Интегрированное обобщающее занятие "От лучины до энергосберегающей светодиодной лампы"

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (522,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Программное содержание:

  • Расширить представления детей об эволюции светоосветительных приборов;
  • Бережное отношение к электроэнергии;
  • Правила поведения при проведении лабораторных работ;
  • Умение работать в группе и индивидуально. 

Опорные знания: правила ТБ при работе с огнём, колющими и режущими предметами; знакомство древнего человека с огнём, история 5 класс.

Предварительная работа: подготовка детьми сообщений о знакомстве человека с огнём и о плане ГОЭРЛО, презентация педагога “От лучины до энергосберегающей светодиодной лампы”; подготовка телемоста с тепличным хозяйством МБУ ДО “ЦРТДиЮ” “Флора”; полено и нож, светец, секундомер; блюдце, растительное масло, жгут из ткани, картофель, кожура апельсина, спички; свеча; керосиновые лампы; шахтёрская лампа Деви; газонаполненная лампа накаливания; светодиодные лампы; 2 настольные лампы; таблицы для заполнения и ручки.

Ход занятия

Тема: “От лучины до энергосберегающей светодиодной лампы” (слайд 1)

Инструктаж по технике безопасности

Цель урока: (слайд 2)

  • осознать значение бережного отношения к электроэнергии;
  • познакомить учащихся с прошлым и настоящим осветительных приборов, с их преобразованием, развивать познавательную деятельность.

Задачи урока: (слайд 3)

образовательные:

  • раскрыть условия формирования энергосбережения;

развивающие:

  • формировать бережное отношение к электроэнергии;
  • углублять и систематизировать знания о происхождении осветительных приборов;
  • дать информацию о разных способах освещения;
  • наглядно показать преимущества электрического освещения перед ранее существовавшими;
  • развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание к оппоненту, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт;

воспитательные:

  • формировать бережное отношение к электроэнергии;
  • прививать аккуратность при выполнении лабораторных работ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход занятия

Вступительное слово преподавателя экологии:

Здравствуйте, ребята, вы знаете, что Виктория Кононова и Анна Сергиенко начали работу над исследовательским проектом “Электрическая паутина”. Оказалось, что осветительные приборы прошли большой и сложный путь усовершенствования. Вот об изменениях источников света мы сегодня с вами и поговорим.

П: - Предлагаю вам послушать сообщение Виноградского Георгия об использовании света костра первобытным человеком.

Заслушивание сообщения обучающегося.

П: - К сожалению, костёр с собой не перенесёшь на другое место, так появились смолистые ветки, факелы и лучины. Как вы думаете, что такое лучина?

О: - Это горящая щепка.

П: Давайте проверим ваш ответ и прочитаем текст слайда (слайд 4).

Учащиеся читают текст с интерактивной доски и рассматривают иллюстрации и фотографии.

П: - Предлагаю, Миллер Дмитрию изготовить лучины, для этого понадобится полено и нож. Дима, согласен?

О: - С удовольствием! (обучающийся изготавливает лучины).

П: - Как вы думаете, сколько горит лучина?

О: - Вероятно, минут 10.

П: - А мы проверим, можно сейчас их зажечь и включить секундомеры. Зажигаем лучины и включаем секундомеры! <Рисунок 1>. Свои наблюдения заносим в таблицу 1

Рисунок 1

Лабораторная работа № 1

Оборудование: лучина, светец, спички, секундомер, таблица 1.

Вставите в светец лучину, подожгите её и засеките время. Наблюдения запишите в таблицу.

Таблица 1

Сколько времени горит лучина?  
Что вы наблюдаете в ходе её горения?  

П: - Скажите, пожалуйста, удобно ли пользоваться таким освещением? Ответ обоснуйте.

О:

- Свет лучины тусклый, охватывает ограниченную территорию;

- Лучина коптит и быстро сгорает;

- Очень пожароопасно.

П: - И что же делать? Что люди могли изобрести?

О:

- Скорее всего, факелы, свечи;

- С факелами люди передвигались в тёмное время суток, освещая путь, а масляными лампами пользовались дома;

- Свечами пользовались состоятельные люди (слайд 5).

