Педагогическая импровизация в системе профессиональной подготовки современного педагога

Разделы: Профессия — педагог


Виктор Абрамович Кан-Калик, доктор педагогических наук, в своей работе “Учителю о педагогическом общении” утверждает, что “как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать”. [10]

Некоторые учёные, Л.Ю. Львова, Ю.П. Азарова и др., сравнивают педагога с актером. На сходство профессий указывают и К.Ушинский, и А.Макаренко, и В.Сухомлинский, а позже современные дидакты и психологи В.В. Краевский, И.В. Кузьмина. Некоторые аспекты развития педагогического творчества учителей в их непосредственной деятельности отражаются в научных исканиях В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной, А.И. Щербакова и др.

Практические предпосылки, рассмотренные в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., закона РФ “Об образовании” 1992 г., обосновывают социальный запрос на творческого учителя, умеющего нестандартно мыслить и способного быстро и чётко решать различные педагогические задачи.

В настоящее время, когда одна из профессиональных компетенции педагога требует “Создавать в кабинете предметно-развивающую среду” [16], вопрос о педагогической импровизации стоит особенно актуально. И если импровизация учителя была верно организована, она поможет не только снять напряжение, возникшее во время урока, но и актуализировать знания учеников, так как они будут вовлечены в сотрудничество с педагогом. Это поспособствует тому, что процесс обучения и воспитания покажется ученику ненавязчиво привлекательным.

Если опираться на Педагогический словарь Б.М. Бим-Бада, то импровизация — это “деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания”. [3]

Однако для того, чтобы педагог смог использовать в своей работе данный метод, он должен обладать интуицией, разбираться в педагогической психологии, владеть знаниями своего предмета на высоком профессиональном уровне.

Стоит отметить, что возможны и такие ситуации, в которых учителю необходимо быстро соорентироваться, проявляя гибкость, и принять решение в сложившейся нестандартной ситуации. А.С. Макаренко призывает в такой момент воспользоваться “немедленным анализом и немедленным действием” [13], что и становится призывом применения педагогической импровизации.

Загвязинский В.И. утверждает, что импровизация не может возникнуть из ничего, потому как в самом высоком её понимании удачна только в том случае, если она произрастает на прекрасно подготовленной почве. Ученый поясняет, что “опыт анализа типичных ситуаций, предвидения, основанного на знании законов и тенденций, на обоснованной гипотезе, — основа удачной импровизации”. [6]

Педагогическая импровизация может быть осуществлена в различных формах: монолог учителя, диалог с классом, остроумное высказывание, мини спектакль и др. Главное, что этот метод требует от учителя высокой подготовки, творческого подхода, умения самостоятельно выдвигать и решать поставленную задачу. Такая деятельность должна органично вписываться в урок.

Импровизации обязательно нужно обучать будущих педагогов, потому что молодой специалист может испытывать сложность при спонтанном принятии нестандартного решения. Для этого разработана специальная система упражнений, которые способствуют развитию умения нетрадиционного мышления. Такие упражнения постепенно снижают количество запрашиваемого времени при выполнении конкретной педагогической задачи.

Чтобы овладеть методом педагогической импровизации, учёные (в том числе и Кан-Калик) обращают внимание, в первую очередь, на наличие у будущего педагога таких характеристик, как: профессиональная компетенция; динамизм и мобильность его знаний; эрудированность; умение адекватно реагировать в нетипичной ситуации и др. [11]

В.И. Загвязинский предлагает формировать готовность учителя к импровизации в несколько этапов. Во-первых, развивать вначале способность педагога эмоционально, быстро и выразительно изложить предложенный материал; во-вторых, совершенствовать умение подбирать необходимый в конкретной ситуации педагогический приём, который будет способствовать скорейшей реализации задачи; в-третьих, способствовать умению самостоятельно корректировать рабочий материал с целью соотношения содержания конкретного урока с учебно-воспитательной ситуацией. [6]

Сотрудники научно-исследовательского института под руководством А.П. Ершовой и В. Букатова разработали программу, которая получила название “Социоигровая педагогика”. В её основе лежит принцип коллективной игры, способной мотивировать учебную деятельность на уроке. Учёные переплели основы педагогики с театральной подготовкой специалистов. [5]

