Использование игровой деятельности на уроках экологии

Разделы: Экология


Эффективным видом познавательной деятельности является игра. Благодаря использованию игры учитель имеет возможность в увлекательной форме углубить знания учащихся. Среди школьных дисциплин экология занимает особенное место, поскольку дает учащимся представления о живой природе.

Подбирая методы обучения, при подготовке к уроку учитель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а также специфику содержания изучаемого материала.

Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме “Сезонные изменения в жизни животных” (7 класс).

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра.

Задачи.

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о сезонных изменениях в жизни животных, а также о спячке, оцепенении, миграциях животных.
  • Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения  работать в команде.
  • Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу игры без подписей, на доске – “Ромашка” – цветок с лепестками. (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.).

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

II. Обобщение материала (35 мин.)

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить и обобщить материал темы “Сезонные изменения в жизни животных”, которую изучали в течение нескольких уроков.  Для этого вы поиграете в игру “Сезонные изменения в жизни животных”. Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны разделиться на три команды и в каждой команде выбрать капитана. Команды должны придумать себе название, эмблему и девиз. Перед вами лепестки “Ромашки”, которые скрывают задания. Командир команды отрывает лепесток, который содержит серию вопросов. Учитель задает вопросы по порядку, если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит той команде, которая первая поднимет руку. При правильном ответе команда получает  5 баллов. Если ответ на вопрос  неполный, то   команда получает 3 балла.  При неправильном ответе баллы не начисляются. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять руку и ответить на поставленный вопрос. При отсутствии ответа среди команд  учитель отвечает сам.

Вопросы игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией В.Г. Бабенко [1].

Вопросы игры:

I. Спячка и оцепенение.

1. Как изменяется погода в умеренных широтах с приближением зимы?

Ответ: В умеренных широтах с приближением зимы погода становится все более холодной дождливой. В конце осени на обширных пространствах Евразии и Северной Америки выпадает снег и лежит сплошным ковром до поздней весны.

2. Какой животные получают сигнал к смене времен года?

Ответ: Сигнал к смене времен года – изменение продолжительности светового дня.

3. Каким образом животные начинают готовиться к ухудшению условий существования?

Ответ: Задолго да наступления зимней стужи все животные много едят, накапливая жировые запасы.

4. Какова функция подкожного жира у животных, при наступлении зимней стужи?

Ответ: Подкожный жир уменьшит потери тепла в мороз и обеспечит организм энергией, когда будет невозможно раздобыть достаточное количество пищи.

5. Каким образом насекомоядные птицы реагируют на уменьшение светового дня?

Ответ: Насекомоядные птицы, реагируя на уменьшение светового дня, начинают готовиться к долгому перелету. Они усиленно питаются, накапливая в теле дополнительные питательные ресурсы.

6. Что происходит осенью у млекопитающих и птиц, которые зимуют в умеренных широтах?

Ответ: У млекопитающих и птиц, которые зимуют в умеренных широтах,осенью происходит линька: изменяется шерстный или перьевой покров.

7. Почему у зверей к зиме шерсть становится теплее?

Ответ: У зверей к зиме шерсть становится теплее, так как обильно отрастает густой подшерсток – короткие мягкие волосы.

8. У каких животных и птиц летняя темная окраска сменяется белоснежной?

Ответ: Летняя темная окраска сменяется белоснежной и помогает зайцам-белякам, песцам, белкам, тундряной куропатке быть незаметными на снегу.

II. Спячка или оцепенение.

1. Что такое оцепенение?

Ответ: Оцепенение – это резкое замедление частоты дыхания, частоты сердцебиения и других процессов жизнедеятельности.

2. Для каких живых организмов характерно состояние оцепенения?

Ответ: Оцепенение характерно для холоднокровных животных – беспозвоночных (у которых особи живут больше года), рыб, земноводных, пресмыкающихся.

3. Что происходит с осетрами зимой на реке?

Ответ: На реке Урал осетры зимой лежат неподвижно на дне. Их кожа покрывается толстым слоем слизи, которая защищает тело рыбы от переохлаждения.

4. Что происходит с карасями зимой на реке?

Ответ: Караси зимой закапываются в ил.

5. При какой температуре земноводные впадают в оцепенения?

Ответ: Земноводные не выносят низких температур: они впадают в оцепенение уже при температуре +7…+8oC.

6. Какие хладнокровные организмы были обнаружены за Полярным кругом?

Ответ: За Полярным кругом ученые обнаружили всего лишь два вида лягушек и один вид тритонов (сибирского углозуба).

7. Для каких организмов характерна спячка?

Ответ: Спячка свойственна только теплокровным животным, а точнее, млекопитающим (птицы в спячку не впадают).

8. Чем спячка отличается от оцепенения?

