00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Устный журнал "Вклад микробиологов России в развитие науки"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

Устный журнал ставит своей основной целью повысить интерес у обучающихся к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, закрепить понимание значимости её для освоения профессиональных дисциплин. Тема журнала позволяет расширить представление о вкладе отечественных учёных в развитии микробиологии как науки и её становление в нашей стране.

Форма устного журнала даёт возможность преподавателю осуществлять как индивидуальную работу с обучающимися, так и работу с малыми группами и группой в целом.

Устный журнал состоит из нескольких разделов (страничек). Под руководством преподавателя определяется тема выпуска, разрабатывается содержание каждой странички, составляется сценарий мероприятия. Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам для докладов и презентации, готовят сообщения для открытого мероприятия.

Время одного выпуска журнала: 45-60 минут.

Цели устного журнала

  • Повысить интерес у обучающихся к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии и смежным дисциплинам.
  • Привлечь внимание обучающихся к становлению микробиологии как науки в России.
  • Развивать информационную компетентность: способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • Развивать коммуникативную компетенцию: владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, овладение различными социальными ролями и т.д.

Сценарий

1. Вступительное слово преподавателя

Преподаватель объявляет открытие журнала, указывает цели и задачи его проведения, обращает внимание на то, что в подготовке журнала принимали участие обучающиеся из разных групп.

2. Вступления обучающихся

  1. С чего всё начиналось... (исторический экскурс)
  2. Странички:
    1. Страничка 1. Историческая... (история становления микробиологии в России)
    2. Страничка 2. Их имена рядом с нами... (имена микробиологов в названиях московских институтов)
    3. Страничка 3. Это интересно... (интересные факты о микроорганизмах)
    4. Страничка 4. Литературная... (обзор литературы, посвященной микробиологии и выдающимся личностям в науке)
    5. Страничка 5. Немного отдохнем... (викторина, ребусы)
  3. Награждение участников викторины.
  4. Заключительное слово преподавателя.

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации.

Содержание

Слайд 1 (ведущий)

Здравствуйте, уважаемые гости нашего устного журнала!

Мы хотим познакомить вас с важными открытиями в области микробиологии, огромным вкладом ученых России в развитие этой науки и занимательными фактами из жизни микромира.

Давайте же начнём листать странички нашего журнала!

Слайд 2 (ведущий)

На протяжении тысячелетий человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности, например, продукты молочнокислого, спиртового, уксуснокислого брожений, страдал от них, когда эти существа были причиной болезни, но не подозревал об их присутствии, так как размеры существ много ниже предела видимости, на который способен человеческий глаз.

Первым человеком, который смог увидеть микромир, был голландский изобретатель оптических линз Антони ван Левенгук.

Предлагаем вам посмотреть видеофильм об этом удивительном открытии. (Приложение 1)

Слайд 3 (ведущий)

Со времён Левенгука и до наших дней микробиология добилась большого прогресса.

Исследователей во всех странах мира неутомимо изучают огромный и многообразный мир микроскопических существ. Наши соотечественники не оставались в стороне. Им принадлежит немало крупных достижений и открытий, вошедших в мировую сокровищницу микробиологии и стяжавших им прочную славу за пределами отечества.

Основателями отечественной школы микробиологии являются целая плеяда блестящих ученых.

Итак, открывается первая страничка нашего журнала - “Историческая”.

Слово предоставляется студентам, подготовившим сообщения об ученых – микробиологах, работавших в разное время в нашей стране.

Слайды 4 – 8 (докладчик 1)

Слайд 4

Георгий Норбертович Габричевский (1860—1907) — русский учёный, микробиолог, основатель научной школы, один из организаторов производства бактериологических препаратов в России.

Слайд 5

Георгий Габричевский окончил в 1878 г. 3-ю московскую гимназию, затем — Медицинский факультет Московского университета (1884 г.). В 1884—1885 гг. он — врач-экстерн в неврологическом отделении Старо-Екатерининской больницы. В 1888 г. стал доктором медицины за диссертацию: “К вопросу о возбудимости мышц. Экспериментальное исследование”. В 1889—1891 гг. стажировался в лабораториях И.И. Мечникова, Р. Коха, Э. Ру, П. Эрлиха.

Слайд 6

С 1892 г. начал читать в Московском университете первый в России систематический курс бактериологии для студентов и врачей. Там же организовал бактериологическую лабораторию, выросшую впоследствии в Бактериологический институт (1895 г.), которому в дальнейшем было присвоено его имя. Его многократно переиздававшееся руководство по медицинской бактериологии служило в течение многих лет настольной книгой русских врачей.

Слайд 7

По указаниям Георгия Норбертовича впервые в мировой медицинской практике в разгар русско-японской войны (1904-1905 гг.) московским терапевтическим обществом был сформирован и отправлен для участия в боевых действиях противоэпидемический отряд, задачей которого была профилактика эпидемий среди военнослужащих.

Слайд 8

Георгий Норбертович Габричевский умер в 1907 году, заразившись при проведении опыта по иммунизации животных для приготовления вакцины против крупозной пневмонии.

