НОД по речевому развитию в интеграции с художественно-эстетическим развитием на тему "Моя семья – часть губернии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • развитие патриотических чувств, чувства любви, гордости за свою губернию, малую Родину, уточнять представления детей о родном крае;
  • формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Содействовать адаптации ребенка к жизни в социумуме.

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.

Задачи:

  • Закреплять понятие детьми того, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу (“Социально-коммуникативное развитие”)
  • Продолжать расширять и систематизировать представления о губернии, городе (“Познавательное развитие”)
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе (“Познавательное развитие”)
  • ктивизировать словарь детей на основе углубления представлений о своей семье (“Речевое развитие”)
  • Совершенствовать в лепке знакомых предметов с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавать форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; упражнять в передаче несложных движений (“Художественно-эстетическое развитие”)
  • Закреплять приемы лепки человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки) и персонажей по типу дымковской барышни (“Художественно-эстетическое развитие”)
  • Передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию, форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама (“Художественно-эстетическое развитие”)
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родным и близким людям (“Социально-коммуникативное развитие”)
  • Уточнять и закреплять представления детей о членах своей семьи. Привлекать детей к выполнению постоянных обязанностей по дому (“Познавательное развитие”)
  • Совершенствовать в составлении небольших рассказов (“Речевое развитие”)
  • Развивать двигательную активность посредством выполнения динамической паузы и физкультминутки (“Физическое развитие”)

Методы и приемы:

  • практические: работа с раздаточными картинками, выполнение заданий из электронной игры
  • наглядные: рассматривание картинок, рисунков, слайдовой презентации
  • словесные: составление рассказов по картинкам, ответы на вопросы; рассуждения, формулировка выводов.

Материалы и оборудование: в группе предварительно готовятся стенды: работы детей "Я люблю мой город", фотовыставка "Я и моя семья отдыхаем в городе" и достопримечательности Самары и Похвистнево, мольберт, ноутбук, электронная игра сюжетные картинки, дидактические игры, пластилин, пластилин шариковый, листы форматом А3, карандаши.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Музыкальная физ. минутка “Начинаем танец”

Динамическая пауза “Маме дружно помогаем” (под музыку)

Физкультминутка “Кто живёт у нас в квартире?”

Познавательная Дидактические игры:
  • “Кто кем приходится?”
  • “Продолжи предложение”
  • “Подбери признак”
  • “Кто кого старше?”
  • “Скажи наоборот”
  • “Кто что делает?”
  • “Кому, что пригодится”
  • “Возьми нужное”
Коммуникативная Беседа, речевые проблемные ситуации, составление рассказов, вопросы.
Игровая Обыгрывание ситуаций
Музыкальная Произведения В.-А. Моцарта

Песня “Моя семья”

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Сюрпризный момент.

Под звукозапись плеска волн педагог вносит большой корабль – ладью (нарисованная копия ладьи с набережной г. Самара).

Спрашивает, может кто-то уже видел такой необычный корабль.

Уточняет и поясняет детям о ладье.

Предлагает отправиться в путешествие на замечательной ладье по великой реке – Волге.

Вид Самарской губернии красочный,
Куда только ни бросите взгляд;
А сегодня еще и праздничный
Потому, что ей сто шестьдесят пять.
И по Волге ко граду раздольному
Да не мимо - все в гости плывут:
Здесь богата Земля! Хлебосольные
И счастливые люди живут.

Слушают звукозапись и вопросы педагога, стихотворение о Самарской губернии проявляют интерес к ситуации, рассматривают ладью, высказывают свои предположения, проявляют интерес к художественному слову
2 Первый причал: “Наша губерния”.

Предлагает сложить картинку из фрагментов.

Поясняет детям, что это герб Самары.