Ответ: В отличие от оцепенения, во время спячки у животного температура тела значительно выше температуры окружающей среды.

9. Какие животные погружаются в зимний сон?

Ответ: В зимний сон погружаются медведи, барсуки, еноты.

10. Могут ли животные зимой просыпаться?

Ответ: Их сон неглубокий: при длительных оттепелях звери могут просыпаться и выходить из убежища на поверхность.

11. Какое преимущество получают те животные, которые проводят зиму во сне?

Ответ: Когда животное спит, его организм не нуждается в таком количестве энергии, как во время бодрствования, и нет нужды в добывании корма. В состоянии спячки температура тела животного ниже, чем в состоянии нормальной активности, и на ее поддержание нужно меньше энергии. Благодаря этому питательные запасы организма расходуются экономно.

12. Могут ли колибри по ночам пребывать в состоянии, близком к оцепенению, а не к обычному сну? Почему?

Ответ: В горных тропических лесах Южной Америки, где живут колибри, ночью довольно прохладно – температура воздуха снижается до +17…+23oC, что на 10–15 градусов меньше, чем днем.

13. Снижается ли температура тела колибри ночью? Почему?

Ответ: Температура тела колибри ночью снижается – с 39-40 до 18-19oС. Так колибри экономят энергию.

14. Что служит сигналом для животных к впадению в зимнюю спячку?

Ответ: Сигналом для животных к впадению в зимнюю спячку служит укорочение светового дня, а также уменьшение температуры воздуха.

15. Каким образом животные готовятся к спячке?

Ответ: Животные готовятся к спячке: обильно питаются, запасая жир, ищут или устраивают себе укрытия.

16. Каким образом ежи готовятся к зиме?

Ответ: Ежи осенью делают зимовье у основания деревьев, в кустарнике: натаскивают туда опавшие листья и зарываются в них.

17. Каким образом бурые медведи готовятся к зиме?

Ответ: Бурые медведи находят место для берлоги около вывороченных с корнем деревьев.

18. Каким образом сони, небольшие лесные грызуны зимуют?

Ответ: Сони, небольшие лесные грызуны, всю зиму спят в дуплах деревьев, укутавшись пушистым хвостом.

19. Имеет ли под собой весомое основание крылатое выражение “спит как сурок”?

Ответ: Крылатое выражение “спит как сурок” имеетпод собой весомое основание: в самом начале осени сурки закрывают входы в нору пробками из смеси земли и мелких камней и впадают в зимнюю спячку, которая длится 6-8 месяцев.

20. Какие мелкие грызуны могут впадать в спячку?

Ответ: Зимой в спячку впадают суслики, тушканчики, хомяки, бурундуки. Эти зверьки тоже спят, не просыпаясь несколько месяцев.

21. Каким образом зимуют летучие мыши?

Ответ: Летучие мыши зимуют большими группами, скрываясь в дуплах крупных деревьев, в пещерах или на чердаках заброшенных домов.

22. Какой период спячки у летучих мышей?

Ответ: В состоянии спячки летучие мыши проводят до 6-7 месяцев в году – весь холодный период года, начиная с октября, когда становится невозможно ловить насекомых.

III. Летняя спячка и оцепенение.

1. Где обитает лягушка-водонос?

Ответ: В самых засушливых пустынях Австралии, где дождь идет один раз в несколько лет, обитает лягушка-водонос.

2. Где и как лягушка-водонос проводит большую часть жизни?

Ответ: Это животное проводит большую часть жизни в норе в состоянии оцепенения.

3. Когда и зачем лягушка-водонос выходит на поверхность?

Ответ: Дождевая вода хорошо увлажняет землю, водоносы выходят на поверхность, кормятся, приступают к размножению и оставляют потомство.

4. Каким образом лягушка-водонос выживает под землей?

Ответ: Под землей лягушка-водонос выживает благодаря запасу воды в теле, которое защищено отвердевшим коконом из слизи.

5. Для каких организмов свойственна летняя спячка?

Ответ: Летняя спячка в период засухи свойственна обитателям степных и полупустынных районов – сусликам.

6. Как долго суслики проводят время в спячке?

Ответ: Они проводят во сне не только зимние, но и летние месяцы, если из-за долгой жары усыхает растительность.

7. Что делают суслики, когда просыпаются весной?

Ответ: В апреле с наступлением тепла, когда начинается бурный рост трав, суслики просыпаются, выходят из нор, активно кормятся и в начале мая приносят потомство.

8. Почему сусликам важно накопить жир к середине лета?

Ответ: Сусликам важно накопить жир, ведь к середине лета степь превратиться в выжженную солнцем равнину, где невозможно найти сочную траву.

9. Что делают суслики в июне?

