00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Географическая оболочка и ее физические особенности

Разделы: Физика, География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Обобщить знания по теме “Оболочки земли” (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), показать связь предметов естественнонаучного цикла (физики и географии)

Задачи:

  • рассмотреть понятия рельеф, горы, минералы; определить массу, плотность, объем различных горных пород.
  • углубить знания об атмосфере Земли, формировать практические навыки использования барометра-анероида, умение демонстрировать опыты, основанные на атмосферном давлении.
  • проверить использование терминов река, водопад, акватория; использовать знания условий плавания тел, в решении практических задач определения архимедовой силы.
  • показать многообразие растительного и животного мира планеты; рассчитать пройденный путь различными животными за одинаковой время.
  • развивать познавательную активность.
  • расширять кругозор.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: барометры-анероиды, динамометры, металлические шарики, скрепки, кнопки, растворы с водой, солью, игрушка – присоска, вареное яйцо, сырой картофель, яблоко, стеклянные трубки, 2 бутылки с широким горлышком, спиртовка, зеркало, пипетка, стакан с водой, лист бумаги, ливер.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Вы уже знаете, что мир Земли – это живая и не живая природа, окружающая нас на планете Земля. Это очень не большая, но удивительная часть Вселенной, населённая людьми и разными живыми организмами.

Мир Земли поражает разнообразием форм и красок, звуков и превращений. Он и сегодня полон нераскрытых тайн и загадок, над которыми неустанно трудятся учёные.

К началу XX в. с географической карты исчезли почти все “белые пятна”. Перед географами встали новые, более сложные вопросы. Для ответов на них нужны знания не только географов, но и биологов, физиков, химиков и других учёных.

Связь географии с другими отраслями знаний привела к возникновению таких современных наук, как геохимия, геофизика, биогеография, историческая география.

Система географических наук постоянно расширяется.

Сегодня мы рассмотрим географическую оболочку и её физические особенности. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает путевой лист. Ребятам предлагаются качественные задачи, практические задания, физические опыты. Ответы оценивают сами учащиеся и капитаны команд. В конце занятия подводятся итоги по результатам заполнения оценочного листа.

Направление работы География Физика
самооценка оценка капитана самооценка оценка капитана
1. Литосфера        
2. Атмосфера        
3. Гидросфера        
4. Биосфера        
Общее количество баллов        

I Литосфера

Внутренние силы сминают земную кору в складки, разламывают её на гигантские литосферные плиты. На поверхности планеты растут и разрушаются горы, уходят на дно океана обширные равнины. Внезапные землетрясения и огнедышащие вулканы несут беды и разрушения. Великие скульпторы – лёд, вода и ветер совместно с внутренними силами создают неровности на поверхности Земли, которые мы называем рельефом.

Сдвигает горы мощь землетрясений,
Гудит земля. Ломаются хребты.
Вулканами бессчетных поколений
Земного лика лепятся черты.
Е.К.Мархинин

1. Самый твердый минерал. (алмаз)

2. Горы на северо-западе Африки. (Атлас)

3. Какие горы воспел в своих картинах Н.К. Рерих? (Гималаи)

4. Найти “белую ворону”: Драконовы, Атласовы, Анды.

5. Породы, пропускающие воду? (водопроницаемые)

6. Определить понятие по меньшему числу определений: Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан)

7. Кто изучает вулканы? (вулканологи)

8. Какой единый материк составляли южные материки? (Гондвана)

9. Какой материк не имеет вулканов? (Австралия)

10. Глубочайшая впадина Индийского океана? (Зондский желоб)

11. Названия какой школьной принадлежности переводится с тюркского языка как “черный камень”? 1)Циркуль 2) Карандаш 3) Линейка 4) Мел

12. Где расположены Русские горы? (Антарктида)

13. Как называется самая высокая гора Аппалачей? (Митчелл)

14. В воде родится, а воды боится. (соль)

15. О каком камне говорится: “Я был когда-то смолою, из трещин стволов вытекал, искрился на солнце порою и липкой слезой застывал”. (Янтарь)

16. О каком металле говорится: “Для легкости в сплаве дается мощь самолета создал, тягуч и пластичен, отлично куётся серебряный этот металл”. (Алюминий)

Каждой группе предлагается задача на расчёт плотности, массы и объёма

Задания

1 ряд.

Определить массу гранитной плиты объемом 1.5 м3, если плотность гранита 2800 кг/м3.

2 ряд.

Плита из базальта имеет массу 6400 кг. Определите ее объем, если плотность базальта равна 3200 кг/м3.

3 ряд.

Определите плотность мрамора, если плита из него имеет объем 2 м3 и массу 5800 кг. Ответ: m = 4200 кг

Ответ: V = 2 м3

Ответ: img1.gif (61 bytes) = 2900 кг/м3

Определить плотность металла (приборы и материалы: электронные весы, металлические скрепки, кнопки, шарики, мензурка, стакан с водой)

Физкультпауза

  • 1 ряд. Изобразите текстами, жестами, мимикой, действиями, звуками...... (землетрясения)
  • 2 ряд. Изобразите текстами, жестами, мимикой, действиями, звуками...... (тайфун)
  • 3 ряд. Изобразите текстами, жестами, мимикой, действиями, звуками...... (цунами)

Заполнение маршрутного листа.