Каждый город в России имеет на флаге и гербе свою символику. В наших краях раньше водилось много диких белых коз. На Самарских лугах паслись огромные стада, которые пасли кочевники. Поэтому и символом города стала коза. Но впоследствии коза была заменена диким горделивым серебряным козлом, изображенным на лазоревом щите. Дикий козел у древних народов внушал уважение своей уверенностью и несокрушимой силой вожака. А голубая Андреевская лента на гербе Самары указывает на то, что Самарская область принадлежит Российскому государству.

Предлагает вниманию детей стихотворение:

Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим наверно, вспомнится
Свой родной самарский двор...
Или степь, от маков красная,
Золотая целина,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Рассматривают герб Самары, слушают рассказ воспитателя, стихотворение Складывают пазл из фрагментов.

Передают содержание герба Самары, дополняют рассказ воспитателя, отвечают на вопросы, проявляют интерес к художественному слову

3 Второй причал: “Наша малая родина – город Похвистнево”.

Уточняет, что Самара – это наша губерния, в каком городе мы проживаем?

Спрашивает, по какой реке будем “плыть”.

Предлагает выбрать из нескольких вариантов гербов герб города Похвистнево.

Лазоревое (синее, голубое) поле показывает принадлежность города к Самарской области.

Зелёное поле ассоциируется с молодостью города, который полон сил и энергии.

Серебряное и чёрное остриё символизирует нефтяную и железнодорожную промышленность, благодаря которым и стало возможным возникновение и становление города.
Золотой круг с расходящимися лучами указывает на богатство края.

Предлагает упражнение на определение слогов в слове:

Самара и Похвистнево – хлопки в ладоши.

“Продолжи предложение”

  • “Я люблю свой город за ...”

Приложение, слайд № 2

Рассуждают. Отвечают на вопросы.

Считают слоги в словах, названиях городов.

Называют свой город, характеризуют герб, перечисляют цвета, изображенные на нем предметы, высказывают свое мнение, что символизируют определенные предметы и цвет.

Продолжают начатое предложение, проявляют чувство любви к малой родине, гордость за город.

Определяют количество слогов в словах, поднимают табличку с соответствующей цифрой.

  Предлагает пройти за световые столы и нарисовать цветным песком самые красивые эпизоды пейзажа нашего города.

Копейские горы, Кинель, березки, лес, озера ...

Слушают инструкции воспитателя.

Определяются с объектом рисования

Рисуют цветным песком, используя приемы: ребром ладоней, щепотью, кулачком, трафаретом.
4 Третий причал: “Я люблю мой город”.

Предлагает рассмотреть выставку рисунков детей.

Предлагает рассказать детям, какой праздник они изобразили в рисунке.

(День города, День молодежи, День защиты детей, День Победы)

Как дети понимают смысл этих праздников. Где проводятся большие городские праздники?

Предлагает дидактическую игру “Подбери признак”

На любом празднике выступают клоуны и сейчас задание от клоунов:

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком, а черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

Рассматривают выставку рисунков детей.

Слушают вопросы педагога.

Активно участвуют в беседе по содержанию своих рисунков.

Называют праздники, на которых они присутствовали вместе с родителями.

Отвечают на вопросы: какой? Какие?

Называют признаки праздников.

Решают задачу на внимание и сообразительность

5 Предлагает музыкальную физ. минутку “Начинаем танец” Выполняют движения под танцевальную музыку Активизируют двигательную деятельность, двигаются в соответствии с характером музыки
6 Интересуется, с кем дети обычно ходят на площадь, на праздник.

Предлагает игру “Возьми нужное”

Из различных предметов детям нужно отобрать атрибуты для похода на праздник.

Детям предлагает посчитать, сколько атрибутов подобрали.

Дети отвечают.

Участвуют в игре.

Считают атрибуты.

Подбирают атрибуты к праздникам, проявляют математические способности
7 Четвёртый причал “Семейный альбом”

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нём!

Рассмотреть фотографии. Назови всех членов своей семьи.

Предлагает дидактическую игру “Кто кем приходится?”

Как их зовут? А знаешь ли ты, что мама и папа твоей бабушки и твоего дедушки для тебя прабабушка и прадедушка?

