Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Класс: 7

Учебный предмет: физика

  • “Физика 7 класс” под редакцией А.В. Перышкина и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва: “Дрофа”, 2010 год.
  • Презентация к уроку.

Техническое оснащение: Компьютер; проектор; проекционный экран.

Оборудование: Рычажные весы; тела равного объема, но разной массы; тела равной массы, но разного объема.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.

Цель: познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить с понятием плотности и ее физическим смыслом
  • активизировать познавательную деятельность учащихся

Развивающие:

  • создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,
  • формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
  • решать тренировочные задачи;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать самостоятельность;
  • формировать познавательный интерес к предмету

Воспитательные:

  • повысить интерес к изучению физики;
  • воспитывать умение слушать, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности

Приобретаемые навыки детей:

  • учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
  • развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
  • повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
  • воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.

Форма организации деятельности учащихся на уроке: коллективная, групповая

Положение в рабочей программе в учебно-тематическом планировании: урок 16 по разделу: “Взаимодействие тел”.

Преимущества использования ИКТ при изучении данного урока:

  • позволяет наглядно представлять иллюстративный материал;
  • помогает лучше усвоить новый материал.

Используемые методы, приёмы и формы обучения:

  • репродуктивный
  • эвристический
  • диалоговые
  • работа учащихся с учебником
  • слайды мультимедийной презентации на экране
  • фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности учащихся.

Дидактическое обеспечение: слайды мультимедийной презентации на экране, учебник, физические приборы и оборудование.

Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный этап

Цель этапа: приветствие, установление доброжелательной атмосферы, настрой на продуктивную деятельность.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу. Ребята, вы изучили тему массы тела и измерения массы тела на весах. В зависимости от массы тела по-разному меняют свою скорость при взаимодействии. На этом уроке мы рассмотрим от чего зависит масса тела. Повторим эти темы.

II. Повторение ранее изученного материала. На экране слайд № 2 (учащиеся отвечают на вопросы)

III. Подготовка к активному восприятию материала.

Учитель показывает две совершенно одинаковых по внешнему виду и по форме металла, но разные по объему (второй - более длинный алюминий, первый металл – олово). Учитель: Ребята, в чем сходство и отличие этих металлов?

Учащиеся: Отличие: объемы разные, второй металл более тяжелый, т.е. масса будет больше, чем у первого.

Сходство: Форма одинаковая и они изготовлены из одного вещества.

Учитель: Есть другое мнение?

Учащиеся: молчат (если кто-то выскажет какую-нибудь гипотезу, то это принимается и подвергается проверке)

Учитель: А как проверить ваши идеи о том ,что металлы имеют разную массу и они из одного вещества?

Учащиеся: Массу найдем взвешиванием на рычажных весах. Если материал из одного вещества, то масса будет разная.

К доске вызывается один из учеников и на чашу рычажных весов кладет металлы по одному. К удивлению учащихся массы у металлов одинаковые. (создается проблемная ситуация.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Вы удивлены? Итак, какие есть идеи?

Учащиеся: Может быть, они изготовлены из разных материалов?

Учитель: Какие еще есть мысли?

Учащиеся: Тело, изготовленное из тяжелого материала ,имеет меньший объем, а тело – из легкого материала, имеет большой объем. Поэтому они имеют равные массы.

Учитель показывает на экране слайд №3.

Учитель: О массе тела мы изучали. А о веществе, из которого изготовлено тело, мы изучали?

Учащиеся: Нет еще.

Учитель: Значит, какой будет тема урока?

Учащиеся: О веществе тела.

Учитель: Вещества бывают разные. Они могут быть более плотными и менее плотными. Значит, тема сегодняшнего урока ...

Учащиеся: О плотности вещества.

На экране слайд № 4

Учитель: Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ: дерева, резины, железа, стекла и др. Они имеют разную плотность.

Учитель показывает слайд № 5

Учитель: Тела, объемом 1м3 или 1см3 каждое, изготовленные из разных веществ, имеют разные массы. Например: Железо, объемом 1м3, имеет массу 7800кг, вода объемом 1м3 имеет массу 1000 кг или 1т, воздух -1,29 кг. Какой из этих тел более плотный?

Учащиеся: У того металла, у которого масса больше.

Учитель: Почему вы так думаете?

Учащиеся: Чтобы объемы были одинаковыми у двух тел, изготовленных из разных веществ, масса будет больше у того металла, у которого вещество более плотное.

Учитель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Ученики: Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

Свой вывод сверяют с учебником.

На экране слайд № 6.

Учитель: Тела изготовлены из разных материалов. Какую пару тел нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость массы тела от его материала?

Ученики: Нужно выбрать тела равного объема, изготовленного из разного материала. Сравнивать их массы взвешиванием на рычажных весах.