В память о нем:

  • назван Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии (им. Г. Н. Габричевского)
  • в 1960 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Габричевскому
  • в ГМИИ им. А.С. Пушкина находится его бюст работы скульптора О. Родена
  • в 1965 г. в Москве появилась улица Габричевского

Слайды 9 – 14 (докладчик 2)

Слайд 9

Огромный вклад в развитие микробиологии и иммунологии внес Мечников Илья Ильич (1845-1916) - зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог. Первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель фагоцитарной теории иммунитета и сравнительной патологии воспаления, основатель научной геронтологии. Один из основоположников эволюционной эмбриологии.

Слайд 10

В 1862 г. Мечников И.И. окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1864 г. - окончил в Харькове 4-летний университетский курс за 2 года, затем защитил магистерскую и докторскую диссертации в Петербургском университете. С 1870 – 1882 гг. - профессор Новороссийского университета в Одессе.

Слайд 11

В 1886 г. И.И. Мечников организовал вместе с Н.Ф. Гамалея в Одессе первую в России Бактериологическую станцию, где готовили вакцины против бешенства и сибирской язвы. Многие врачи из разных стран получили здесь свой опыт работы. В 1888 г. по приглашению Л. Пастера Илья Ильич переехал в Париж, где ему была предоставлена лаборатория в созданном Л. Пастером институте.

Слайд 12

Работая в Париже, в 1882 г. И.И. Мечников описал явление фагоцитоза – одного из самых блестящих открытий 19 века.

В 1901 г. им сформулирована фагоцитарная теория иммунитета, изложенная в труде “Невосприимчивость в инфекционных болезнях”.

Слайд 13

Значительное место в трудах И.И. Мечникова занимали вопросы старения. Учёный верил, что с помощью науки и культуры человек в состоянии подготовить себе счастливое существование. Эти взгляды изложены в трудах “Этюды о природе человека” (1903 г.) и “Этюды оптимизма” (1907 г.)

Слайд 14

В 1902 г. И.И. Мечников получает звание почетного члена Российской академии наук, а в 1908 г. становится Лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине за создание фагоцитарной теории.

Институт Пастера и все европейское сообщество торжественно отмечали 70-летие И.И. Мечникова. Эмиль Ру (французский бактериолог) в дни празднования этого юбилея в своей речи сказал: “В Париже, как в Петрограде и в Одессе, Вы стали главой школы и зажгли в этом институте научный очаг, далеко разливающий свой свет. Ваш огонь делает горячим равнодушного и скептику внушает веру. Вы — несравненный товарищ в работе; не раз мне выпадало счастье участвовать в Ваших изысканиях. В сущности, все делали Вы. Институт Пастера многим обязан Вам. Вы принесли ему престиж Вашего имени и работами своими способствовали его славе. Оставаясь русским по национальности, Вы заключили с Институтом франко-русский союз задолго до того, как мысль о нем возникла у дипломатов”.

Слайды 15 – 17 (докладчик 3)

Слайд 15

Циклинская Прасковья Васильевна (1859-1923) - бактериолог, первая русская женщина - профессор бактериологии, ученица И. И. Мечникова. П. В. Циклинская — автор большого числа работ по вопросам общей и медицинской микробиологии. Ее важнейшие труды посвящены изучению нормальной микрофлоры кишечника человека, ее изменений в зависимости от возраста, питания и других условий, а также антагонистических взаимоотношений микроорганизмов. Большую ценность представляют ее исследования микрофлоры кишечника у детей, в частности роли бифидобактерий у новорожденных, этиологии диспепсий и др. Работы П. В. Циклинской “О гемолизинах бактерий”, “О цитотоксических свойствах кровяной сыворотки” и поныне не утратили своего значения. Ее исследования способствовали развитию нового направления в медицинской микробиологии — гнотобиологии ([греч, gnotos известный + биология] - раздел экспериментальной биологии и медицины, занимающийся получением и выращиванием животных, свободных от микроорганизмов, или животных, имеющих определенные виды микробов, для изучения механизмов и форм взаимодействия микроба с организмом, фундаментальных проблем иммунологии, радиобиологии и пр.).

Слайд 16

В 1889 г. окончила физико-математический факультет Высших (Бестужевских) женских курсов, затем продолжила образование в Париже. Там же добилась права поступить на первые бактериологические курсы в Институте Пастера.

Слайд 17

Возвратившись в Россию, П.В. Циклинская поступила в только что основанный

Г.Н. Габричевским Бактериологический институт Московского университета, где заняла скромную должность препаратора.

В 1902 г. защитила диссертацию на тему “Исследования в области изучения термофильных микробов” в Женевском университете, получила звание доктора естественных наук, а в 1908 г. была избрана заведующей кафедрой бактериологии медицинского факультета Московских высших женских курсов (ныне 2-ой медицинский институт)

В 1917 г. Московским университетом П.В. Циклинской была присвоена степень доктора медицины без защиты диссертации.

