Для воспитателей

Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования со следующими направлениями: музыкальным, валеологическим воспитанием, занятиями по изобразительному искусству, игровой, предметно-практической, речевой, конструктивной и другими видами детской деятельности.

Основной целью “Экологического воспитания” является формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

В соответствии с целью главные задачи предполагают:

  • Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  • Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
  • Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
  • Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
  • Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ – школа(начальное звено).

Содержание экологии условно объединяется вокруг трех основных направлений:

  • Биоэкологии
  • Социальной экологии
  • Прикладной экологии,

Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.Принципиальная новизна в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях.

Экологическое воспитание состоит их четырёх относительно самостоятельных направлений

НАПРАВЛЕНИЕ 1

ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Реализуется через организацию специальных занятий развивающего типа. Предполагает активное включение дошкольников в следующие виды деятельности.

Уроки доброты

Уроки доброты проводятся с подгруппой детей в процессе их обращения к миру природы, могут сопровождаться музыкой, чтением художественных произведений.

Примерная тематика занятий:

  • Как заботиться о комнатных растениях;
  • Что такое красота звука, цвета;
  • Чем удивительны цветы (животные);
  • Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево (смотришь на небо);
  • Что рассказала тебе природа.

Экологический музей

В качестве экспонатов могут быть представлены творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки, рисованные фильмы), а также коллекции, иллюстрации, муляжи, гербарий, макеты и др.

При знакомстве с экспонатами используются воображаемые ситуации, элементы новых технологий (например, ТРИЗ), комментарии педагога, рассказы детей и экскурсоводов.

Примерная тематика занятий:

  • Таинственный мир прошлого.
  • Богатства недр Земли.
  • Край, в котором я живу.
  • Жизнь в морских глубинах.
  • Как рубашка в поле выросла.

Экологические экспедиции

Перед экологической экспедицией воспитатель делает подбор песен, игр, художественных произведений (стихов, потешек, небольших рассказов и т.д.), которые впоследствии используются во время остановок, на привале.

Варианты снаряжения желательно продумать в соответствии с задачами экспедиции. Это может быть компас, лупы, папки для гербария, материалы для зарисовок, фотоаппарат, рюкзаки.

Экологические экспедиции проводятся по заранее намеченному маршруту, где отмечаются объекты наблюдений, места отдыха. В процессе экспедиции дети делают зарисовки, собирают природный материал для коллекции, заготавливают семена, плоды растений.

Результаты работы оформляются в виде именных карт в произвольной форме. В них каждый ребенок с помощью воспитателя обозначает деревья, которые увидел, их количество, чистые участки земли, места свалок, асфальтовые дорожки, могут быть нарисованы увиденные животные (растения), природоохранные знаки. Экспедиция дошкольников заканчивается исследованием экспонатов, их систематизацией.

Экологический тренинг

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путём ролевой игры и анализа с позиций экологических норм. Оптимальная группа – 10-12 человек, чтообеспечивает участие в проигрывании ситуации всеми детьми.

Экологические диспуты

Экологические диспуты предполагают обсуждение и решение педагогических ситуаций. Эта форма работы может быть использована в виде итоговой беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерные ситуации для обсуждения:

  • Дети нарвали большой букет ландышей и подарили воспитателю. Воспитатель совсем не обрадовалась подарку, а огорчилась. Почему?
  • Дети принесли в экологический комплекс маленького беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им?
  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Конкурс городов из песка, пластилина, глины

Детям предоставляется выбор места, материалов, техники исполнения задуманной работы. Построить город можно в “Лаборатории игр с водой и песком”, “Островках творчества”, “Природной мастерской”. Город может быть средневековым, современным или городом будущего. Для воссоздания сюжета используются игрушки и их детали, спичечные коробки и т.д.

Итогом конкурса может стать легенда о построенном городе, придуманная детьми и родителями.

Метеоцентр в группе

Метеоцентр в группе предполагает создание островка прогнозирования погоды. Для наблюдений отбирают наиболее распространенные “живые барометры” - ель, одуванчик, акация, ноготки, сосна, бальзамин; муравьи, стрекозы, мухи, аквариумные рыбки, воробьи и др.

Метеоцентр ведёт свой календарь погоды – отмечает погоду предсказанную и реальную. Возможно создание карточек примет, таблиц-опор. После проверки народных примет дети могут их нарисовать (проиллюстрировать). Рисунки детей оформляются в журнале “Живые барометры”.

Час экологического чтения

Работа по обозначенной теме предполагает создание постоянной или временно действующей “Библиотеки” экологических книг. Каждый ребенок пополняет тематическую библиотеку книгами, журналами, открытками, принесенными из дома.

В течение “Часа экологического чтения” новые статьи и книги о природе, её охране, тематические энциклопедии и другое рекламируются (форма рекламы выбирается детьми совместно с родителями), а затем прочитываются. Идея книги может быть представлена через театры, творческие игры, режиссерские проекты.

