Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (266 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Ход экскурсии

Вступительное слово ведущего-экскурсовода

Уважаемые посетители, мы рады видеть вас в виртуальном музее Земли. Сегодня вы совершите экскурсию по залам музея, где не только получите интересную информацию, но и примете участие в творческих испытаниях и даже исследовании. Желаем вам приятных впечатлений!

55 лет назад Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю из космоса и восторгался её красотой. Слайд №1-2

Видеоролик Слайд 3 Танец “Прекрасное далеко”

1-й ведущий: Слайд 4

Стихотворение С.Михалкова “Стон Земли”

Я – Земля,
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,...

  • Как же и когда возникла наша планета?
  • Какие беды ей угрожают?
  • Как ее защитить?

Ответы на эти вопросы вы можете узнать во время экскурсии по залам нашего музея.

Посещение зала “История возникновения Земли” Слайд 5

1-й ведущий:

Давайте поговорим о возникновении нашей планеты. Теорий настолько много, что все перечислить – времени не хватит, да и не думаю, что это будет интересным и нужным. Пройдемся по не очень известным, но хитромудрым и экстравагантным.

2-й ведущий: Слайд 6

Теория матрицы. Да-да, именно. Вы не ослышались. Фильм “Матрица” основан именно на этой теории. Есть мнение, что наша Вселенная – это чья-то компьютерная программа. Невозможно представить себе мощность этого компьютера, да и вообще представлять, что мы все запрограммированы как-то не хочется. Но это всего лишь теория. Верить ей или нет – решайте сами.

3-й ведущий: Слайд 7

Теория, которой придерживается большинство современных ученых, утверждает, что Вселенная образовалась в результате так называемого Большого Взрыва. Невероятно горячий огненный шар, температура которого достигала миллиардов градусов, в какой-то момент взорвался и разбросал во всех направлениях потоки энергии и частиц материи, придав им колоссальное ускорение. Все сущее во Вселенной, от крупнейших галактик до мельчайших живых организмов, состоит из химических элементов.

Сначала возникли самые легкие химические элементы - гелий и водород. Постепенно Вселенная охлаждалась все сильнее и образовывались более тяжелые элементы. Процесс образования новых атомов и элементов продолжается и по сей день в недрах таких звезд, как, к примеру, наше Солнце.

Гравитационные силы притягивали маленькие объекты к более крупным. В результате во Вселенной со временем сформировались галактики, звезды, планеты.  Более того, Вселенная продолжает расширяться и по сей день.

4-й ведущий: Слайд 8

22 апреля мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник – Международный день Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Этот праздник начал проводиться ещё в конце XIX века в Америке. Его инициатором является Дж. Стерлинг Мортон. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Мортон решил сажать деревья в свой день рождения, 22 апреля. День первоначально стал называться Днём Дерева.

1-й ведущий:

Впервые всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года по инициативе сенатора Г. Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира (набат или хронометр). В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней. Слайд 9

2-й ведущий: Слайд №10

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. В России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

Видео. Песня “Расскажите, птицы”, слова А.Пугачевой, музыка И. Николаева

Вопросы залу:

1) Верите ли вы, что история нашей планеты насчитывает около 10-12 тысячелетий?

Ответ: Нет. Еще жрецы древнего Вавилона, основываясь на положении звезд и по их движению, пытались доказать значительно больший возраст. По их расчетам получилось, что наша планета существует около 4,6 млрд. лет.

Слайды с вопросами Слайд №11-12

2) Какие химические элементы легли в основу нашей Вселенной?

- Водород и гелий

3) Какому закону подчиняется процесс образования Вселенной?

- Закону всемирного тяготения

4) Верите ли вы, что смена магнитных полюсов Земли ведет к изменению климата на планете?

Ответ: Нет. Магнитные полюсы Земли перемещаются. Полюсы на Земле менялись местами уже много раз! Человечеству это не угрожает.

5) Что такое “Час Земли?”

Ответ: В этот час отключается электроэнергия

4-й ведущий: Слайд 13

(С.Михалков “Стон Земли”)

Я так устала... Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

1-й ведущий: Слайд 14

Владимир Иванович Вернадский сказал: “С человеком несомненно появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты”.