Слайды 18 – 22 (докладчик 4)

Слайд 18

Тарасевич Лев Александрович (1868-1927) — иммунолог, эпидемиолог, микробиолог, основателем системы государственного надзора за качеством вакцин и сывороток.

Л.А. Тарасевич был эрудированным, всесторонне образованным человеком. Все, кто его знал, говорили о его доброжелательности, деликатности, постоянной готовности прийти на помощь.

Слайд 19

В 1886 г. он с золотой медаль окончил Кишинёвскую гимназию. Поступил в Императорский Новороссийский университет (Одесса) на естественное отделение физико-математического факультета, окончил его в 1891 г. После этого получил медицинское образование в Военно-медицинской академии в Петербурге, а также в Париже. В 1899 г. работал в Киевском университете на кафедре общей патологии у выдающегося русского патолога Владимира Валерьяновича Подвысоцкого. В 1900—1902 гг. работал в Институте Пастера в Париже у И. И. Мечникова. Был одним из любимых учеников Мечникова и последователем его клеточной теории иммунитета.

Слайд 20

В 1908 – 1924 гг. Л.А. Тарасевич - профессор кафедры бактериологии на медицинском отделении Московских высших женских курсов. Во время I мировой войны (1914-1918 гг.) был инициатором и организатором вакцинации русской армии против брюшного тифа и холеры. На заре развития вакцинологии в России Л. А. Тарасевич был активным пропагандистом иммунизации населения с целью предотвращения эпидемий инфекционных заболеваний. В то время существовало большое количество противников вакцинации, опасавшихся возможности возникновения осложнений. Своим оппонентам Л.А. Тарасевич писал в 1914 г.: “Прививки не являются, конечно, ни абсолютным, ни идеальным средством, но они представляют по обстоятельствам настоящего времени наиболее существенную предупредительную меру по отношению к целому ряду заболеваний, и проведение их надо признать обязательным”.

В 1918 г. по инициативе Л.А. Тарасевича была создана первая в СССР станция по контролю бактериальных препаратов. Л.А. Тарасевич является основателем и директором Государственного научного института народного здравоохранения (ГНИЗ) им. Пастера.

Слайд 21

Л.А. Тарасевич - организатор и председатель съездов бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей. Огромной заслугой Л.А. Тарасевича является возобновление научных связей русских ученых с зарубежными странами, прерванное в годы войны и интервенции.

Слайд 22

В память об учёном в Тирасполе его именем назван медицинский колледж.

Выпущена почтовая марка в честь 140-летия со дня его рождения.

Слайды 23 – 27 (докладчик 5)

Слайд 23

Одним из талантливых учеников И.И. Мечникова является Безредка Александр Михайлович (1870 - 1940) - микробиолог и иммунолог, ученик  и сотрудник И.И. Мечникова.

Слайд 24

В 1892г. Безредка А.М. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе (ныне – Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова). В 1892 г. защитил диссертацию в Одессе. После переезда в Париж посещал курсы в Институте Пастера (1896 г.). В 1897 г. - окончил медицинский факультет Сорбонны. Одновременно с учебой на добровольных началах работал препаратором в лаборатории И.И. Мечникова Пастеровского института. В 1905–1914 гг. возглавил лабораторию в Институте Пастера, в 1919–1940 гг. - отдел, которым раньше руководил Мечников И.И.

Слайд 25

Сферой научных исследований явились эндотоксины, анафилактический шок, иммунитет к желудочным инфекциям и сибирской язве, антимикробная иммунизации для борьбы с раком. Большую известность получили исследования А. М. Безредки проблем местного иммунитета. Открытый им способ местной иммунизации нашёл применение для профилактики ряда инфекций. Вакцинация по Безредке применяется против брюшного тифа, дизентерии, холеры, сибирской язвы, оспы, вакцинация через кожу - против стрептококковой и стафилококковой инфекций.

Слайд 26

А.М. Безредка разработал метод десенсибилизации, применяемый для предупреждения анафилактических реакций при введении с профилактическими или лечебными целями антитоксических, антибактериальных или противовирусных гетерогенных сывороток (получаемых от лошади или другого животного).

Созданный им метод (метод Безредки) - постепенное введение лечебных сывороток для предупреждения нежелательных реакций - широко используется и в настоящее время.

Слайд 27

В 1921 г. вышла в свет книга А.М. Безредки “История одной идеи”, посвященная творчеству Мечникова.

Его научные публикации:

  • “Местная иммунизация”, 1926 г.
  • “О значении раздражителей в инфекции и иммунитете”, 1927 г.
  • “Анафилаксия и антианафилаксия”, 1930 г.

Слайды 28 – 35 (докладчик 6)

Слайд 28

Одним из выдающихся советских, русских ученых является Гамалея Николай Федорович (1859–1949) - микробиолог, эпидемиолог, гигиенист, организатор здравоохранения, почетный член АН СССР, академик АМН.

Слайд 29

Н.Ф. Гамалея окончил Новороссийский университет в Одессе (1880 г.). Далее продолжил учебу в Императорской Военно-медицинской академии в Санкт – Петербурге, которую окончил в 1883 г. По рекомендации И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалея в 1886 г. прибыл в Париж в институт Л. Пастера для изучения метода вакцинации против бешенства. Изучая прививки против бешенства, усовершенствовал пастеровский метод предохранительных прививок.

