Урок развития речи в 7-м классе по теме "Фотография + слово = необычный текст"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Фотография в качестве средства развития речи на уроках русского языка, к сожалению, используется редко. А ведь применение на уроках русского языка не только языковых, но и неязыковых средств открывает большие возможности для совершенствования речи школьников. Поскольку фотографии представляют собой реальное событие в жизни, запечатленное фотоаппаратом, можно предположить, что работа с таким жанром, как фотография, будет интересна и доступна каждому ученику. Фотография располагает к диалогу, желанию высказаться и позволяет добиться более эффективного овладения различными коммуникативными умениями. Фотография имеет большие возможности для сочетания со словом, она способствует коммуникативной мотивации ребенка. Урок построен таким образом, что работа с поликодовыми текстами постепенно усложняется: от придумывания подписей для сюжетных фотографий к созданию фотозарисовок и написанию истории снимка.

Цель урока: формирование у учащихся коммуникативной мотивации, совершенствование речевых умений

Задачи урока:

1) научить создавать поликодовые тексты

2) познакомить с жанровыми особенностями поликодовых текстов

3) формировать “чувство языка”, знакомить с культурой России

4) учить выбирать языковые и внеязыковые средства выражения собственных мыслей

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, презентация, выполненная учителем

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (постановка учебной задачи) (слайд № 1):

- Тема нашего занятия звучит необычно. Как выдумаете, что мы будем сегодня делать на уроке?

- Да, мы будем соединять фотографию и слово и учиться создавать необычные тексты. Такие тексты называются поликодовые, т.е. созданные на основе различных языковых и неязыковых средств.

2. Мотивация к учебной деятельности (слайд № 2)

- Посмотрите на экран. Какое впечатление производят эти фотографии на вас? Каким настроением они проникнуты? Какая фотография вас удивила? Какой снимок заставил смеяться? Над каким фото вы задумались?

- Какие подписи могли бы быть у этих фотографий? (Придумываем варианты). Что меняется в нашем восприятии, когда рядом с фотографией появляется слово?

Делаем вывод: как бы содержательна ни была фотография, она требует слова, которое наполняет ее особенным смыслом, предлагает воспринять так, а не иначе.

3. Работа со схемами (при подготовке материала использовался учебник “Школьная риторика. 7 класс”).

В нашей жизни можно встретить самые разные сочетания слова и фотографии.

1. Фотография может быть только иллюстрацией. В таком случае текст понятен без фотографии.

2. Фотография может иметь только подпись. Тогда все внимание наоборот сосредоточено на фотографии.

3. Слово и фотография являются равноправными для воплощения авторского замысла.

- Рассмотрите схемы (слайд № 3). Прокомментируйте зависимость фотографии и слова в каждом из трех случаев. Какая из этих схем отражает суть необычных текстов? Почему?

На уроке мы будем работать по схеме № 1 и № 2.

4. Учимся придумывать подписи к фотографиям.

(Слайд № 4) Прочитав текст, установите, понятен ли он до конца без фотографии. Рассмотрите фотографию. Что не понятно в фотографии без текста? Какие вопросы хотелось бы задать автору-фотографу? Дает ли текст ответы на все эти вопросы? Почему?

- Приходилось ли вам составлять текст к фотографии? Чем интересна была эта работа для вас?

- Чтобы получилось удачное сочетание слова и изображения, ищем нужные слова к фотографии. Какими они должны быть? Так как чаще такие тексты мы встречаем в журналистских материалах, познакомимся с рекомендациями фотокорреспондента (слайд № 5):

  • Слово не должно говорить то, что ясно и так из снимка
  • Слово не должно говорить и того, чего на снимке нет и невозможно почувствовать
  • Снимок должен оставлять зрителю возможность додумать недоговоренное

- Посмотрите ещё пример того, как может быть связана фотография и текст (слайд № 6)

А теперь попробуйте самостоятельно сделать подписи к представленным фотографиям (слайды № 7, 8). Посмотрите на возможные варианты подписи.

5. Следующий этап нашего урока - знакомство с жанром “фотозарисовка”.

- Мы продолжим создавать необычные тексты. Но прежде хотелось бы отметить, что фотографии, которые будут демонстрироваться на этом этапе урока, принадлежат советскому писателю, журналисту и фотокорреспонденту – Василию Михайловичу Пескову (слайд № 9). Больше полувека его произведениями зачитывались миллионы жителей нашей страны. Василий Михайлович изобрел особый жанр - журналистский рассказ с фотографией. Не подпись к снимку и не фото к тексту. Это особенный сплав. Его невозможно разделить.

- Познакомьтесь со следующим текстом В.Пескова (слайд № 10). Понравился ли вам этот текст? Проследите, как автор добивается единства фотографии и слова. Посмотрим, как, соединив фотографию и слово, автор это делает. Найдите в тексте места (“отсылки”), которые обращают нас к фотографии. Определите, в каком времени употреблены глаголы. Как это связывает текст с фотографией?

(Слайд № 11). Прочитав текст, установите, понятен ли он до конца без фотографии. Рассмотрите фотографию. Что непонятно в фотографии без текста? Какие вопросы хотелось бы задать автору-фотографу? Дает ли текст ответы на все эти вопросы? Почему? Как это связано с замыслом автора?

