Коррекционно-развивающее занятие "По дороге в сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: Создание условий для совершенствования познавательных процессов

Задачи:

  • Развитие произвольности и самоконтроля
  • Развитие слухового внимания
  • Активизация мыслительных процессов
  • Развитие слуховой ассоциативной памяти
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие воображения

Материалы:

  • “Волшебный” мяч
  • Семь картинок (А4) с изображением сказочных персонажей
  • “Волшебный камень”
  • Одна картина с изображением сказочного персонажа (Баба-Яга)
  • Изображение сказочного королевства
  • Маленькие камешки
  • Избушка деревянная
  • Спортивный инвентарь (дорожка со следами, стаканчики, мостик)
  • Баба-Яга - кукла

Ход занятия

ВСТУПЛЕНИЕ-ПРИВЕТСТВИЕ

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте сегодня поздороваемся по особенному: каждый из вас по очереди произнесет свое имя, а мы все вместе его повторим и прохлопаем. Я начну с себя: Е-ка-те-ри-на- Пав-лов-на

Дети повторяют имя и прохлопывают по слогам.

Далее ребенок произносит свое имя, остальные дети хором его повторяют. Затем следующий ребенок произносит свое имя и т. д.

РАЗМИНКА “Пересядьте те, кто...”

- Ребята, я хочу познакомиться с вами еще лучше, и узнать о вас еще больше. Сейчас я буду говорить фразу, и если это касается вас, то вы быстро встаете со своих стульчиков и постараетесь занять освободившиеся места

Пересядьте те, у кого сегодня хорошее настроение...

Пересядьте те, кто любит животных...

Пересядьте те, у кого много друзей...

Пересядьте те, кто ходил в зоопарк...

Пересядьте только мальчики....

Пересядьте только девочки...

Пересядьте те, кто любит сказки...

-Молодцы, а теперь давайте займем те места, на которых вы сидели в начале занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Вот мы и немного познакомились. Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие в волшебную сказочную страну, где вас ждут сказочные герои. Но чтобы туда попасть, надо пройти испытания. По мере того, как мы будем выполнять задания, двери в сказочную страну будут открываться, и когда мы откроем все двери, герои выйдут к нам. Вы готовы?..... Тогда в путь.

“Волшебный камень”

- Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебный камень, который поможет нам попасть в волшебную страну. Он тяжелый, прохладный, но у него есть много силы и тепло. Давайте передадим его по кругу и почувствуем его тепло и силу.

Дети стоят около своих стульчиков. Психолог, передавая камень, произносит слова:

Камень – камень, в сказку веди,
Не дай, камень ослабнуть в пути.
Для нас ты смелость и свет подари.
И сказку новую нам оживи!

После того, как камень возвращается к психологу, он говорит:

- Давайте проверим, передал ли нам камень немного своей силы и тепла.

Встаньте около своих стульчиков.

Покажем, какой камень крепкий, как солнышко теплое и как заборчик многогранное.

“Солнышко, камешки, заборчики”

Дети попеременно сжимают кулачки (камешки), разжимают пальцы в разные стороны (солнышко), соединяют пальцы (заборчики).

Один-два раза упражнение проводится по показу, затем только по словесной инструкции.

- Молодцы, теперь мы готовы к путешествию! Садитесь.

“Пары слов”

- Ребята, чтобы дойти до сказочной страны, у нас должна быть хорошая память. Это нам пригодится. Сейчас я скажу несколько пар слов, которые вам надо запомнить:

  • Король - замок
  • Черепаха - ключик
  • Цветок - дюймовочка
  • Баба-Яга – курица
  • Поросенок – дом
  • Колобок – мячик
  • Снежная королева – лед

Дети, чтобы легче было запомнить слова дают ассоциации, которые с ними связаны.

“Прогулка по сказочному лесу”

- Ребята, нас ждет первое испытание. Нам надо пройти через сказочный лес, но сделать это надо дружно, преодолевая все препятствия и крепко держась за руки.

Дети, держась за руки, идут один за другим, проходя “по извилистой дорожке”, “проходя по мостику через реку”, “проходя по следам животных” и подходят к избушке.

- Ребята, а кто же живет в этой избушке?... (Ответы – предположения детей)

Там живет Баба-Яга.

Из избушки ведущий вынимает куклу Бабу-Ягу.

- Чую-чую русским духом запахло. Это кто ко мне пожаловал и зачем? (ответы детей).

- Чтобы дойти до сказочной страны и открыть разноцветные ворота, надо выполнить мои задания. Садитесь на стульчики.