Ответ: В июне, накопив жировые запасы, суслики забираются в норы и, закупорив вход пробкой из травы и земли, засыпают до следующей весны.

IV. Миграции.

1. Что такое миграции?

Ответ: Миграции – это перемещения большого числа животных того или иного вида из одних местообитаний в другие.

2. Для каких млекопитающих характерны миграции?

Ответ: Перемещаются с места на место северные олени в тундре, африканские копытные, усатые киты.

3. Для каких пресмыкающихся характерны миграции?

Ответ: Мигрируют пресмыкающиеся: морские черепахи.

4. Для каких рыб характерны миграции?

Ответ: Мигрируют рыбы: лососи, осетровые, угри.

5. Для каких насекомых характерны миграции?

Ответ: Мигрируют насекомые: бабочка-монарх.

6. Для каких ракообразных характерны миграции?

Ответ: Мигрируют ракообразные: лангусты.

7. Каковы причины миграций:

Ответ: Причинами миграций являются сезонные изменения условий обитания.

8. Что такое пролетные пути?

Ответ: Основные маршруты, вдоль которых пролетают наибольшее количество птиц. Они сохраняются из года в год. Часто пролетные пути идут над берегами морей или руслами крупных рек.

9. Каким образом мигрируют белые аисты?

Ответ: Белые аисты гнездятся в Европе, а зимуют в Южные Африке. Они дважды в год преодолевают путь в 10-15 тыс. км.

10. Какие птицы совершают самые дальние перелеты?

Ответы: Самые дальние перелеты совершают полярные крачки. Они проводят лето в тундре в Арктике, выводят там птенцов. Осенью перелетают в Южное полушарие, а весной снова возвращаются к местам размножения в Северном полушарии. Таким образом, крачки два раза в год перелетают более 17 тыс. км.

11. Что такое “чувство дома”?

Ответ: Способность животных безошибочно находить место своего рождения.

12. Для каких живых организмов характерно “чувство дома”?

Ответ: “Чувство дома” характерно для разных животных – у многих птиц (например, у аистов, скворцов, тупиков, буревестников), у рыб (например, у лососей и угрей).

13. Что такое голубиная почта?

Ответ: Способность голубей возвращаться в свою голубятню, где бы их ни выпустили, позволила создать голубиную почту, которой в прошлые времена люди активно пользовались.

14. Какие виды животных называют оседлыми?

Ответ: Особи, которые осенью никуда не улетают и зимуют в местах размножения.

15. Приведите примеры оседлых птиц?

Ответ: Серая ворона, грач, большая синица.

16. Что такое кочевки?

Ответ: Недалекие миграции небольших групп особей, которые перемещаются на небольшие расстояния в места, где теплее и больше корма.

17. Для каких птиц характерны кочевки?

Ответ: Кочевки обычны для мелких птиц, которые прилетают на зиму из лесов к жилью человека, а весной возвращаются обратно к местам размножения. Например, снегирь, клест, чиж, свирель, чечетка.

18. Для каких млекопитающих характерны кочевки?

Ответ: В поисках корма кочуют северные олени, антилопы гну, летучие мыши.

19. Для каких беспозвоночных характерны миграции?

Ответ: Для многих бабочек характерны миграции. Например, бабочка-монарх.

20. Какие перелетные виды бабочек встречаются на территории России?

Ответ: На территории России встречаются следующие перелетные виды бабочек: репница, адмирал, бражник мертвая голова, траурница.

21. Какая причина миграций бабочек?

Ответ: Основная причина, побуждающая бабочек мигрировать на юг, - прекращение цветения нектароносных растений осенью.

22. Может ли планктон участвовать в миграциях?

Ответ: Да, для планктона характерны вертикальные перемещения, происходящие изо дня в день на протяжении теплого сезона года. В светлое время суток планктонные фотосинтезирующие организмы держатся в верхних слоях воды. С наступлением ночи планктон спускается на глубину.

23. Какие морские позвоночные совершают дальние миграции?

Ответ: Серые киты проводят лето и осень в арктических водах Тихого океана, где питаются планктоном. Когда наступает зима и океан покрывается льдом, киты мигрируют на юг к берегам Мексики: здесь больше пищи. В феврале киты приносят потомство, которое на следующее лето, отправляются с взрослыми китами на север.

24. Какие виды рыб совершают длительные миграции для того чтобы отложить икру и оплодотворить ее?

Ответ: Электрические угри, осетровые рыбы.

III этап. Итог урока (2 мин.)

Награждение учащихся и вручение призов.

IV этап. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (2 мин.)

Обобщение и систематизацию ранее изученного материала по экологии  в форме игры, возможно, проводить  с использованием элементов разнообразных игровых технологий. 

Литература.

1. Экология животных: 7 класс : учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин] ; под ред. В.Г. Бабенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 240 с.