Урок географии на тему "Россия на карте часовых поясов". 8-й класс

Разделы: География, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (77,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Изучить положение России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.

Задачи:

  • Образовательная – сформировать знания о поясном, декретном и местном времени; дать понятие “часовые пояса”.
  • Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации - “линия перемены дат”, сформировать навыки и умения определять поясное и местное время; решать практические задачи с использованием географической карты; развивать способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.
  • Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Умение объяснять: специфику исчисления времени на территории России.
  • Умение определять: различия во времени на территории России;

Метапредметные:

  • Поиск и выделение необходимой информации, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные:

  • Сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Выполнять самоанализ полученных знаний.

ТИП УРОКА: урок новых знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, фрагменты учебных фильмов, Интернет,

Физическая и политико-административная карты России, глобус, карты атласа, учебник, опорный конспект, компьютер, интерактивная карта.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  • Лекция учителя с последующей практической работой школьников по закреплению изученного материала (на компьютере)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Слайд 2. Знакомство с ходом урока. (Знакомство с этапами урока, состоящие из пролога, основной части и эпилога).

Велика и прекрасна наша Родина. Разнообразна её природа. Огромные равнины большие территории лесов, изумительные по красоте горы, реки, озёра, полезные ископаемые – всё это наша страна. “Любить свою страну - значит знать ее”.

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 3-4)

Тематический географический диктант “Границы России”.

Слайд 3.

1 задание. ГЕОГРАФИЯ В ЦИФРАХ; КРАЙНИЕ ТОЧКИ

1. 17,1 млн.км – площадь России

2. 16 – страны-соседи

3. 14 – сухопутные соседи

4. 2 – морские соседи

5. 12 миль (22,2 км) – территориальные воды

6. 200 миль (370 км) – исключительная экономическая зона

7. 60,9 тыс.км – общая протяженность государственной границы

8. 38,8 тыс.км – протяженность морских границ

9. 7 200 км – самая протяженная граница с Казахстаном

10. 85 – количество субъектов РФ

Слайд 4. 2 задание. (Ребята должны выйти и составить “живую” карту России. Ученики получают карточки с названием морей, омывающих территорию страны.

Слайд 5. 3 задание. Устный диктант красноречия.

У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине -
Все, что ты увидишь - все моя Россия.
Россия - Великая Держава.... (Развить тему)

слайд 6 (Подвести итог)

Слайд 6. III. Изучение нового материала.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Звучит голос диктора: “Говорит Москва. Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь”.

- Назовите тему нашего урока? (Разница во времени на территории России)

- В чем причина в разнице времени в одно и тоже время на территории нашей страны? (Большая протяженность страны с запада на восток)

Слайд 7 - Вспомните, почему происходит смена дня и ночи на Земле.

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, то есть против часовой стрелки, если смотреть на Землю с Полярной звезды (с Северного полюса). С вращением Земли связана естественная единица измерения времени – сутки и смена дня и ночи. (Во время рассказа учителя учащиеся заполняют опорный конспект)

- Полный оборот (360`) Земля совершает за сутки, то есть за 24 часа. Значит, за 1 час Земля поворачивается на 15`, так как 360`: 24 = 15`. 1 час это 60 минут, 60 мин: 15` = 4 минуты. Таким образом, за 4 минуты Земля совершает поворот на 1`.

Слайд 8 Виды времени

Слайд 9 Местное время

- На разных меридианах в один и тот же момент бывает резное время суток. Значит, сутки начинаются одновременно на всём меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время. Местное время зависит от географической долготы. (Города на 40 меридиане) Архангельск-Вологда-Ярославль-Воронеж-Ростов-на-Дону)

Слайд 10 (Определение местного времени)

Слайд 11 Поясное время

Предложил в 1878 г. канадский инженер Сэндфорд (Стив) Флеминг, которое в 1884 г. было принято на Международном астрономическом конгрессе в США (Вашингтон), где присутствовало 26 стран.

- Всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15` каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же двадцать четвёртый) пояс тот, по середине которого проходит нулевой меридиан (Гринвичского). К востоку от любого пояса время увеличивается, к западу – уменьшается. Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам (Почему?). Они проведены с учётом административных границ, чтобы та или иная административная единица была в одном часовом поясе.

- По середине двенадцатого пояса, примерно вдоль 180` меридиана, проходит линия перемены дат. Это условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты ошибаются на одни сутки. Например, в Новый год, в 00 часов 00 минут, к западу от этой линии 1 января, а к востоку – 31 декабря старого года. Меридиан пролегает между островами Ратманов (Россия) и Крузенштерн (США), но это и есть незримая граница, разделяющая “сегодня” от “вчера” и “завтра” от “сегодня”.