“Экологический букварь”

Содержанием “Экологического букваря” может включать загадки, комиксы, кроссворды, игры сословом, звуком, логические задачи и т.д., собранные детьми в “информационном фартуке”.

Детям предоставляется право самим определять длительность игры, характер выполнения заданий.

Выставка рекордов природы

Представление экспонатов начинается с организации “павильона” и открытия выставки, которое проходит торжественно, под музыку. В качестве экспонатов можно использовать природный материал (листья, сучки, овощи, фрукты и др.), главное, чтобы продемонстрировать самое большое, необычное, уникальное.

Знакомство с экспонатами не должно быть стихийным, к каждому достижению природы ребёнок подходит творчески: измеряет линейкой, меркой, взвешивает и т.д. Затем оформляется Яркая табличка с указанием размеров экспоната, фамилии и имени владельца.

Театр

На карточках наклеиваются изображения животных. Дети выбирают объект пародии, затем изображают, как животное бегает, охотится, спит, ест, радуется, а если хватит фантазии – поет, танцует и т.д.

НАПРАВЛЕНИЕ 2

ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Предполагает организацию активных форм работы с педагогическим коллективом. Основная цель – тренировка мыслительных операций (сравнения, выделения главного, критическая оценка полученной информации, обобщение, доказательство, способность делать выводы, нестандартно мыслить). Данная цель стимулирует педагогов к выбору наиболее эффективных приёмов формирования у детей основ экологических знаний.

В экологическом воспитание может быть использовано:

  • формирование банка традиций ДОУ (характер, количество традиций зависит от выбора темы экологического воспитания дошкольников, которую углубленно изучает воспитатель);
  • составление профессиограмм воспитателей (диагностика теоретической и практической подготовки воспитателя по проблемам экологического образования);
  • формирование “Банка педагогических проблем”;
  • коллективные экологические акции, проекты (совместная природоохранная деятельность).

НАПРАВЛЕНИЕ 3

ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Реализация цели достигается в атмосфере доброжелательности, заинтересованности идеей каждого родителя, поддержки (эмоциональной, интеллектуальной, консультативной и т.д.) творческих усилий семьи.

Наиболее эффективные мероприятия:

  • Ярмарка родительских идей. Родителям предлагается домашнее задание: заполнить карточку, в которой указываются фамилия, имя, отчество автора, суть идеи по организации экологического воспитания в детском саду. Это могут быть конкурсы, полезные дела, заявки на экскурсии, создание новых островков в группе. Пресс-центр подсчитывает количество заявленных идей, их конкретность, реальность организации.
  • Парад семейных коллекций. Принимают участие семьи, имеющие навыки в сборе и оформлении природных коллекций камней, семян, листьев необычной формы и размеров. Желательно, чтобы коллекцию дети представляли вместе с родителями. Парад предполагает наличие музыки, художественного слова.
  • Экопроект “Дерево моего ребёнка”. В соответствии с гороскопом ребёнка выбирается дерево. Родители собирают информацию о нём, иллюстрации, педагоги помогают составить карточки художественного слова, игр, связанных с названием выбранного дерева. Дети рисуют его. Итогом экопроекта является посадка “Аллеи группы”. Заканчивается практическая деятельность праздником, сценарий которого разрабатывают родители в интеграции с музыкальным руководителем и воспитателями.
  • Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность детей, родителей в экологических островках групп, на экологической тропе, в экокомплексе.
  • День открытых дверей. Ведущей целью является знакомство родителей с системой организации экологического воспитания в ДОУ. День открытых дверей сопровождается открытыми занятиями, интегрированными творческими играми, экопроектами, кружково-секционной работой и т.д. В этот день по заявкам родителей организуются консультации, индивидуальные встречи со специалистами детского сада, дискуссионные клубы. Тематика и содержание встреч определяются направлениями “Экологического воспитания”, а также заявленными проблемами родителей.

“Экологическое воспитание” предполагает осуществление перспективно-преемственных связей ДОУ и школы, распространение опыта деятельности детского учреждения среди ДОУ города, края.

На базе детского сада могут быть реализованы:

  • эстафета творческих дел;
  • эстафета экологических игр;
  • банк идей;
  • эколого-педагогический консилиум с целью обсуждения проблем непрерывности экологического образования;
  • дискуссионный клуб профессионалов и родителей;
  • уроки обмена опытом.

Блоки “Экологического воспитания” по форме организации самостоятельны, но по виду деятельности интегрированы. Только при этом

условии будут обеспечены успешность и высокая результативность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович.— СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1995.— 288 с.
  2. С. А. ВЕРЕТЕННИКОВА. Ознакомление дошкольников с природой. Утвержден Министерством просвещения СССР в качестве учебника для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 “Дошкольное воспитание” и М 2010 “Воспитание в дошкольных учреждениях”
  3. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Педагогика. – 1994.
  4. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993г.
  5. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. – 1997.