II Атмосфера

Мир воздуха – это мир газов планеты Земля.

Человечество живёт на самом дне “воздушного океана”, вся его толща отделяет нас от безжизненного космоса. Атмосфера защищает нас и все живые организмы от губительных космических лучей и холода, спасает Землю от метеоритов. Вот почему мир воздуха – это бесценное сокровище, о котором надо знать как можно больше.

Атмосфера, которую мы условно делим на слои, физически едина. (А.Л. Чижевский)

1. Определить понятие по меньшему числу определений: Теплый, холодный, звездный, кислотный, частый, затяжной, проливной ... (дождь)

2. Прибор для определения атмосферного давления (барометр)

3. В каком слое сосредоточено 80% всей массы воздуха? (тропосфера)

4. Как называется тропический циклон ураганной силы? (тайфун)

5. В какие времена года можно наблюдать туман? (во все)

6. Назовите 2 самых влажных места на Земле (Черапунджи, Гавайские острова)

7. Что такое штиль?

8. Какой газ называют “парниковым газом”? (углекислый газ)

9. В атмосфере снизилось давленье. Воздух переходит в наступленье.

Сильный ветер, в тучах небосклон, значит, надвигается... (циклон)

10. Назовите все одним словом: бриз, штиль, муссон... (ветер)

11. Почему люди предпочитают носить летом светлую одежду?

12. “Белая ворона”. Найдите лишние слово:

1) Абсолютная влажность

2) Насыщенный воздух

3) Стратосфера 4) Относительная влажность

Рассчитайте высоту здания, используя только барометр – анероид, каждая из трёх групп представляет отчёт о практическом определении высоты здания

1) Пятиэтажного здания

2) Девятиэтажного здания

3) Гимназии №1 h = 12 м*p

Что? Как? Почему?

1. Почему нельзя рассчитать атмосферное давление по формуле p = gh?

(Плотность не является величиной постоянной, нет четкой границы атмосферы)

2. Изменится ли показание барометра – анероида, если его перенести с чердака в подвал? (Увеличится)

3. Почему наиболее удобной жидкостью из опыта Торричелли оказалась ртуть? (Чем выше плотность, тем меньше высота подъема жидкости)

4. Метеостанцией передано, что произойдет понижение атмосферного давления. Как измениться уровень ртути в трубке Торричелли? (Уменьшится)

5. Какой прибор вы бы хотели использовать в домашних условиях? Ртутный барометр? Водяной барометр? Барометр – анероид? (Барометр – анероид)

Продемонстрируйте опыты свидетельствующие о наличии атмосферного давления.

Физкультпауза. Составить стихотворение из предложенных слов:

Град – виноград, Ветер – на свете, Воздух – петух, Погода – полгода, Муссон - сон

Заполнение маршрутного листа.

Ш Гидросфера

Воде принадлежит важнейшая роль в истории развития Земли. Почти все процессы на Земле протекают при её участии. Зарождение, существование и развитие живого вещества связано с водой. Вода, как настоящий художник, создаёт неповторимый облик планеты.

Учёные давно исследуют особые, исключительные свойства воды. Чтобы понять причины грозных природных процессов, связанных с водой, надо хорошо знать её свойства.

Если на карту Земли посмотреть - Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться - Вода? В.А. Кошевой

1. Какая из этих рек по её географическому положению самая западная? 1) Амур 2) Обь 3) Ангара 4) Урал

2. Водами какой реки образован Гран-Каньон в США? (Колорадо)

3. Какой водопад был открыт летчиком? (Анхель)

4.

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий - в море. (река)

5.Чтоб узнать глубины вод, что применим?... (эхолот)

6.

Та вода, что у причалов, и которая вдали,
И в которую сначала с моря входят корабли,-
Это территория зовется... (Акватория)

7. Определить понятие по меньшему числу определений: Метеорный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевой, речной....(поток)

Что? Как? Почему?

1.Почему человек лежит на поверхности воды в Мертвом море? (Плотность жидкости больше плотности тела, поэтому тело плавает)

2.У каких овощей плотность больше, чем у воды? (Свекла, морковь)

3.Рыбы могут плавать на одной глубине, погружаться и всплывать. Как им это удается? (С помощью плавательного пузыря можно изменять архимедовы силы)

4. В каком случае осадка корабля больше? В реке Волга или в Балтийском море? (В реке Волга)

5. Картофелина тонет в воде. Что можно сделать, чтобы она всплыла? (Подсолить воду)

Выполнить практическое задание

Определить архимедову силу в воде и в спирте.

F = 1H, F1 = 0.7H, F2 = 0.8H, Fa = F – F1

Что? Как? Почему?

6 . Корабль вышел из Днепра в Черное море. Как изменилась при этом архимедова сила?

(Не изменилась)

7.

Под водой железный кит
Днем и ночью он не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой
(Подводная лодка)

Одинакова ли сила Архимеда, действующая на лодки, на поверхности водоема или под водой (лодка погружена полностью) (Одинаковая)

8. Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой? (Плотность воды больше плотности нефти)

9.