С действием этой геологической силы вас познакомят в следующем зале музея. Слайд 15

Посещение зала “Техногенные катастрофы”

2-й ведущий: Слайд 16

Человек, став самой значимой биологической единицей на планете, часто не задумывается о последствиях своей деятельности для природы.

Давайте посмотрим, какие же “подарки” он создал себе сам:

3-й ведущий:

1) Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека .

4-й ведущий:

2) Катастрофа природно-техногенная — разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей.

1-й ведущий: Слайд 17

На какие группы можно разделить все виды техногенных катастроф?

2-й ведущий:

а) техногенные катастрофы в море (разливы нефти в Персидском заливе, Атлантическом океане);

3-й ведущий: Слайд 18

б) транспортные техногенные катастрофы: железнодорожные, авиационные, автомобильные;

4-й ведущий: Слайд 19

в) аварии на энергетических системах (2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из турбины); Слайд 20

1-й ведущий:

г) аварии с выбросом радиоактивных веществ (при запуске космических ракет, строительстве и ремонте атомных подводных лодок, 26 апреля 1986 года Чернобыльская катастрофа затронула не только СССР, но и Европу); Слайд 21

2-й ведущий: Слайды 22, 23

д) аварии с выбросом химических опасных веществ (на химических предприятиях, комбинатах и при перевозке химических веществ);

3-й ведущий: Слайд 24

е) внезапное обрушение зданий и сооружений;

ж) пожары, взрывы.

Работа с залом

1-й ведущий: Слайд 26

Одна из сильнейших техногенных катастроф произошла 11 марта 2011 года в Японии на Фукусиме. Видео. Слайд №25

Вопрос: Как вы думаете: возможно ли подобное в России и почему? И что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?

(Да, много сейсмически опасных зон, износ техники).

Слайд 27-28

Из зала:

1) Необходимо на международном уровне:

- ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;

2) - своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты.

2-й ведущий:

Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость - и не вписывается в очередной поворот. В результате - катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

Чтец:

(С.Михалков “Стон Земли”) Слайд 29-30

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.

4-й ведущий: Слайд 31-35

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают онкологические заболевания.

Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов, заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Мы дышим отравленным воздухом. Сейчас вашему вниманию будет предложен опыт, результаты которого вы должны объяснить. Опыт по определению качества воздуха.

Скажите, без чего не может жить человек? (Ответ: - Без воздуха и без воды.)

О воздухе мы поговорили, а сейчас разговор пойдет о воде.

Чтец: Слайд №37-39

- В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!

2-й ведущий: Слайд №40-42

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться.

В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных. Сокращается количество пресной воды. В.И.Вернадский определял жизнь как живую воду. Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная.

3-й ведущий: Слайд 43-44

Москва сегодня потребляет ежесуточно около 3 млн. м3 в сутки, что почти в 2 раза меньше по сравнению с 1995 годом. Начиная с 1996 года в городе наблюдается устойчивая тенденция снижения водопотребления. В основном, снижение произошло за счет населения, которое потребляет 68 % воды. Именно поэтому основные усилия по водосбережению сосредоточены в жилищном фонде (установка водосчетчиков)

Расход воды в Москве на 1 жителя - около 700 л/сутки. При среднем потреблении в России 272 литров. При огромных расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений, главным образом, удобрений и ядохимикатов. Водные ресурсы используются нерационально - более 20% воды уходит неиспользованной. Например, только для бритья москвич за один раз использует до 10 литров. Слайд 45-46

Сточные воды города почти на 99% подвергаются биологической очистке, однако, в водоемы все же попадает очень много песка, соли, подкисленной и теплой воды. Большая часть воды подвергается очистке на Люберецкой и Южнобутовской очистных станциях.

Вашему вниманию предлагается опыт по определению качества воды с помощью подручных средств. Слайд №47, опыт проводит ученик

Вопрос залу: Как вы думаете, каковы главные источники загрязнения московской воды? Слайд 48

Вывод после обсуждения с залом. Главные источники загрязнения подземных вод в Москве таковы:  Слайд 49

  • утечки из канализационных коллекторов,
  • просачивание загрязненных атмосферных осадков сквозь загрязненные почвы,
  • засыпанные и застроенные свалки,
  • утечки и фильтрация из очистных сооружений, технологических коммуникаций и канализированных и неканализированных промплощадок.