Слайд 30

В 1886 г. вместе с И.И. Мечниковым организовал в Одессе первую в Российской империи бактериологическую станцию. Н.Ф. Гамалея работал над усовершенствованием вакцин: внес изменения в метод изготовления вакцины и схему иммунизации. Безвредность новых более активных препаратов вакцины Гамалея проверяет на себе.

Н.Ф. Гамалея осуществил первые прививки против бешенства в России.

Слайд 31

Гамалея Николай Федорович был первый из русских врачей, посвятивших себя исследованию эпидемий холеры и чумы. В 1892г. Гамалея Н. Ф. защитил докторскую диссертацию "Этиология холеры с точки зрения экспериментальной патологии”. В 1899 г. под руководством Н.Ф. Гамалея был создан Санитарно-бактериологический институт имени И.И. Мечников в Одессе. В 1901-1902 гг. Гамалея Н.Ф. руководил противоэпидемическими мероприятиями во время чумы в Одессе.

Слайд 32

Н.Ф. Гамалея впервые установил роль вшей в передаче сыпного тифа. 

Учёный провел многочисленные исследования по выбору методов дезинсекции, которые применялись в нашей стране во время войны. Он же ввел в язык термин “дезинсекция”, проводил работы по изучению туберкулеза и эпидемического гриппа, разработал способ культивирования микобактерий туберкулеза, который и сейчас применяется при получении вакцины БЦЖ.

Слайд 33

С 1912 по 1928 г. Н.Ф. Гамалея возглавлял Институт оспопрививания в Ленинграде. На съезде работников медико-санитарных учреждений (1918 г.) Н.Ф. Гамалея изложил свои взгляды на необходимость обязательного оспопрививания. С 1930 по 1938 г. является научным руководителем Центрального института эпидемиологии и бактериологии в Москве.

Слайд 34

С 1910 по 1913 г. издавал и редактировал основанный им журнал “Гигиена и санитария”.

Н.Ф. Гамалея - автор более300 публикаций, среди которых монографии и учебные пособия, автор первых учебников для врачей по бактериологии (1890-е гг.), по микробиологии (1930-1940 гг.). Многие издания переведены иностранные языки.

Слайд 35

С 1938 г. Гамалея Н.Ф. профессор кафедры микробиологии 2-го Московского медицинского института и заведующий лабораторией Института эпидемиологии и микробиологии АМН СССР.

Человек гибкого ума, патриот, гений, исследователь, экспериментатор, он посвятил свою жизнь науке. Осуществил ряд фундаментальных исследований по эпидемиологии, микробиологии и иммунологии туберкулеза, сибирской язвы, натуральной оспы, сыпного тифа, холеры.

Слайды 36 – 40 (докладчик 7)

Слайд 36

“Счастье в жизни, а жизнь в работе” Л.А. Зильбер

Лев Александрович Зильбер (1894-1966) – микробиолог, иммунолог, онколог, создатель советской школы вирусологии, один из создателей теории вирусной природы рака, ученый, на счету которого много открытий в области медицины и заслуг перед страной и ее народом.

Слайд 37

В 1912 г. Лев с серебряной медалью окончил Псковскую губернскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1915 г. перевёлся на медицинский факультет Московского университета и окончил его в 1919 году. С 1921 г. работал в институте микробиологии в Москве.

В 1929 г. принял предложение занять должность директора Азербайджанского Института микробиологии в Баку.

Слайд 38

В 1928 г. Лев Александрович женился на Зинаиде Виссарионовне Ермольевой, которая станет прототипом главной героини “Открытой книги” Вениамина Каверина (младшего брата Льва Александровича). В 1928-29 гг. Л.А. Зильбер и З.В. Ермольева работали вместе в институтах Пастера и Коха.

Слайд 39

В 1930 г. Зильберу было присвоение звание профессора и ученая степень доктора наук в Московском Институте усовершенствования врачей. В 1931 - 1933 гг. Лев Александрович работал в микробиологическом институте им. Л. А. Тарасевича (ныне Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича). В 1932 г. руководил в Казахстане борьбой против эпидемии оспы. В 1934 - 1937 гг. Лев Александрович создал и руководил первой в СССР Центральной вирусной лабораторией. В 1937 г. Л.А. Зильбер возглавил дальневосточную экспедицию по изучению неизвестного инфекционного заболевания центральной нервной системы. В ходе работы экспедиции была выяснена природа заболевания — клещевого энцефалита — и предложены методы борьбы с ним.

Слайд 40

В 1939 г. стал заведующим отделом вирусологии в Центральном Институте эпидемиологии и микробиологии. В 1944 г. публикует свою концепцию происхождения раковых опухолей. В 1945 г. избран действительным членом Академии медицинских наук, назначен научным руководителем Института вирусологии АМН СССР и возглавил отдел вирусологии и иммунологии опухолей Института эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней АМН СССР, где и работал все последующие годы. В 1945 г. была публикация статьи “Проблема рака” в газете “Известия”.