Глядит на мутный ток воды
Склонясь на копья
Ах, как желал бы там он быть
Но цепь мешала переплыть
(М.Ю. Лермонтов “Кавказский пленник”)

Почему с тяжелой цепью реку невозможно переплыть? (Плотность тела больше плотности жидкости, тело тонет)

10.

Под водой она гуляет
Наши земли охраняет
Выполняет свой наказ
Очень зорок ее глаз
(Подводная лодка)

Что можно сказать о средней плотности подводной лодки, когда она “под водой гуляет”

(Плотность лодки ~ Плотность жидкости)

Физкультпауза. Угадать какой стране и какому народу принадлежит данная пословица:

1. Убежал от крокодила - наткнулся на леопарда. (африканская)

2. Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна. (китайская)

3. Злой, как перец. (болгарская)

4. В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем. (арабская)

5. Велик баобаб, но и он вырос из маленького семечка. (африканская)

6. Когда любишь, и мартышка красива, когда не любишь, и лотос безобразен. (китайская)

Физкультпауза. Игра “интересные слова”. Дать определение географическим терминам:

I ряд II ряд III ряд
  1. Сахара
  2. Прерии
  3. Саванна
  4. Крик
  5. Нил
  6. Патагония
  7. Пигмеи
  8. Тасмания
  9. Гольфстрим
  10. Сомали
  1. Пампа
  2. Сейба
  3. Амазонка
  4. Титикака
  5. Гилея
  6. Эребус
  7. Атакама
  8. Эйр-норд
  9. Карпентария
  10. Мак-кинли
  1. Скрэб
  2. Вади
  3. Дрейка
  4. Анаконда
  5. Содружества
  6. Флорида
  7. Симпсона
  8. Антананариву
  9. Лимпопо
  10. Юкатан

Заполнение маршрутного листа.

IV Биосфера

Среди всех планет Солнечной системы Земля уникальна тем, что на ней есть жизнь. Живая природа чрезвычайно многообразна и сложна.

Земные оболочки не могут существовать без мира живой природы, как и все земные организмы не могут существовать без атмосферы, гидросферы и литосферы.

Не то, что мните вы, природа; не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. И. Тютчев

1. Какой тип растительности можно наблюдать в североамериканской прерии? (степь)

2. Назовите самое большое сооружение, созданное морскими животными. (барьерный риф)

3. Какой симпатичный “пожиратель бамбука” в Китае объявлен национальным сокровищем? (Б.панда)

4. В какой природной зоне грибы бывают выше окружающих деревьев? (тундра)

5. На гербе, какого государства мы видим кактус? (Мексика)

6. Определить понятие по меньшему числу определений: неровная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, глинистая, подзолистая, черноземная... (почва)

7. Взамен дубов, берез и лип ты в лесу увидишь эвкалипты,

В окошко глянешь поутру – по полю скачет кенгуру. (Австралия)

8.

Ну а в этой части света проживает пол планеты,
И, конечно, здесь без спора, самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне, люди ездят на слоне. (Азия)

Игра “Дом родной”. Определите где обитают следующие животные.

Бегемот, панда, коала, секвойя, броненосцы, окапи, баобаб, динго, гризли, ленивцы уссурийский тигр, кенгуру, шиншилла, кондор.

a) Африка b) Австралия c) Северная Америка d) Евразия  e) Южная Америка

Пользуясь таблицей определить какое расстояние преодолели бы животные за 2 минуты

  • Гепард, скорость которого 112 км/ч
  • Лев, скорость которого 65 км/ч
  • Жираф, скорость которого 51 км/ч
  • Кенгуру, скорость которого 48 км/ч
  • Черепаха, скорость которой 0.5 км/ч
  • Пингвин, скорость которого 30 км/ч
  • Акула, скорость которой 40 км/ч

Физкультпауза. Вставьте пропущенные географические слова и спойте фрагмент песни.

1. А я иду шагаю по ..(город) и я пройти ещё смогу

Солёный .. (океан) и ..(ПЗ) ,и ..(ПЗ)

2.

Если долго, долго, долго, если долго по тропинке,
Если долго по дорожке топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно, то, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно, можно в..(материк) прийти!
Аа, в ..(материк) ..(водоем) вот такой ширины, аа, в ..(материк).. (ф.р) вот такой вышины,
Аа, крокодилы, бегемоты, аа, обезьяны, кашалоты,
Аа, и зеленый попугай, аа, и зеленый попугай.

3.

Находить ..(сторона горизонта) и ..(сторона горизонта) рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда ... (участок суши) и ... (населенный пункт)
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда..(участок суши) и .. (населенный пункт)
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Заполнение маршрутного листа.

Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Награждение победителей.

Как в дивный край, взгляни на карту мира.
Её творцы Колумб и Магеллан,
Первопроходцы грозного Памира,
Первопроходцы неизвестных стран.

Пусть на Земле материки открыты:
Мы слышим гром космических ракет –
Сыны Земли уже летят к зениту
Взглянуть в лицо неведомых планет.