущих)

1 ученица: Михаил Юрьевич, я восхищена Вашим “Кинжалом”.

1 ученик: Этим?

1 ученица: Ах, сударь, нет, вот этим.

1 ученик: Но стихи о нём. Подарен мне в Грузии женой великого Грибоедова. Посмотрите, как красив и благороден этот клинок.

1 ученица: Стихи о нём также полны благородства!

Учитель: (представление 7 чтеца-конкурсанта) “Кинжал”, 1837г.

(стенд – решительность, смелость)

14 слайд (звучит “Молитва” Моцарт, выходит 2 пара соведущих)

2 ученица: Вот ещё одно искреннее стихотворение нашего влюблённого поэта.

2 ученик: Помню-помню. Мария Алексеевна Щербатова. И в неё он был влюблён. Она велела ему молиться, когда на сердце тоска. Он обещал ей. И написал эти строки.

Учитель: (представление 8 чтеца-конкурсанта) “Молитва”, 1839г.

(стенд – искренность)

15 слайд (звучит пианино и скрипка, выходит 3 пара соведущих)

3 ученица: Вы читали одно из последних творений нашего Лермонтова? Как всегда романтично, выразительно.

3 ученик: И Вы, сударыня, полагаете, что это стихотворение о любви?

3 ученица: О несчастной любви, сударь.

3 ученик: Вы ошибаетесь, скорей эти строки о жизни, о страданиях. Обращены они к Богу.

3 ученица: Неужели?

3 ученик: А Вы послушайте...

Учитель: (представление 9 чтеца-конкурсанта) “Благодарность”, 1840г.

(стенд – вызов, ирония)

16 слайд (звучит классическая инструментальная мелодия, выходит 1 пара соведущих)

1 ученица: Вы очень расстроены сегодня, Лермонтов?

1 ученик: У меня нет причин веселиться, сударыня, я уезжаю на Кавказ.

1 ученица: Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

1 ученик: Простите, у меня дурные предчувствия.

1 ученица: Вам нездоровится?

1 ученик: Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

1 ученица: Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа...

1 ученик: Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

1 ученица: Прочтите нам что-нибудь новое.

1 ученик: Новое? Извольте!

Учитель: (представление 10 чтеца-конкурсанта) “Тучи”, 1840г.

(стенд – печаль)

17 слайд (звучит фигурный вальс, выходит 2 пара соведущих)

2 ученица: Что слышно от Лермонтова? Как он там на Кавказе?

2 ученик: Как может чувствовать себя человек на чужбине? Одиноким...

Учитель: (представление 11 чтеца-конкурсанта) “Листок”, 1841г.

(стенд – одиночество)

18 слайд (звучит “Как упоительны в России вечера”, выходит 3 пара соведущих)

3 ученица: 1841г. В поэтическом альбоме на сегодня последнее стихотворение талантливого поэта.

3 ученик: Это настоящий шедевр. Здесь правдивое, честное отношение Лермонтова к России, его счастье и боль – любовь к Родине!

Учитель: (представление 12 чтеца-конкурсанта) “Родина”, 1841г.

(стенд – любовь к Родине)

19 слайд Учитель: Вот мы и убедились с вами, что лирический герой в стихотворениях М.Ю.Лермонтова разный, внимание на стенд. Как и сам поэт его герой тонко чувствующий, эмоциональный, любящий и романтичный.

20 слайд Подведение итогов жюри и зрительского голосования (См. приложение 2).

Щелчок (звучит вальс из “Маскарад”)

Рефлексия: (на сцену приглашаются все исполнители)

Учитель: Сегодня в нашем зале совершилось маленькое чудо, стихи Михаила Юрьевича Лермонтова звучали со сцены, они оживали, благодаря Вам, наши талантливые исполнители, благодаря вам, внимательные слушатели, благодаря вам, мои дорогие соведущие.

  • Ребята, кто из вас услышал новые для себя стихи М.Ю.Лермонтова?
  • Кто из вас узнал что-то новое о внутреннем мире поэта?
  • Так можно ль душу рассказать? Удалось ли это Лермонтову?
  • А удалось ли это передать нашим исполнителям?

Поаплодируйте им.

Слово искусным ценителям - магистрам художественного слова.(награждение)

21 слайд Учитель: Я хочу поблагодарить вас всех за внимание и раскрыть последний секрет поэта: его жизнерадостность.

Совет от поэта
Если, друг, тебе взгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется -
Улыбнись и разгрустись.
Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Пей нектар часов веселых;
А печаль сама придет.
Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить...

Список информационных источников.

  1. Стихотворения М.Ю.Лермонтова.
  2. yandex.ru/images (изображения для презентации)
  3. http://muzofon.com/ (музыкальное сопровождение для презентации)
  4. https://yandex.ru/search/?text=
    жизнь%20замечательных%20
    людей%20лермонтов&lr=2&clid=
    2148283-101&win=139