Учитель: Какие еще есть идеи?

Ученики: молчат

Учитель: Почему вы выбрали именно эти тела?

Учащиеся: У тела, изготовленного из более плотного вещества ,масса будет больше.

Учитель: Так. Какие еще есть идеи?

Учащиеся: У тела, изготовленного из более плотного вещества, масса будет меньше.

Учитель: Вы согласны с этой мыслью?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Давайте проверим эти гипотезы.

Учащиеся разбиваются на группы. Взвешивают на рычажных весах тела равного объема, но разной массы. Они приходят к выводу о том , что у тела более плотного, масса будет больше. Слайд № 7

Учитель: Итак, что называется плотностью?

Ученики: молчат

Учитель: Что мы делали, чтобы сравнить массы тел, изготовленных из различных веществ, т.е. имеющие разные плотности?

Ученики: Взвешивали их на рычажных весах.

Учитель: А объемы какие были?

Ученики: Одинаковые. Каждое тело имело объем 1см3. У более плотного вещества масса была больше.

Учитель: Мы взвешиванием нашли массы разных тел с объемами 1см3. Таким образом, мы нашли их плотность. Итак, сформулируйте понятие плотности.

Ученики: Плотность - это масса тела ,имеющего объем 1см3.

Учитель: Еще есть мысли?

Ученики: Объем может быть 1м3.

Учитель: Все согласны с этим выводом?

Учитель: Проверим формулировку по учебнику.

Учащиеся обращаются к учебнику. Учитель показывает слайд № 8 . Ученики вслух проговаривают понятие плотности.

На экране слайд № 9. Пример: Лед имеет массу 1800кг, а его объем 2м3. Определите плотность льда.

Учитель: Давайте, вспомним понятие плотности.

Ученики: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1см3).Значит, чтобы найти плотность льда, надо найти массу льда в объеме 1м3. Чтобы найти массу льда в объеме 1м3, массу 1800кг разделим на объем 2м3, получается 900 кг на 1м3.

Учитель: Что надо делать, чтобы найти плотность вещества?

Ученики: Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.

Учитель: Откройте учебник и проверьте свой вывод.

На экране слайд № 10.Плотность - это физическая величина, которая равна отношению массы тела на его объем.

Плотность = масса / объем.

Обозначение: - плотность вещества, m - масса тела, V - его объем.

= m/V. Единицей плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр (1кг/м3) или (1г/см3).

Следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицы плотностей в учебнике.

V. Первичное закрепление пройденного материала.

Устно отвечают на вопросы к параграфу 21 стр.52.

На экране слайд № 11

Задача: Плотность парафина 900кг/м?. Что это означает?

Задача: Найти плотность вещества массой 2кг в объеме 0,002м3.

На экране слайд № 12. Программированное задание.

Учитель: Сегодня мы узнали, что называется плотностью вещества. Итак, плотность – это масса вещества, взятого в объеме 1м3 или 1см3. Чтобы найти плотность вещества, надо массу разделить на его объем.

VI. Итог урока. Снятие напряжение. Рефлексия.

Выставление оценок с комментариями.

Слайд № 13.

Учитель: Вашим домашним заданием будет параграф 21, упражнение 7 (1, 2, 3 стр. 52) Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

На экране слайд № 14

Учитель: Сегодня на уроке, что вы изучили? Урок вам понравился? Ребята, у вас на столе есть кружочки. Запишите на них свои имена. Если данный урок вам понравился, нарисуйте на кружочке первый смайлик из экрана, а если у вас возникли вопросы по данной теме – второй, а если что- то вам не понравилось - третий.

Учитель: Закрыли тетради, учебники, все на край стола.

На экране слайд № 15. Звучит тихая музыка, пение птиц, учитель читает текст.

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы на опушке леса. Вокруг вас светло и спокойно. Над вами ясное, голубое небо. Солнце ласково греет ваше лицо Вокруг вас порхают красивые бабочки. Под ногами море цветов, белые, желтые, оранжевые. Как красиво ... А пение птиц заполняют вашу душу радостью, спокойствием. Вы забываете свои тревоги, разочарование, обиды. Вам хорошо и легко.

Открывайте глаза. Отдохнули немного.

Всем спасибо за совместный труд. До свидания.

Список использованных источников.

1. “Физика 7 класс” под редакцией А.В Перышкина Учебник для общеобразовательных учреждений . Москва: “Дрофа”, 2010.

2. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина 7 класс. М.: “ВАКО”, 2013.

3. Проблемный урок или как открывать знания с учениками Е.Л. Мельникова. Москва. 2012.

4. Физика 7 Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. Москва. Дрофа 2009.

5. Физика 7 Контрольно- измерительные материалы. Москва. “Вако” 2013.

6. Тесты по физике В.А. Волков 7-9 классы. Москва. “Вако” 2011.