Вопрос залу: Какие способы очистки воды вы знаете? Слайд 50

  1. Использование фильтров.
  2. Кипячение
  3. Отстаивание
  4. Вымораживание

Земля богатою была
Щедрот своих и не скрывала
Кормила всех и согревала
Ответной доброты ждала.
Дарила людям хлеб, железо,
Алмаз, гранит и серебро,
И нефть тихонько собирала-
Дитя и золото свое.
На тучных пастбищах ходили
Стада бизонов и слонов
А чел пугливо
В пещерах прятал от врагов
Своих детей, свои рисунки
Запасы скудного житья
Тогда он был не царь природы
Он был лишь частью бытия

Слайд 51-56

2-й ведущий: Слайд №57-59

Третья неотъемлимая составляющая жизни человека –это почва.

Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 4 часть всех плодородных почв. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. Возросло содержание тяжелых металлов в почвах Московской области, например, в Ленинских Горках концентрация в почве кадмия превышает норму в 100 раз, а в Серпухове – в 70 больше фонового.

Слайд №60-64

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Всё яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.

Пели птицы на бульваре вдоль проспекта.
А теперь не прилетают, не поют.
В результате парникового эффекта
Огурцы теперь на метры продают.

Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
Сами бросились с нахоженных путей.
Ведь другой такой нигде на свете нету,
Да и нету у природы запчастей!

Все тревожней на планете год от году!
И понятно это даже комару:
Или будем мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!

4-й ведущий: Слайд 65-66

Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети? В нашем быту обращается более 70 тысяч различных химических препаратов – синтетических веществ, не существующих в природе.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Ведущий: Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% - идет... в отходы.

Викторина Слайд 73

Вопросы: слайды

1-й ведущий:

Как определить пульс планеты, ощутить её дыхание, сохранить чистоту? Человек делает еще только робкие шаги в этом направлении.

И мы переходим с вами в следующий зал музея Земли.

Посещение зала “Красная книга Земли” Слайд 74-78

Чтец:.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая.

Песня “Просьба”, слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой

1-й ведущий:.Слайд 79

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

Слайд 80-81

В 1960 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная Книга в нашей стране была издана в 1978 году. В нее заносятся редкие, малоизученные и исчезающие виды растений и животных.

Викторина Слайд 82-85

Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Красная Книга обновляется каждые 10 лет. Когда-то давно природа решила: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Вопросы по Красной книге

1-й ведущий: Мы приглашаем вас в следующий зал

“Планета Земля-лучшая”

Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.

Чтец:. Слайд 87-90

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам жировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это люди как собственный приказ.
А то Земли не будет и каждого из нас.

Чтец:.Слайд 91-92

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли, человек?

2-й ведущий:.Слайд 93

Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Ведущий: Слайд 94-97

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец, 
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.

Видео и песня “Беловежская пуща”,слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Ученик: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано.

Чтец:.Слайд 98-101

(Михаил Дудин)

Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!

 В природе существуют 4 стихии: ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ и ЗЕМЛЯ. Сейчас они на сцене. Танец “Стихии”. Слайд 103-105

Завершая экскурсию в виртуальном музее Земли нам хочется сказать: являясь частью природы мы всеми клеточками должны ощущать: не Земля принадлежит нам, а мы Земле.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

Другого нам и не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Слайд 106-112

“Просьба” (Сл. Рождественского, муз.А.Пахмутовой)

Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю.
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать 
Нам воздухом одним,
Давайте – ка мы все
Навек объединимся. 
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!

Список использованных источников информации.

  1. www.wikipedia.org
  2. www.animated-images.ru
  3. www.okartinkah.ru
  4. www.news-vendor.com
  5. www.natemu.info
  6. www.velvet.by
  7. www.Pikabu.ru
  8. www.m.fishki.net
  9. www.artfill.ru
  10. www.novostienergetiki,ru
  11. www.bigslide.ru
  12. www.Informsklad.ru
  13. www.ecoportal.ru
  14. www.priroda.inc.ru
  15. www.Miranimashek.com
  16. www.anymashka.ru
  17. www.Zhivotnue.ru
  18. www.video.yandex.ru
  19. www.Okartinki.ru
  20. www.Youtube.com