 “Расколдуй фразу”

- Ребята, я заколдовала фразы, и вам надо будет их расколдовать. Мы будем вам передавать мяч по кругу, при этом я буду говорить перепутанную фразу, а вы должны будете “расколдовать”. Если справитесь, то открою вам красные ворота.

  • Золотой ключик нашел Буратино
  • Кай заколдовал Снежную королеву
  • Туфелька потеряла Золушку
  • Дорога катится по колобку
  • Кость грызет собаку
  • Море плывет по Русалочке
  • Варенье ест Карлсона
  • Елка нарядила девочку

- Молодцы, справились с заданием. Открываю красные ворота.

“Хлопни-топни”

- Будьте внимательны! Я сейчас буду произносить разные слова, но если среди них вы услышите каких-либо сказочных персонажей, то хлопнуть в ладошки, а если название какого-либо фрукта или овоща, то топаем ножкой

Золушка, яблоко, Буратино, груша, помидор, Кащей, Емеля, виноград, Снежная королева, киви, Дюймовочка, Мальвина, лимон, абрикос, Иван Царевич, персик, морковь, Айболит, Снегурочка, картошка, кабачок, Кот в сапогах, Чиполино, принцесса на горошине, Баба-Яга, тыква, Змей- Горыныч, Белоснежка.

- Молодцы, вы были очень внимательны, справились с моим заданием. Открываю вам синие ворота.

А на прощание хочу я вам подарить свой портрет.

Баба-Яга показывает детям картину со своим изображением, где очень много нелепиц.

“Нелепицы”

- Ребята, Баба-Яга решила с нами пошутить, посмотрите, как много в ее рисунке неверного изображения. Давайте попробуем найти все.

Что нарисовано неправильно?

Дети по очереди выполняют задание ( вместо платка – корона, вместо ступы – вертолет, вместо черного кота – черная собака, вместо черного ворона – попугай, вместо избушки на курьих ножках – дворец на ногах, вместо метлы – скипетр, вместо лаптей - туфелька).

Баба-Яга говорит:

- Ну раз уж вы догадались и об этой моей хитрости, тогда открою вам зеленые ворота.

- Вот мы и оказались около дворца. Но перед нами остались заперты желтые ворота. Что же делать?

Дети высказывают свое мнение......

- Ребята, а помните, вначале путешествия нам надо было запомнить пары слов? Может быть это и есть ключ к воротам?

Дети вспоминают слова, при этом психолог называет первое слово, а ребенок вспоминает, какое слово было вторым.

Король-............ ..............замок
Черепаха-............... .........ключик
Цветок-.................. .........дюймовочка
Баба-Яга – ............ ..........курица
Поросенок – ......... ...........дом
Колобок – ............... ........мячик
Снежная королева – ...... ....лед

Открываются желтые ворота.

- Ребята, посмотрите, какие сказочные герои вас ждали: Иван –Царевич, Снегурочка, Золушка, Красная шапочка, Буратино, кот в сапогах, Царь, Принцесса

“Недостающие детали”

- Посмотрите, что-то тут не так, по-моему Баба-Яга опять решила с нами поиграть, ведь у каждого героя не хватает какой-нибудь детали!

Детям предлагаются по очереди каждая картинка, на которой они находят недостающую деталь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРОЩАНИЕ

- На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Пора возвращаться в наш детский сад. Давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга.

Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
И. в сказке побывали,
И дружно поиграли.

Дети передают по кругу волшебный камень

Камень – камень, сказка прошла.
Нам много чудесного преподнесла.
Скорее домой нас проводи
И что узнали мы в нас сохрани!

- Я хочу, чтобы у вас осталась капелька тепла от нашего волшебного камня и сегодня каждый из вас заберет с собой его частичку.

Каждому ребенку остается на память маленький камушек.

- Мне было очень приятно и интересно сегодня с вами играть. Хочу, чтобы каждый выбрал бы себе сказочного героя и постарался дома дорисовать ему ту недостающую деталь, которой ему не хватает!

- До свидания!

Литература

  1. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А.
  2. Шарохина В.Л. “Психологическая подготовка детей к школе”
  3. Яковлева Н. “Психологическая помощь дошкольнику”
  4. Останкова Ю.В. “Система корекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе”
  5. Мазепина Т.Б. “Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах”
  6. Тихомирова Л.Ф. “Познавательные способности детей 5-7 лет”
  7. Коноваленко С.В. “Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет”
  8. Заводнова Н.В. “Развитие логики и речи у детей”