Учащиеся читают текст с интерактивной доски и рассматривают иллюстрации и фотографии.

П: - Со свечами <Рисунок 2> мы с вами хорошо знакомы, так используем их во время временных отключений электроэнергии.

Рисунок 2

Зажгите их. А приходилось ли вам изготавливать масляные лампы?

О: - Нет…

П: - Можно изготовить, это совсем недолго и просто. <Рисунок 3>. Приступим?

Рисунок 3

Лабораторная работа № 2

Оборудование: блюдце или половина кожуры апельсина, растительное масло, кусочек бинта, разрезанный пополам картофель, спички, таблица 2.

Налейте в блюдечко или в половину кожуры апельсина растительное масло; вложите туда кусочек бинта, скрученный жгутом; придавите конец жгута, лежащий в ёмкости половинкой картофеля; выступающий за пределы ёмкости жгут, поджигаем. Наблюдения заносятся в таблицу 2.

Таблица 2

Сколько времени будет гореть масляная лампа?  
Что вы наблюдаете в ходе её горения?  

П: - Скажите, пожалуйста, лучше ли пользоваться таким способом освещения? Ответ обоснуйте.

О:

- Свет масляной лампы не на много лучше света лучины и свечи, охватывает так же, ограниченную территорию;

- Изготовленная нами масляная лампа выделяет продукты горения, которые имеют не приятный запах;

- в рабочем состоянии лампа находится, пока есть фитиль и масло;

- Пожароопасна, масло может разлиться.

П: - Посмотрите на слайд 6. Где вы видели такие лампы?

О: - Такие лампы мы видели в Археологическом музее-заповеднике "Танаис" и Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.

- Масляные светильники применялась ещё с эпохи палеолита.

- Они более удобные, чем те, которые изготовили мы.

- Но также пожароопасны, так открытое пламя и такую лампу можно нечаянно перевернуть и горящее масло разольётся.

П: - Так какое следующее изобретение было сделано, как вы думаете? Как спрятать открытое пламя и обезопасить себя от возможного разлива масла?

О: - Была создана керосиновая лампа!?

П: - Правильно, молодцы. Но не только керосиновая. Кристин Байдак ознакомит нас со слайдами 7, 8 и 9.

Учащаяся читает текст с интерактивной доски, ребята рассматривают иллюстрации и фотографии о керосиновой, карбидной лампах и газовых фонарях.

П: - Пришло время сюрприза для вас. Мы будем с вами зажигать настоящие керосиновые и карбидные лампы. Свои наблюдения вы должны записать в таблицу 3 к концу занятия.

Обучающимся на парты выдаются керосиновые <Рисунок 4> и карбидные лампы <Рисунок 5>, ребята и педагог приводят их в действие, наблюдают за работой ламп.

Рисунок 4

Рисунок 5

 

Таблица 3

Сколько времени будет гореть керосиновая лампа?  
В чём её отличие от предыдущих источников света?  
Что вы наблюдаете в ходе её горения?  

П: - И наконец, 1809 году появилась первая электрическая лампочка электрическая лампочка - таков долгий путь развития искусственных источников света. Предлагаю с эволюцией газонаполненной лампой накаливания ознакомиться, читая по очереди слайды 10-16.

Обучащющиеся читают по очереди текст с интерактивной доски, рассматривают иллюстрации и фотографии об изобретателях и их роли в усовершенствовании электрической лампы.

П: - Я держу перед вами газонаполненную лампу накаливания. Кто из вас знает, как её делают?

О: - Мы не знаем.

П: - Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать, следовательно, вы будете смотреть видео ролик.

Ребята смотрят видео ролик “Лампочки накаливания 7.04.82Д” youtube.com

П: - Мы с вами сравнивали несколько источников света, как вы думаете, что вы будете сейчас делать?

О: - Нужно вкрутить лампу накаливания в настольную лампу <Рисунок 6> и сравнить с горением свечи, масляной лампой и керосиновой лампой. А наблюдения записать в таблицу 4.

Рисунок 6

П: - Правильно, молодцы, действуйте!