А.Б. Вэскер создал курс актерско-педагогического мастерства педагога, представляющий собой теоретическое осмысление воздействия учителя на класс. Учёный ставит перед педагогом две задачи: совершенствовать пластичность нервной системы и раскрыть все его природные психофизические возможности. [4]

Учебное пособие “Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока”, разработанное В.А. Ильевым ещё в 1993 году, рассматривает некоторые моменты, связанные с режиссёрской деятельностью учителя и предлагает при подготовке специалистов брать за основу элементы театральной педагогики. [9]

Можно задаться вопросом: педагог должен быть артистом? Скорее всего, ответ будет положительным, так как профессиональная деятельность учителя связана с эмоциональной основой творческой интерпретации урока. Чтобы найти приёмы эмоционального воздействия на ученика, педагогика и обращается к опыту воздействия театрального искусства. Очевидно, что искусство – это система, способная вызвать обратную положительную реакцию аудитории, на которую распространяется. Так же и педагог стремится, воздействуя на весь класс, получить отклик от каждого конкретного школьника.

Молодые учителя сталкиваются с трудностями в процессе внедрения в свою деятельность педагогической импровизации. Скорее всего, это следствие недостаточно развитого психофизического аппарата. Другими словами, специалист может быть неплохим психологом, может хорошо знать материал преподаваемого предмета, и, как говорил Константин Сергеевич Станиславский “чувствует, а передать не может”. [15]

В современное время всё чаще поднимается вопрос о том, что педагогическое искусство требует талантливых учителей. Такой специалист востребован на рынке труда, он просто необходим. Зинаида Гиппиус писала, что “нельзя вдохнуть талант, но способности развивать нужно”. [ 15 ] Для этого существует специальный арсенал средств общения, которые педагог с лёгкостью может использовать: паралингвистические средства: темп речи, культура голоса, интонация и др.; экстралингвистические средства: имидж учителя, его обаяние, выразительность; кинесические средства: подвижная мимика, визуальный контакт, жесты; проксемические средства: расположение в пространстве, передвижения в аудитории и т.д. [8]

Эти средства в совокупности помогут педагогу экономно использовать время на уроке, поскольку воздействие на учеников будет происходить быстрее, активизируется речемыслительная деятельность обучающихся и самого учителя, а также возникнут доверительные отношения между классом и педагогом. Ученики оценят по достоинству такого специалиста.

Но для того, чтобы внедрить в педагогическую деятельность импровизацию, учитель должен много над собой работать, увеличивая и усложняя свой личный опыт. [1]

К.С.Станиславский отмечал: “Как это прекрасно, что человек может овладеть своим телом, своей речью! Тогда можно просто повести глазами, и две тысячи человек поведут глазами вместе с вашими глазами, вы задумаетесь — и они задумаются вместе с вами”. Эти слова как нельзя лучше раскрывают суть педагогического воздействия на учеников. Очевидно, что современная школа не раздумывая готова принять такого специалиста, потому что “человечество веками мечтало о том времени, когда в школах будут работать талантливые учителя”. [15]

Презентация.

Использованная литература:

  1. Азаров Ю.П. Педагогическая интуиция //Народное образование. 1966. - № 8.
  2. Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании / В кн.: В помощь семье и школе. —  М, 1911.
  3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. 
  4. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока. Энциклопедия актерско-педагогического мастерства учителя. - ЦГЛ РОН, 2004
  5. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для учителя. —  М, 1998.
  6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.,1987
  7. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. —  М., 1989.
  8. Зязюн И. А. Учитель, которого ждут. —  М, 1988.
  9. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. —  М., 1993.
  10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. —  М, 1981.
  11. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1987
  12. Ксенофонтова К. Г. Элементы театральной педагогики, в обучении студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. —  Л., 1979.
  13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981
  14. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 193 Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. 216
  15. Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 9-ти т. —  М., 1989—1991.
  16. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах от 27.10.2014 г.
  17. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. - М., 1992
  18. Щербакова Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога. Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014.