Слайд 12 - В нашей стране 8 февраля 1919 г. было введено поясное время и на всей территории было установлено 11 часовых поясов (со II по ХII включительно). Границы ЧП неоднократно менялись.

Положение России во многих часовых поясах имеет определенные достоинства и недостатки.

1. Положительным является, что ночные часы в разных регионах не совпадают во времени. Эту разницу во времени используют в электроэнергетике для передачи избыточной э/энергии из одних регионов в другие, что дает большую экономию энергии и средств.

2. Главное неудобство, в том, что при перелетах жителей из европейской части на дальний Восток нарушается биологический ритм.

Слайд 13 Декретное время

В действительности разница во времени между Москвой и, например, Берлином или Парижем составляет не один, а два часа. Это обусловлено тем, что на всей территории России действует декретное время, отличающееся на один час от поясного. В 1930 г. постановлением (декретом) правительства стрелки часов были переведены на один час вперед по сравнению с поясным временем. Это было сделано с целью более полного использования светлого времени суток, а значит, и в целях экономии электроэнергии. Декретное время II часового пояса, где расположена Москва, называют московским временем. (Сколько времени, с учетом декретного будет в Лондоне, когда в Казани 9 часов. Ответ: 6 часов)

Слайд 14 – Летнее время в странах мира

Летнее время было “придумано” в Великобритании с целью экономии энергоресурсов и введено в 1908 г. Стрелка часов на летний период была переведена на 1 час вперёд. С тех пор многие страны стали применять подобный порядок исчисления времени. В Европе это время называют летним, а в Америке – опережающим.

Слайд 15 – Летнее время в России.

С 1981 г. в России с марта по сентябрь действует летнее время. В последнее воскресенье марта стрелки часов переводились еще на один час вперед по сравнению с декретным временем. С 2008 г. возврат на декретное время обычно происходил в последнюю субботу октября переводом часовой стрелки на один час назад. С октября 2011 года перевод на зимнее время не осуществлялось.

Однако уже вскоре исследования показали, что россияне хотели бы вернуть перевод часов на зимнее время. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе России с 26 октября 2014 года на зимнее время и в дальнейшем сезонный перевод стрелок осуществляться не будет.

Слайд 16-21 IV. Решение практических задач.

1. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Казани (II часовая зона), когда в Якутске (VIII часовая зона) полдень.

1. Определить разницу в часовых поясах. 8 – 2 =6

2. Если в Якутске 12 часов, то Казань находится западнее.

(Если город расположен западнее, то разницу отнимаем)

12 – 6 = 8 часов утра

2. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Красноярске (VI часовая зона), когда в Казани (II часовая зона) 14 часов.

1. Определить разницу в часовых поясах. 6 – 2 = 4

2. Если в Казани 14 часов, то Красноярск находится восточнее.

(Если город расположен восточнее, то разницу прибавляем)

3. 14 +4 = 18 часов

4. Самолет вылетел из Анадыря (11 часовая зона) в Москву (2 часовая зона) в 15.00 по московскому времени. Расчетное время полета 9 часов. Определите время прибытия самолета в Москву.

11 – 2 = 9

15 – 9 = 6 часов было в Москве, когда самолет вылетел.

6 + 9 = 15 часов

В Москве – 15.00 час.

5. Самолёт вылетел из Воронежа (II часовая зона) в Оренбург (IV часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт приземлится.

4 – 2 = 2

9 + 2 = 11 часов было в Оренбурге, когда самолет вылетел.

11 + 2 = 13 часов

В Оренбурге – 13.00 час.

6. (ОГЭ – 9 кл) Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Анадырь 2) Казань 3) Новосибирск

132 Анадырь – Новосибирск – Казань

7. Сколько времени, с учетом декретного будет в Лондоне, когда в Казани 9 часов.

Слайд 25 V. Подведение итога урока

1. Верите ли вы, что в каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном и тои же меридиане.

2. Верите ли вы, что границы часовых поясов проходят строго по меридианам?

3. Верите ли вы, что удобно пользоваться местным временем?

4. Верите ли вы, что поясное время – это время в границах одного часового пояса?

5. Верите ли вы, что при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны?

6. Верите ли вы, что в пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который лежит посередине.

7. Верите ли вы, что может возникнуть путаница при пользовании поясным временем?

Домашнее задание: параграф 9, вопросы и задания на стр 42. В опорном конспекте задачи.

Задача. Если в Москве наступил Новый год (00 часов 00 мин.), можно ли его уже отмечать на Северном полюсе?

Слайд 26 VI. Рефлексия “Лестница успеха на уроке”

Слайд 27

“Часы нам измеряют труд и сон,
Определяют встречи и разлуки.
Для нас часов спокойный, мерный звон –
То мирные, то боевые звуки.
Над миром ночь безмолвная царит.
Пустеет понемногу мостовая.
И только время с нами говорит,
Свои часы на башне отбивая”