- Перед нами сообщение, в котором автор воплощает свой замысел, соединяя фотографию и слово. Текст помогает понять фотографию, а фотография помогает понять текст. Слово, написанное к фотографии, заставляет рассмотреть ее именно так, а не иначе. Соединяясь, фотография и слово образуют единое целое, особый текст, который мы назовем необычным. Необычность этого текста состоит в том, что в данной речевой ситуации автору для осуществления замысла необходима несловесная часть, в данном случае фотография.

- Прочитайте ещё один текст Василия Пескова (слайд № 12). Простые, короткие предложения придают тексту легкость. Изображение показывает, что произошло, и вызывает определённые эмоции, а текст дополняет эту выразительность, уточняет наше восприятие, в то же время он полностью подчинен изображению.

- Прочитайте текст (слайд№ 13). Можно ли определить настроение автора и его оценку того, что изображено на фотографии? Есть ли в этом тексте слова, с помощью которых открыто, явно выражается отношение автора к изображению?

- Много лет Василий Михайлович Песков вел рубрику в газете “Комсомольская правда”, которая называлась “Окно в природу”. Познакомиться с фотозарисовками можно, прочитав его полное собрание сочинений (23 тома), выпущенное Издательским домом “Комсомольская правда”. (слайд № 14).

- Почувствуйте и вы себя фотокорреспондентами. Рассмотрите фотографию (слайд№ 15). Напишите текст к этой фотографии с учетом того, что данная фотопубликация будет помещена в газете или в журнале под рубрикой “Удивительное рядом”. Наверное, это тоже будет фотозарисовка. У вас получится необычный текст.

6. Познакомимся ещё с одним речевым жанром, который можно назвать “история снимка” (слайд № 16).

- В чем вы видите ценность фотографии в нашей жизни?

- Фотографии важны в нашей жизни. Они сохраняют память о людях, событиях. Фотографии из семейного альбома дороги каждому из нас. Столько удивительного можно узнать из старинных фотографий. И новым смыслом может наполнится то, что на ней изображено, если кто-то расскажет историю фотографии.

- Используя схему, скажите, что может послужить основой для “истории снимка” (слайд № 16).

- Да, это могут быть личные воспоминания или рассказы родителей, родственников, знакомых.

- Прочитайте тексты, написанные в этом жанре (раздаточный материал из учебника “Школьная риторика. 7 класс”).

Текст № 1

Попробуйте найти меня на этой фотографии. Что, трудно? Вы, наверное, подумали на мальчика, что сидит в центре с пумпончиком на шапке. Так вот, это не я! Посмотрите поправее, та-а-ак, хорошо, ещё поправее, а вот и я, сижу на краю скамейки. Вам смешно? А я что, виноват, что рукавицы долго не мог найти, пришлось надеть сверху на пальто. Подумаешь, с самого краю. Зато в клетчатых штанах, тогда модно было. Вот!

Текст № 2

Да, это я! Мама привела меня в фотоателье сразу после детского сада. Сейчас, когда я вижу эту фотографию, мне становится смешно. Из-за головы торчит лопух – белый бант. А глаза сделала, как у лисицы. Смеюсь, как бегемот. А на коленях сидит какой-то барбос. Фотограф меня как раз и рассмешил этим барбосом. Волосы торчат во все стороны, как у домовёнка. Уж такая я, что смотреть без смеха невозможно!

- Какого стиля прочитанные вами тексты? Какие особенности в употреблении слов, предложений вы заметили? Сравните тексты. В каком фрагменте явно выражается отношение автора к своему изображению? И тем не менее в первом тексте автор с юмором, тепло относится к себе, изображенной на фотографии. Почему нам это понятно?

- Авторская оценка может выражаться и открыто (текст №2) и скрыто (текст №1).

- Дома вам предстоит написать историю снимка, о котором вы хотите рассказать. Для этого вам в помощь подготовлены рекомендации. Охарактеризуйте жанровые особенности истории снимка, используя следующую памятку №1 (слайд № 17)

Памятка №2 (слайд № 18) дублируется в раздаточном материале

1. Как начать сочинение.

2. На фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят)

  • схвачен такой момент…
  • остановлено мгновение, когда…

3. Содержание фотографии.

  • Фотография отражает… (показывает, воссоздает)
  • С фотографии на нас смотрит …
  • Взгляните на эти лица …
  • Становимся очевидцами тех далеких (удивительных, славных, незабываемых, трагических …) дней…
  • Совершим путешествие в прошлое …

4. Как закончить сочинение.

Вот такую историю поведал (рассказал) мне снимок.

7. Домашнее задание (слайд № 19): Напишите историю снимка, выбрав подходящую фотографию из своего альбома. Приготовьтесь этот текст озвучить. Используйте предложенный план (в раздаточном материале):

  • Когда была сделана фотография? Что предшествовало моменту съёмки?
  • Кто на ней изображён? Какое событие запечатлено?
  • Как выглядят люди на фотоснимке? (поза, одежда, лицо, взгляд, руки, мимика, жесты и т.д.)
  • Что интересного ты можешь рассказать о судьбах этих людей?
  • Какие мысли и чувства вызвал у вас этот фотоснимок?

Список использованной литературы.

Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Под ред. Т.А.Ладыженской. – Изд. 2-е переаб. – М.: Изд. “Ювента”; Изд. “Баласс”, 2009. – 208 с.: ил.

В.Песков. Статьи. Очерки. Фотографии

Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 180—186.