Слайды 41 – 47 (докладчик 8)

Слайд 41

Ермольева Зинаида Виссарионовна (1898 – 1974) - советский учёный-микробиолог, эпидемиолог, действительный член Академии медицинских наук СССР.

Слайд 42

В 1921 г. З.В. Ермольева окончила Северо - Кавказский университет.

В 1921 г. она - ассистент на кафедре микробиологии Кавказского Университета в Ростове-на-Дону, одновременно заведует бактериологическим отделением Северо - Кавказского бактериологического института.

В 1925 г. З.В. Ермольева возглавила отдел биохимии микробов в Биохимическом институте им. А. Н. Баха в Москве.

Слайд 43

Одним из важнейших направлений научной деятельности Зинаиды Виссарионовны было изучение холеры.

В 1922 г. во время вспышки холеры в Ростове-на-Дону она выделяет из организма больного светящийся в темноте холероподобный вибрион. Зинаида Виссарионовна разрабатывает метод экспресс-диагностики холеры.

В 1939 г. она была командирована в Афганистан, где произошла вспышка холеры. Для предотвращения распространения инфекции в профилактических целях впервые применяется созданный ею препарат холерного бактериофага.

Зинаида Виссарионовна разработала метод обеззараживания воды от возбудителей холеры с помощью остаточного хлора. Этот метод лег в основу новых санитарных норм СССР.

З.В. Ермольева изучала применение бактериофагов для профилактики и лечения кишечных инфекций.

Слайд 44

Авторству З. В. Ермольевой принадлежит метод выделения и концентрации лизоцима.

Лизоцим широко применяется в хирургии, педиатрии, офтальмологии, для лечения заболеваний носоглотки. Лизоцим успешно используется на практике и в медицине. Определив химическую природу вещества, исследовательница смогла обнаружить лизоцим в различных сельскохозяйственных культурах. Это открытие объяснило эффективность различных народных средств от болезней и заболеваний. В 1935 г. З.В. Ермольевой присуждается докторская степень, а в 1939 г. - ученое звание профессора.

Слайд 45

В период Великой Отечественной Войны она - руководитель лаборатории биохимии микробов Всесоюзного института экспериментальной медицины, где ею, несмотря на бомбежки, впервые получен отечественный антибиотик пенициллин. Созданный препарат пенициллина – крустозин ВИЭМ был выделен из штамма гриба вида Penicillium crustosum.

Слайд 46

В 1942 г. произошла вспышка холеры в осажденном Сталинграде. В специально созданной подземной лаборатории, под обстрелом, в кратчайшие сроки З.Е. Ермольевой было налажено производство холерного бактериофага. Благодаря оперативной работе микробиологов и врачей удалось избежать массовой эпидемии холеры в Сталинграде.

Осенью в 1944 г. Советская военно-медицинская служба во главе с З.В. Ермольевой и хирургом Николаем Бурденко испытала пенициллин в боевых условиях. Советский пенициллин выдержал решающую проверку – лекарство действительно помогало раненым красноармейцам. Пенициллин оказал неоценимую помощь военным медикам. После этого началось промышленное производство препарата, с помощью которого были спасены десятки тысяч жизней.

Слайд 47

З.В. Ермольева – основатель отечественной науки об антибиотиках. Создала в СССР новую отрасль промышленности – биотехнологию антибиотиков.

С 1956 г. и до конца жизни возглавляла Комитет по антибиотикам. Представляла нашу страну во Всемирной организации здравоохранения.

Слайд 47 (ведущий)

Ученые помогали медицинским работникам прекращать распространение инфекционных заболеваний в действующей армии и тылу, спасать солдат с тяжелыми огнестрельными ранениями, предотвращая послеоперационные осложнения.

В годы Великой Отечественной войны было возвращено в строй более 90% раненых бойцов. Спасение жизней участников боевых сражений, принесших победу нашей стране, стало возможно благодаря своевременной разработке учеными отечественных антибиотиков, вакцин, сывороток, бактериофагов.

Слайд 48 (ведущий)

Отечественные ученые-микробиологи создавали научные школы, на базе которых возникли многочисленные лаборатории и институты, решающие научно-практические задачи микробиологии. В настоящее время в Москве действует ряд научно-исследовательских институтов, основным содержанием деятельности которых является решение фундаментальных проблем эпидемиологии и микробиологии. Многие из них носят имена отечественных микробиологов и иммунологов.

Итак, вторая страничка журнала - “Их имена рядом с нами...”

Слайды 49 - 51 (докладчик 9)

Среди научных институтов и научно-исследовательских центров много таких, которые были названы в честь отечественных микробиологов. Итак, первый институт, который мы вам представляем - это....

Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского (г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 10)

С первых дней существования вся деятельность института была неразрывно связана с задачами практического здравоохранения, направленными на снижение инфекционной заболеваемости и детской смертности. Уже в первый год со дня основания бактериологического института впервые в России было организовано производство противодифтерийной сыворотки, необходимость которой была продиктована высокой заболеваемостью и смертностью от этой инфекции (150 тыс. смертей в год). Развитию идей Г.Н. Габричевского посвятили свою деятельность его ученики и последователи - П.В. Циклинская, Е.И. Марциновский, В.И. Кедровский и др.- многие из которых впоследствии стали основателями самостоятельных научных учреждений России.

Второй институт, на который хотелось бы обратить ваше внимание - это...

Научно-исследовательский институт вирусологии имени Д.И. Ивановского (г. Москва, улица Гамалеи, д.16)

Основан в 1944 г. Основными направлениями деятельности НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского являются исследования по проблемам вирусных заболеваний: гриппа, ВИЧ — СПИДа, гепатитов, арбовирусов, бешенства, герпесвирусных болезней, вторичной иммунной недостаточности, развившейся на фоне длительного заболевания, вызванного вирусом и др. Институт пополняет Государственную коллекцию вирусов, коллекции культур клеток. В своей работе институт использует самые современные методы: молекулярно-генетические, высокотехнологичные, пептидный синтез, методы биотехнологии, клеточной и генной инженерии и др.

И, наконец, центр, который в Москве почти у каждого на слуху - это....

Научно-исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. почетного академика Н.Ф. Гамалеи (г. Москва, ул. Гамалеи, д.18)

Институт основан в 1891 г.

С историей центра связаны имена выдающихся ученых, создавших всемирно известные и признанные в стране и за рубежом научные школы и направления:

  • почетного академика Н.Ф. Гамалеи – основателя отечественной медицинской микробиологии, внесшего значительный вклад в развитие эпидемиологии, учения об изменчивости микроорганизмов, учения об антигенах
  • доктора Ф.М. Блюменталя – специалиста, с именем которого связано становление и развитие современной профилактической медицины, а также иммунологии и онкологии, развернувшего крупнейшее в России производство бактерийных препаратов, одного из создателей системы стандартизации и контроля медицинских биологических средств
  • академика АМН СССР Л.В. Громашевского – первого директора ЦИЭМ, основоположника отечественной эпидемиологии, автора учения о механизмах передачи инфекции, признанного авторитета в вопросах дезинфекционного дела;
  • академика Е.Н. Павловского – создателя учения о природной очаговости болезней человека;
  • академика АМН СССР Л.А. Зильбера – автора вирусо - генетической теории происхождения опухолей и др.

Институт Гамалея осуществляет проведение фундаментальных и прикладных (в том числе клинических) исследований в области эпидемиологии, медицинской и клеточной микробиологии, вирусологии, инфекционной иммунологии. Здесь проводится исследования в области молекулярной биологии, нанобиотехнологий и биобезопасности в целях сохранения и укрепления здоровья человека, развития здравоохранения и медицинской науки. Особое место в работе учёных занимают вопросы распространения и эпидемического проявления инфекционных заболеваний, структура и динамика инфекционной патологии населения; возникновение, функционирование и эпидемическое проявление природных очагов болезней человека. Не остались без внимания проблемы общей и инфекционной иммунологии, включая иммунорегуляцию и иммунокоррекцию.

Слайд 52 (ведущий)

Сегодня мы говорим об истоках микробиологии, вспоминаем ученых, внесших свой вклад в развитие микробиологии как науки. Оказывается, наука может быть не только серьёзной, но занимательной и увлекательной.

Следующая страничка нашего журнала – “Это интересно...”.

Слайды 53 - 56 (докладчик 10)

Слайды 53

Художник и скульптор Люк Джеррем волею судьбы стал неплохо разбираться и в микробиологии. Он подробно знакомился с внешностью самых разных микросуществ, чтобы воссоздать их в стекле, в виде изящных скульптур понятной величины. Получилось не просто интересно – получилось удивительно красиво ...

Слайд 54

Скульптору “позировали”, к примеру, энтеровирус, ВИЧ, несколько вирусов гриппа, возбудители малярии и сальмонеллёза, амебы и сперматозоиды.

Все они сделаны из прозрачного бесцветного стекла, т.к. под микроскопом они тоже бесцветные.

Слайд 55

На протяжении более ста лет чашка Петри – самая привычная лабораторная посуда. На питательной среде, которую в них помещают растут колонии микроорганизмов, принимая саму разную форму и “раскрашиваясь” в самые невероятные цвета. Однако современность сделала чашку Петри настоящим арт-объектом! Кому и когда первому пришло в голову сделать причудливость форм и цвета бактериальных колоний предметом искусства – история умалчивает.

Возможно, первым был знаменитый Александр Флеминг, который в 1936 году на II Международном конгрессе микробиологов впервые прочитал доклад о своих опытах с пенициллином. Он также продемонстрировал сделанные им необычные рисунки, тем самым, положил начало необычному изобразительному жанру.

Флеминг рисовал эскиз будущего изображения на промокательной бумаге, накладывал бумагу питательную среду, а затем раскрашивал его культурами бактерий, имеющих разный цвет. После того, как бактерии размножались, на поверхности питательной среды возникали цветные изображения. Выращивая определённым образом культуры бактерий в чашках Петри, он “нарисовал” в них различные картины.