Чорба Виктория вкручивает лампу накаливания в настольную лампу и включает в электрическую сеть. Все ребята заполняют таблицу 4.

Таблица 4

Как долго может давать электрический свет лампа накаливания?  
В чём её отличие от предыдущих источников света?  
Какие недоработки можно в ней наблюдать?  

П: - Как вы думаете, насколько легко покрыть электрическими сетями просторы нашей страны?

О: - Должна быть многолетняя программа.

П: - Совершенно верно. И такая программа была реализована, носит она название…

О: - "План ГОЭЛРО" (слайд 17)

Педагог: - Кто может рассказать об этом? Пожалуйста, Анастасия, мы тебя слушаем.

Чорба Анастасия знакомит своих товарищей с "Планом ГОЭЛРО"

П: - В последнее время все более популярными становятся энергосберегающие лампы дневного света, так как они намного экономичнее и их свет по оттенку ближе к дневному. К ним относятся люминесцентные, энергосберегающие лампы дневного света и светодиодные. Одни из таких ламп освещают тепличное хозяйство, структурного подразделения МБУ ДО “ЦРТДиЮ”, “Флора”. Если у вас вопросы, касающиеся освещения в теплицах, вы можете задать вопросы Черкесовой Ирине Анатольевне, благодаря телемосту, организованному для вас.

О: - Здравствуйте, Ирина Анатольевна!

Черкесова И.А.: - Доброе утро, рада вас видеть!

О: - Какие лампы используются в тепличном хозяйстве “Флора”?

Черкесова И.А.: - В нашей теплице используются лампы c теплобелым излучением мощностью 36 Ватт.

О: - Сколько часов без перерыва могут работать люминесцентные лампы?

Черкесова И.А.: - В пасмурную погоду 10-12 часов. В осеннее - зимний период освещение работает с 6 утра до 21.00 часа. В летний период вообще искусственным освещением не пользуемся.

О: - Какова продолжительность их срока действия?

Черкесова И.А.: - Обычно люминесцентные лампы имеют срок действия до 5 лет, но при повышенной влажности, срок службы сокращается до 2 лет.

О: - Сдаёте ли вы вышедшие из строя лампы на утилизацию?

Черкесова И.А.: - Да, потому что, их нельзя выбрасывать из-за содержания в них ртути. Мы вызываем машину службы по утилизации ламп.

О: - Спасибо, до свидания!

Черкесова И.А.: - До свидания. Была рада пообщаться с любознательными ребятами.

П: - Как производится утилизация люминесцентных ламп, вы узнаете из видеоролика “Утилизация энергосберегающих ламп” youtube.com. Предлагаю вам его внимательно посмотреть.

Обучающиеся смотрят видеоролик.

П: - Чем опасны лампы, освещающие наш кабинет?

О: - В них содержится ртуть.

П: - Думаю, что вам давно известно о том, что они ядовиты. Почему же такие лампы так широко распространены?

О: - Такие лампы в малых количествах потребляют электрическую энергию.

П: - Насколько они экономичны?

О: - Мы не знаем….

Педагог: - Предлагаю узнать о точном расчёте энергосбережения лампами нового поколения из видеоролика “Энергосберегающая лампочка, точный расчёт” youtube.com

П: - Свои выводы занесите в таблицу 5.

Таблица 5

Как долго может давать электрический свет лампа нового поколения?  
В чём её отличие от предыдущих источников света?  
Какие опасности подстерегают, при её использовании?  

П: - А вот теперь вопрос на засыпку, зачем беречь электроэнергию?

О: - Чтобы получить определенное количество электрической энергии, нужно потратить не малое количество природных ресурсов: горючих полезных ископаемых, гидроресурсов и работа опасного атома, при этом, нанеся порой непоправимый экологический ущерб планете.

П: - Проанализируйте заполненные вами таблицы и скажите, как усовершенствовались осветительные приборы.

О:

- лампы освещают жизненное пространство каждого из нас;

- стали удобными в обращении;

- тем не менее, как и прежде необходимо соблюдать правила техники безопасности.

П: - Спасибо за внимание, до новых встреч.

Видеозапись занятия.