Из скольких человек состоит семья?

Спрашивает, для чего человеку нужна семья?

Упражнение: “Кто что делает?”

Составление предложений по опорным картинкам. И изображают члена семьи и действие.

  • Что делает папа? (Папа играет в шахматы с дедушкой).
  • Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).
  • Что делает девочка? (Девочка учит буквы)
  • Что делает мальчик? (Мальчик смотрит, как играют в шахматы папа и дедушка)

Приложение, слайды №3 №4

Рассматривают фотографии.

Выполняют правила игры.

Воспринимают художественное слово о семье.

Рассказывают о членах семьи, кто кем приходится, называют имена.

Выполняют упражнения, озвучивая и изображая членов семьи.

Отвечают полными предложениями.

8 Работа с пиктограммой.

Предлагает рассмотреть, ответить на вопрос: мама какая? (грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная)

Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)

Задает вопросы:

  • Как вы думаете, почему она такая?

(Ответы детей сложноподчиненным предложением)

(Мама грустная, потому что у неё болит голова).

  • Как надо поступить в этом случае?

Надо спросить: “Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?”

(отрабатываем вопросительную интонацию)

Надо предложить маме отдохнуть

  • Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шепотом).

Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом)

Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку.

Папочка, давай приготовим ужин.

Приложение, слайд №5

Выполняют инструкции педагога.

Рассматривают пиктограмму.

Действуют по правилам.

Отвечают на вопросы, подбирают прилагательные, характеризующие настроение мамы.

Образуют сложноподчиненные предложения.

Проявляют чувство любви, уважения, благодарности к маме, сопереживают родному человеку.

Образуют предложения-просьбы, обращения. Подсчитывают и называют количество слов в предложениях, находят местоположение слов в предложениях.

9 Пятый причал

Динамическая пауза “Маме дружно помогаем” (под музыку)

“Маме дружно помогаем,
Сами в тазике стираем
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
Светит солнышко – ромашка,
Скоро высохнут рубашки”

Дети выполняют движения. Переключаются с одного вида деятельности на другой, проявляют двигательную активность, проговаривают чётко слова стихотворения
10 Предлагает задания из электронной игры.

Дидактическая игра “Кому, что пригодится”

Приложение слайд №6

Выполняют задания из электронного пособия Осваивают ИКТ технологии, манипулируют компьютерной мышью,

Закрепляют представления о членах семьи

11 Дидактическая игра: “Скажи наоборот”:
  • Взрослый –
  • Маленький –
Действуют по правилам игры подбирают противоположные по смыслу прилагательные
12 Задание из электронной игры “Сколько нас здесь, сосчитай”

Приложение слайд №7

Выполняют задание Называют общее количество детей, находят в минипесочнице соответствующую цифру
13 Шестой причал

Юные художники-новаторы

Предлагает выполнить сюжетный рисунок в технике пластилиновое рисование.

Подбирают материал для рисования Проговаривают приёмы рисования пластилином, отбирают нужные цвета, оттенки.
14 Напоминает об осанке, аккуратности во время работы с пластилином. Соблюдают правила работы за столами Рисуют пластилином, проявляют творческие способности, сочетают цвета
15 Упражнение “Пожелание своей семье”

Каждый из детей скажет пожелание своей семье. Какой бы они хотели, чтобы была их семья.

Выполняют упражнение Высказывают пожелание своей семье.

Например:

Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, и т.д.)

16 Предлагает игру “Корзина добрых дел”

В кругу, передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

  • Я буду мыть посуду.
  • Я буду поливать цветы.
  • Я буду убирать игрушки.
  • Я буду пылесосить.
Играют в игру, передают корзинку Называют добрые дела, пополняя корзинку.

Действуют в коллективе сверстников, не перебивают друг друга.

17 Предлагает рассмотреть рисунки, отметить более выразительные.

Благодарит за работу.

Рассматривают рисунки Презентуют свои рисунки, оценивают работы сверстников.