Слайд 56

В наши дни есть уже несколько признанных мастеров агар - арта – нового вида творческого самовыражения учёных. Так, в 2015 году американское общество микробиологов организовало первый международный конкурс “The Agar art” (Агаровое искусство), в котором приняли участие микробиологи из разных стран мира.

В качестве “холста” учёные использовали питательное желе из агара, а в качестве “красок” – культуры микроорганизмов. Выращивая определённым образом культуры бактерий в чашках Петри, они “нарисовали” в них различные картины.

Слайд 57 (докладчик 11)

А знаете ли вы, что...

1. В России дворянские дети, которых приписывали к полкам, уходили в армию с серебряной посудой, что заключало в себе отнюдь не блажь богачей, а вполне прикладное значение: серебро уничтожало бактерии, что спасало юношей от различных массовых инфекционных заболеваний, например, холеры.

2. Тот запах, что исходит от мокрой земли после дождя, обусловлен органическим веществом геосмин. Его вырабатывают актинобактерии и цианобактерии, живущие на поверхности земли. Запах этого соединения описывают как “землистый”, “болотистый”, “плесневый”. Его вряд ли можно встретить в палитре парфюмера, но он весьма распространен в природе. Это продукт жизнедеятельности почвенных бактерий рода стрептомициновых (да-да, тех самых, которые нам дали антибиотики стрептомицин, эритромицин, тетрациклин, левомитецин, линкомицин и т. д.).

3. 250 - 280 видов бактерий (по оценкам разных авторов), обнаруженных в ротовой полости, удалось выделить в чистую культуру и изучить их свойства. С помощью молекулярно-биологических методов исследований в ротовой полости найдено по данным разных авторов 600 - 750 видов микроорганизмов; а по подсчётам других учёных - даже несколько тысяч видов. Большинство из них являются безопасными.

4. Бык весом в 500 кг, находящийся на пастбищном содержании, синтезирует в сутки лишь 0,5 кг белка, а 500 кг микроорганизмов за такое же время могут дать 1250 кг белка. Иначе говоря, они синтезируют белок в 2500 раз быстрее, чем животные.

Слайд 58 (ведущий)

Жизнь и научно-исследовательская деятельность микробиологов вдохновляет писателей на создание литературных произведений. Не только научная, научно-популярная литература, но и художественная посвящены микробиологии. Мы хотим познакомить вас с некоторыми изданиями.

Слайды 59 – 62 (докладчик 12)

Слайд 59

В.Каверин “Открытая книга”

Роман посвящен судьбе микробиолога Татьяны Власенковой, одному из советских ученых первооткрывателей пенициллина. У нее был реальный прототип, ученый, стоявшая у истоков создания первого антибиотика. Книга повествует о жизни Татьяны Власенковой с детства до зрелого возраста. Писатель прослеживает нелегкий, но мужественный путь героини к научному открытию, которое оказало глубокое влияние на развитие медицинской науки. Становление характера, судьба женщины-ученого дает плодотворный материал для осмысления современной молодежью жизненных идеалов. Широко известное произведение современного русского писателя, посвященное советским микробиологам, охватывают события от предреволюционных дней до нашего времени.

Перед нами жизненный путь Татьяны Власенковой. Ей суждено было стать большой величиной в медицине. Нет, не сразу поняла она своё призвание. Как и многие девочки, Таня сначала мечтала стать актрисой и много трудилась, чтобы поступить в театральный институт. Кино было её мечтой. К счастью, она провалилась. К счастью для многих людей, чьи жизни она спасла своим открытием – пенициллином. Татьяна открыла новую эпоху - эпоху антибиотиков, наладила их производство во время Великой Отечественной войны.

“...задача, возникшая перед большим отрядом микробиологов и эпидемиологов в Сталинграде, была не похожа на все, что делалось прежде, ни по характеру, ни по масштабу. Задача была неслыханная, небывалая. Она заключалась в том, что мы должны были организовать сложное микробиологическое производство в осажденном городе, находившемся под тяжелой угрозой...” (отрывок)

Слайд 60

Вл. Солоухин, Д. Голубев “Размышления и споры о вирусах”

Что такое вирусы: потомки самостоятельно эволюционировавших форм жизни, итог регресса бактерий, взбесившие гены или пришельцы из космоса? Что представляет собой царство вирусов? Какова их роль в биосфере и может ли человек без них обойтись. Грипп - самая загадочная и самая изученная инфекция. Вирусы и рак. Вирусы и инфаркты и другие заболевания, в возникновении которых заподозрены вирусы. Об этих и других проблемах вирусологии рассказывают авторы.

Слайд 61

Поль де Крюи “Охотники за микробами”

Книга Поля де Крюи "Охотники за микробами" переносит читателя в мир удивительных и в то же время вполне реальных фантазий. Автор увлекательно рассказывает историю научных открытий в области микробиологии - подчас глубоко драматичную, а подчас доходящую до комедии. Несмотря на то, что некоторые сведения, изложенные в книге, к настоящему времени устарели, это ничуть не умаляет ее познавательной ценности. 

