Урок обобщения, повторения и систематизации знаний по теме «Литосфера». 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Урок обобщения, повторения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок-игра “Интеллектуальный марафон”.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Систематизация знаний по теме;
  • Формирование умений ориентироваться по карте с помощью матриц, сигнальных карточек;
  • Развитие памяти, внимания, умения обобщать и делать выводы.

Средства обучения: Физическая карта мира, коллекция горных пород и минералов, атласы, матрицы, сигнальные карточки, электронный учебник, презентации учащихся.

Ход урока

1. Организация класса, постановка учебной задачи.

2. Вводное слово учителя.

Есть на все в программе мера
Наша тема “Литосфера”
Завершилась, как ни жаль
И теперь зовет нас вдаль
Атмосфера – оболочка.
Только рано ставить точку
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье
Раз игра, т.е. затейник
Я сегодня корабейник
У меня “товар” по теме
На “покупку” будет время.
Все готовы отвечать?......
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера
Что такое литосфера?

(Учащиеся отвечают). Слайд - внутреннее строение Земли.

Чем же сложена она?

(Учащиеся отвечают). Слайд – строение и состав литосферы.

Вам коллекция дана
Назовите что известно
А еще мне интересно
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?

(Учащиеся определяют образцы горных пород и минералов, объясняют их происхождение, распределяют на группы). Слайд – горные породы и их использование.

3. Показ слайдов “Горы”.

Посмотрите на картины
Горы это, иль равнины?

(Учащиеся отвечают).

Слайд-схема “Части рельефа”, которую необходимо подписать.

  1. двойная вершина;
  2. пик;
  3. седловина;
  4. перевал,
  5. столовая гора;
  6. ущелье.

Далее весь класс отвечает на вопросы-загадки.

1. Название какой части рельефа является в то же время и названием части обуви? Подошва.

2. Какая часть рельефа по названию похожа на предмет, надеваемый на лошадь? Седловина.

3. Название какой части рельефа совпадает с названием того, чем причесывают голову? Гребень.

4. Название какой части рельефа обитает в морях, является опасным и прекрасно плавает? Скат или склон. Вопросы напечатать на слайде.

А какие суперсилы, их в движенье приводили.

(Учащиеся объясняют как образуются горы, отгадывая сигнальные карточки)

Слайды – “Столкновение литосферных плит.

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры
Трудно дети, или просто
Вам расставить их по росту.

Слайд на котором написаны названия гор, с помощью карты учащиеся называют и показывают горы, рассказывают о принципе деления гор по высоте, объясняют как пользоваться шкалой высот. Три ученика у доски, класс дополняет и исправляет, если будут ошибки.

1. Карпаты (средневысотные горы) – 1000-2000м.

2. Уральские (низкие горы) – до 1000м.

3. Гималаи (высокие) – выше 2000м.

При правильной характеристике гор последние появляются на слайде.

На каких материках
Гор вершины в облаках?

На слайде географические координаты. Учащиеся должны с помощью атласов определить объекты. При правильном определении картины гор появляются на слайде. Один ученик показывает на настенной карте, класс проверяет.

1.62o с.ш., 150o з.д. – г. Мак Кинли;

2.31o ю.ш., 70o з.д. – г. Аконкагуа;

3. 3o ю.ш., 38o в.д. – влк. Килиманджаро;

4.29o с.ш., 87o в.д. – г. Джомолунгма;

И теряюсь я в догадке?
Что за горы на Камчатке? Слайд-фотография об извержении Ключевской Сопки.
Посмотрите: здесь на фото
устроил кто-то
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.

Слайд – строение вулканических гор. Учащиеся рассказывают о строении вулканов.

А бывают ли вулканы
Не на суше, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.

Слайд – “Рельеф дна Мирового океана. Учащиеся называют формы рельефа, обозначенные буквами.

А-материковый шельф;

Б-материковый склон;

В-желоб;

Г-глубоководная равнина;

Д-срединно-океанический хребет.

4. Разнообразие равнин.

А теперь друзья сравним
По высотам вид равнин
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.

(Учащиеся на физической карте мира показывает и называет виды равнин. Задание – практика из электронного учебника Н.Н.Петровой “Начальный курс географии. 6 класс” - “Формы рельефа”).

5. Работа с матрицами.

(Учитель называет формы рельефа, учащиеся на заранее заготовленные матрицы наносит их).

1 вариант 2 вариант
Кордильеры Уральские
Западно-Сибирская Альпы
Гималаи Среднесибирское плоскогорье
Тибет Анды
Восточно-Европейская Амазонская
Эребус Котопахи

(Сбор матриц для проверки).

6. Я слова читаю вам

Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали
Докажите, как узнали.

(Учащиеся должны на слух в группе слов определить лишнее понятие и объяснить).

А. ядро, мантия, впадина, земная кора;

Б. вершина, дюны, барханы, овраг;

В. подошва, склон, вершина, отмель;

Г. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер;

Д. Низменность, перевал, гребень, хребет.

7. Закрепление материала. Игра-соревнование “Восхождение на гору”.

(На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карто-флажки. Класс делится на две группы. Выигрывает та группа, которая первой водрузит флажок к вершине. Ответы дают попеременно. При неверном ответе продвигаться нельзя).

Восхождение на гору
Только тем ребятам впору
Кто ответ найдет. Итак
В путь, друзья. Удачи вам.

(Тестовые задания из электронного учебника Н.Н.Петровой “Начальный курс географии. 6 класс”).

8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

9. Домашнее задание. Индивидуальные задания опережающего характера к следующей теме. (По усмотрению учителя.)