Урок-презентация "Вектор. Действия над векторами"

Разделы: Математика, Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Многие физические величины, например, скорость, ускорение, сила, характеризуются не только численным значением, но и направлением, то есть являются векторными величинами. Данный урок – презентация посвящен изучению понятия вектора и действия над векторами с примерами решения физических задач.

Цели урока:

  • Образовательные: введение понятия вектор, рассмотрение правил сложения векторов, нахождение проекций вектора на оси координат.
  • Развивающие: развитие аналитического мышления, развитие графических навыков у учащихся.
  • Воспитательные: воспитание навыков обще ученической деятельности.

Задачи урока:

  • Образовательные: введение понятия вектор с примерами векторных физических величин, рассмотрение правил сложение и вычитания векторов, с примерами физических задач, нахождение проекции вектора на оси координат, с примером физической задачи.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, анализа информации, умение графически отображать сложение векторов.
  • Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении заданий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор.

Описание презентации см. в приложении.

Конспект урока

Этап урока Время Учитель Ученики
Организационный момент 1 мин. Приветствие друг друга. Готовятся к уроку.
Актуализация знаний 5 мин. Из курса физики вам известно, что все физические величины имеют численное значение, но есть физические величины, например, такие как скорость и силы (слайд 1), которые имеют не только численные значения, но и направление. То есть все физические величины можно разделить на те, которые имеют только численное значение. Их называют скалярными. И физические величины, которые характеризуются численным значение и направлением. Такие физические величины называют векторными (слайд 2). Слушают учителя и делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы
Сейчас перед вами будут появляться физические величины. Ваша задача распределить их на группы (слайд 3). Давай проверим правильность вашего ответа.

Бывает так, что на тело действует несколько сил и необходимо знать куда будет двигаться тело, а для этого надо знать, как можно обращаться с векторными величинами. Сегодня мы с вами и будем говорить о векторах и действиях над ними.

Учащиеся делают свои предположения
Изучение нового материала 38 мин. Тема  урока “Векторные величины. Действия над векторами”. (слайд 4).

Учитель дает определение вектора (слайд 5).

Рассмотрим правила действия над векторами.

Вектора можно складывать. Сложение векторов возможно по правилу параллелограмма и треугольника. Рассмотрим их последовательно. Учитель объясняет правила сложения векторов (слайд 6).

Правило треугольника позволяет нам складывать несколько векторов. Учитель объясняет, как складывать несколько векторов (слайд 7).

Вектора не только можно складывать их так же можно и вычитать. Учитель объясняет правила вычитания векторов (слайд 8).

Слушают учителя и делают записи и чертежи в тетрадях
Рассмотрим пример физической задачи на сложение векторов (слайд  9). “Крокодил переплывает реку перпендикулярно берегу. Скорость, с которой он гребет равна v1. Скорость течения реки равна v2. Чему будет равна скорость крокодила относительно берега реки?”

В курсе физики 7 класса вы находили равнодействующую сил, действующих на тело. Давайте вспомним как складывать и вычитать вектора, направленные вдоль одной прямой (слайд 10).

Приведу пример из сказки про репку. (слайд 11)

учащиеся решают задачу
Теперь перейдем к нахождению проекций вектора на оси координат. Учитель дает определение проекции и объясняет, как найти проекцию вектора на оси координат и модуль вектора (слайд 12, 13). Учащиеся смотрят на экран.

Учащиеся слушают и делают записи в тетрадь

Решим задачу (слайд 14). “Найдем проекции силы тяжести, которая действует на тело массой 1 кг, на оси координат.” После того как учащиеся получили ответ, учитель показывает правильное решение данной задачи.   Учащиеся решают задачу
Домашнее задание 1 мин. Учащимся задается домашнее задание. Записывают д.з.