Личностный рост учащихся в рамках реализации национально-регионального компонента в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


В законе “Об образовании” (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей приоритетных для региона, например, в области туризма.

Актуальность реализации НРК обусловлена необходимостью нравственного, эстетического и гражданского воспитания в процессе в обучении иностранному языку (ИЯ).

Включение национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:

Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей. Например, ввод интересного краеведческого материала, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов региона.

Второе направление выражается в творческом подходе к полученной краеведческой информации: это может быть проектная, исследовательская работа, связанная с подготовкой презентаций о знаменитых земляках и об их вкладе в развитие региона, подготовке путеводителей по самым известным туристическим достопримечательностям, буклетов, связанных с работой головных предприятий нашего города и (или региона).

Цели реализации национально-регионального компонента:

  • Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку;
  • Способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя нового поколения

В рабочей программе – основном документе любого преподавателя ИЯ имеется раздел:

Освоение содержания учебной дисциплины “Английский язык” обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

– Л1 сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;

– Л2 сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли английского языка и культуры в развитии мировой культуры;

– Л3 интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;

– Л4 осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на английском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;

Таким образом, очевидным становится присутствие на первом месте личностных результатов обучения. Личностный рост учащихся в овладении предметом обеспечивается за счет решения следующих задач:

Задачи реализации национально-регионального компонента:

  • Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.
  • Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной на уроках английского языка.
  • Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.
Тема Региональный компонент Средства коммуникации Возможное оформление Личностные результаты
Описание человека (внешность, национальность ...) Многонациональный состав Удмуртской республики Описание внешности человека по плану Оформление постера “The people live in Udmurt Republic” Понимание многообразия наций, населяющих регион, различия и сходства их культуры
Семья и семейные отношения Фамильное древо Монологическая речь. Описание семьи по зрительной опоре Написание сочинения на тему “My family / My roots” Гордость за себя и свою семью как часть истории города, отдельного предприятия, рабочей династии и т.п.

Осознание базовых моральных ценностей, исторической связи поколений.

Описание местоположения объекта Памятники и интересные места города 1. Составление текста по образцу;

2. Нормы речевого этикета (Диалогическая речь)

Написание сочинения на тему “The place I live in”

Создание постера “My favorite place in the city”

Чувство гордости за свой город. Познание фактов, связанных с историей интересных мест
Россия, ее национальные и государственные символы / Англо-язычные страны ...традиции, обычаи, символика .. Символика (герб) и иные культурные знаки родного города и региона Уметь разъяснить значение герба, других символов (Монологическая речь) Создание коллажа, рекламного буклета для иностранных гостей “Welcome to my place” Чувство гордости за свою малую родину, знание знаменательных исторических событий, любовь к родному городу и своему региону
Экскурсии и путешествия Интересные места, знаменитые земляки, музеи и фестивали, головные предприятия нашей республики Нормы речевого этикета (Диалогическая речь) Создание мультимедийной презентации,

видеофильма о своем регионе, городе, районе;

о конкретных людях, внесших вклад в развитие города и регион

Знание знаменательных исторических событий, персоналий, связанных с развитием нашего региона и его экономики, формирование любви к родному городу и своему краю;

Вывод:

Таким образом, систематическое и рациональное использование регионального компонента:

  • может стать дополнительным мотивом коммуникативной деятельности;
  • способствует развитию познавательных универсальных учебных действий;
  • формирует личное отношение ребенка к изучаемым аспектам культуры.

Что касается личностного роста обучающегося, то регулярное обращение к национально-региональному компоненту на уроках ИЯ позволяет сформировать:

  • базовые моральные ценности. (Л1)
  • чувство гордости за свою страну, малую родину, населенный пункт;
  • знания о истории развития региона, его экономики, знаменитых людях; (Л2)
  • понятие о культурном разнообразии наций, их сходных чертах и различиях; (Л3, Л4)

Использованная литература.

  1. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 1991, N3
  2. Иванова Н.Н. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку.//ИЯШ, 2006, N4
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

14.01.2017