Слайд 62

Джессика Снайдер Сакс “Микробы хорошие и плохие”

Улучшение санитарных условий и антибиотики привели к эпохальному повышению продолжительности жизни людей, но при этом послужили причиной новых проблем со здоровьем, нарушив тонкое, вековое равновесие, сложившееся и между микроорганизмами, живущими внутри нас, и в окружающей среде. В итоге устойчивость микроорганизмов к антибиотикам стала одной из самых серьезных медицинских проблем нашего времени. Книга “Микробы хорошие и плохие” посвящена не только этой проблеме, но и так называемой “гигиенической гипотезе”, согласно которой нынешний прогрессирующий всплеск иммунных и других заболеваний связан с нашей чрезмерной заботой об улучшении санитарных условий.

Слайд 63 (ведущий)

Мы с вами перелистнули почти все страницы нашего журнала. Надеемся, что вы узнали для себя много полезного и интересного. Теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть и проверить насколько вы внимательны. Участвуйте в викторине по материалам нашего журнала! Особенно активные участники викторины получат призы.

Слайды 64, 65 (ведущий)

1. Назовите имя ученого – основоположника микробиологической и иммунологической наук в России. 

2. Сторонники какой теории опровергали идею И.И. Мечникова о фагоцитах, как о пожирателях микробов?

3. Назовите имя ученого, который начал читать в Московском университете первый в России систематический курс бактериологии для студентов и врачей.

4. В 1917г. в Московском университете была присвоена степень доктора медицины без защиты диссертации. Кому она была присвоена?

5. Л.А. Зильбер был старшим братом писателя В. Каверина, написавшего роман о микробиологах. Какой это роман?

6. Во время I мировой войны Л.А. Тарасевич был инициатором и организатором вакцинации русской армии против эти опасных заболеваний.

7. Этот учёный впервые установил роль вшей в передаче сыпного тифа, ввел понятие “дезинсекция”.

8. Из какого вида гриба З.В. Ермольева выделила препарат пенициллина – крустозин ВИЭМ?

9. В каком научно-исследовательском институте основными направлениями деятельности являются исследования по проблемам вирусных заболеваний?

10. Какой метод используется в современной медицинской практике для предупреждения анафилактических реакций при введении антитоксических, антибактериальных или противовирусных сывороток?

Слайд 66 (ведущий)

Ответы на вопросы викторины:

1. Илья (И.И. Мечников)

2. сторонники гуморальной теории

3. Г.Н. Габричевский

4. П.В. Циклинской

5. “Открытая книга”

6. против брюшного тифа и холеры

7. Н.Ф. Гамалея

8. из штамма гриба вида Penicillium crustosum

9. в научно-исследовательском институте вирусологии им. Д.И. Ивановского

10. метод А.М. Безредка

Слайды 67, 68 (ведущий)

Решите ребусы:

  • Один из симптомов респираторной инфекции (насморк)
  • Один из симптомов туберкулёза (кашель)
  • Нарушение целостности кожных покровов (рана)
  • Респираторная вирусная инфекция (грипп)
  • Нарушение целостности кожи или слизистых оболочек под действием химических или термических факторов (ожог)
  • Неинфекционное респираторное заболевание (простуда)

Ведущий:

Вот мы и перелистнули все странички нашего журнала. Надеемся, вы согласитесь, что микробиология - очень интересная и важная для медицины наука. Она относится к фундаментальным медико-биологическим дисциплинам, которые на ряду с биохимией, патологией, фармакологией лежат в основе учения об инфекционных процессах. Успешное решение задач, стоящих перед микробиологией способствует научному и общественному прогрессу всего общества.

Список использованной литературы.

  1. Биология для школьников. – М.: Школьная пресса, 2007, №2 стр. 1-64
  2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. – М.: МИА, 2016 - 792 с.
  3. Воробьёв А.А., Быков А.С. Основы микробиологии и иммунологии: учеб. для студ. учреждений сред. проф. мед. образования/ под редакцией В.В. Зверева, Е.В. Будановой. – 6-е изд., стер. М.: Издательский центр “Академия”, 2013. – 288с.
  4. Каверин В. А. Открытая книга. – М.: Вече, 2013
  5. Поль де Крюи Охотники за микробами / Пер. с англ. О. Червонского. – М.: ТЕРРА- книжный клуб, 2001
  6. Сакс Джессика Снайдер Микробы хорошие и плохие / пер. с англ. Петра Петрова – Москва: АСТ, 2015 - 496 с.
  7. Солоухин Вл., Голубев Д. Размышления и споры о вирусах. – М.: Молодая гвардия, 1989
  8. Интернет-ресурсы.
  9. Большая медицинская энциклопедия http://бмэ.орг/index.php
  10. Архивы Российской академии наук http://www.arran.ru/?q=ru/exposition10_2
  11. Общественная организация “Спасибо деду за победу!” http://cpacibodedu.ru/gallery/photo/10993
  12. Биоуроки http://biouroki.ru/rebus/42.html