Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку», Урок с использованием электронного учебника


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (152,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: дать учащимся общее представление о поэзии “Серебряного века”; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX- начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов “Серебряного века”, таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов “Серебряного века”, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Поэтическая минутка

Чтение учителем стихотворения Б.А.Слуцкого.

Затесавшееся столетие

Не машинами — моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми —
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолёт — аэропланом,
даже светописью — фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

  • О каком веке говорит поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
  • “Серебряный век”... Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

- ХХ столетие...В каких образах, идеях, авторах, литературных формах оно запечатлелось? На начало ХХ в. приходится расцвет русской религиозной философской мысли. В 1909 г. группа философов и публицистов (П.Струве, Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк) выпустилa сборник “Вехи”. В него вошли стaтьи о русской интеллигенции и её выборе. Aвторы книги предупреждали о гибельности революционного пути для России.

В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, Н.Фёдоров оказали огромное влияние на развитие разных сфер культуры.

Время рубежа XIX - XX веков называют “Серебряным веком” русской поэзии. Это период небывалого культурного подъёма, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. В поэзии возникают разные направления и школы.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене “Серебряного века”, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым миром — “Серебряным веком”. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово “модерн” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название “Серебряный век” прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время поражает обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э.Мандельштам, А.А.Блок и В.Я.Брюсов, Д.С. Мережковский и М.Горький, В.В.Маяковский и В.В. Хлебников. Этот список продолжим именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и др.), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества... Сегодня “Серебряным веком” русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Н. А. Бердяевым. Ещё этот период называют “русским Ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже XIX — XX вв. Писатели этого направления продолжали традиции великой русской литературы XIX века. Наиболее яркие из них И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, В.Вересаев, М.Горький.

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Что же такое “символ”? Это слово-знак, который всегда шире обозначаемого, знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма — “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение – акмеизм. Оно было генетически связано с символизмом. Поэты Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова объединились в группу “Цех поэтов”. В своем творчестве они противопоставили мистическим устремлениям символизма “стихию естества”; декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального смысла.

Акмеизм, как считал Н.С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum — “будущее”) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, В.Каменский.

Существовало несколько футуристических группировок: эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.); объединение “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков и др.).

Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

2. Проверка уровня восприятия услышанного: литературоведческий (кроссвордный) диктант

Комментарий. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется уровень усвоения литературоведческих терминов.

1) Это слово означает “современный”, “новейший”. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)

2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. (“Серебряный век”)

3) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны “тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа. (Символизм)

4) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)

5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)

6) Это слово означает “упадок”, “обречённость”. (Декаденство)

Проверка написания слов (сверка с записью на доске).

7) Тестирование.

3. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)

Задание для 1-й группы. Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи “Серебряного века”.

Задание для 2-й группы. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?

Задание для 3-й группы. “Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта...” (Г. Гейне). Докажите это утверждение поэта.

4. Чтение учащимися стихотворений поэтов “Серебряного века” (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя

Цель — составить общее представление о поэзии “Серебряного века”.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, начало XX в. вошло в историю литературы под великолепным именем “Серебряный век”. Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “Серебряного века” пришлось на 90-е гг. XIX в., его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.Я. Брюсов, И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт и других. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 г. — время его наивысшего подъёма.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного изображения мира. На смену классике XIX в. приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм (Рис. 1).

Рис. 1. Серебряный век

Во всей несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений проявляются богатство, глубина, многоцветье литературного процесса начала XX в. что же объединяло таких разных поэтов “Серебряного века”? (Общие черты поэтов “Серебряного века” учащиеся записывают в тетради.)

Общие черты поэтов “Серебряного века”

  • Все эти поэты — современники, которых объединяет время, сама эпоха.
  • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
  • Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму; они новаторы структуры поэтического произведения.
  • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Подготовить “Литературные визитки” о жизни и творчестве поэтов “Серебряного века” (по выбору).

Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов “Серебряного века” (по выбору).

18.12.2016