Интегрированный урок (алгебра + химия) "За страницами учебника. Основные химические понятия. Свойства арифметического квадратного корня" (урок посвящен 75-летию Битвы под Москвой)

Разделы: Математика, Химия


Цель:

  • создать условия для формирования познавательной активности учащихся с целью повышения качества образования в условиях модернизации образовательного процесса;
  • закрепить вычислительные умения и навыки учащихся по химии и математике.

Задачи:

  • закрепление знаний о химических понятиях и о свойствах арифметического квадратного корня;
  • развитие логического мышления; основных математических и химических понятий; расширение кругозора учащихся;
  • формирование чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли;
  • обеспечение личностно ориентированного и гуманистического характера обучения, а также корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: карточки для учащихся, интерактивный комплекс, кроссворд, листы А4, страницы альманаха.

Ход урока

Учитель химии

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы. Формулирование цели и задач урока.

Презентация.

1 слайд

“За страницами учебника. Основные химические понятия. Свойства арифметического квадратного корня”.

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Сформулируйте цель нашего урока.

III. Ход урока

Выполнение заданий (стук в дверь, в класс заходит Мудрец)

Мудрец: Здравствуйте, я Мудрейший из Наимудрейших, и просто Мудрец, прослышал о вашем уроке и хочу предложить вам создать журнал – альманах “За страницами учебника” (вешает на доску название журнала). (См. Приложение 3)

2 слайд

Сегодня наш урок посвящён битве советского народа с фашистскими захватчиками под Москвой. Каждый из вас получит Маршрутный лист (См. Приложение 1).

Пункт №1. “Исторический”

Ученик: 22 июня 1941 года в смертельной схватке столкнулись крупнейшие военные силы: СССР и Германии. Отгадайте ребус. Запишите ответ в маршрутном листе.

3 слайд Ребус “Тайфун” [1]

Операции по захвату Москвы немецкое командование присвоило кодовое название “Тайфун”. Её цель - окружить Москву с севера и юга, блокировать город с населением и впоследствии затопить.

4 слайд

20 сентября 1941 года в Москве было введено осадное положение.

На улицах строились баррикады, подвалы домов превращались в огневые точки.

30 сентября 1941 года началось наступление немецко-фашистских захватчиков на Москву. К середине октября враг вплотную подошел к столице. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.

В начале ноября в Москве состоялось историческое событие, которое сыграло большую роль для поднятия морального духа нашей армии и всего народа. [4]

5 слайд Назовите его, отгадав ребус (парад). [2] Запишите ответ в маршрутном листе.

6 слайд На всю страну известны слова политрука Василия Георгиевича Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!” В битве за подступы к Москве герои – панфиловцы в четырехчасовом бою отразили несколько танковых атак фашистов.

Сколько танков они подбили, вы узнаете, отгадав ребус. Запишите ответ в маршрутном листе.

7 слайд (18)[3]

Пункт №2. “Математический”

8 слайд Ученик Главнокомандующим армии в Великой Отечественной войне был руководитель государства И.В. Сталин.

Задание 1. Найдите значение корня. Расположив ответы в порядке возрастания, вы получите фамилию маршала, четырежды Героя Советского Союза, начальника Генштаба, заместителя Главнокомандующего. (См. Приложение 1).

1) (270) – в

3) (3,5) - у

2) (4,2) – к

4) (3,25) – ж

5) (12) – о [5]

9 слайд Ученик Г. К. Жуков разработал план отпора немецким войскам под Москвой. Основные силы и боевую технику предложил сконцентрировать на одной из подмосковных железнодорожных станций.

Задание 2. (См. Приложение 1).

Расположите числа в порядке убывания, и вы узнаете название станции.

4 0,5
о б л я н

Задание 3. (См. Приложение 1).

В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления немецкие войска потерпели ощутимое поражение. Вычислив значение выражения, вы узнаете, на сколько км были отброшены немецкие части:

1)

2)

3)10

4) 3

5) 40[5]

Почему получились разные ответы? Оказывается, немецкие части были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

Пункт №3. “Химический”

Ученик

Металл ты можешь обратить во зло,
А можешь обратить во благо.
Промчится мимо пуля – повезло,
А сталь пера напишет на бумаге.
Клинок и пуля жизни оборвут,
Перо же жизнь увековечит,
Пусть созданный металл идет на труд
И жизни никому не покалечит. [6]

Учитель

Ребята, мы продолжаем наш маршрут и мы прибыли в Пункт №3. Он называется “Химический”.

Ученик 1 Подумайте, о каком металле идет речь:

- В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2г в крови.

- По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию, алюминию.

- Первоначально его добывали из упавших на Землю метеоритов, содержащих его в чистом виде.

- Человек стал использовать орудия из него за несколько тысячелетий до н.э.

- В честь него назван “век”, который тянулся не одно столетие.

Что это за металл?

10 слайд Правильно, железо.

Ученик 2. Железо – блестящий, серебристо - белый металл. Его легко обрабатывать: резать, ковать, прокатывать, штамповать. В жизни человека железо появилось гораздо позднее, чем золото и медь. С использованием железа начался железный век в истории человечества – тот “век”, в котором мы сейчас живем.

Ученик 3. В древности железо ценилось очень дорого, у некоторых народов из него делали ювелирные украшения. Но в первую очередь железо шло на изготовление орудий труда и оружия. И в годы войны потребность в этом металле и его сплавах была очень большой.

Учитель. Как же можно получить железо?

11 слайд [7] Видеосюжет – получение железа методом алюмотермии.

Учитель. Алюмотермия – получение металлов из их оксидов порошком металлического алюминия.

2Al+Fe2O3 = 2Fe+Al2O3+Q

Задача

В каком веществе массовая доля металла больше: в оксиде алюминияAl2O3 или в оксиде железа Fe2O3? Ответ подтвердите расчетом. [8]

Дано: Fe2O3 ; Al2O3 Найти: %( Fe); % (Al)

Решение: %=100%

Mr(Fe2O3)=56*2+16*3=160

Mr (Al2O3) =27*2+16*3=102

% (Fe) = 100%=70%

%( Al) = 100%=52,9%53%

Ответ: % (Fe) = 70%; % (Al) 53%,значит массовая доля металла в оксиде железа больше, чем в оксиде алюминия.

12 слайд Ученик 4

Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный.[6]

Ученик: Этот металл называют крылатым.

И это... – алюминий. Легкий серебристо – белый металл, характеризуется высокой пластичностью, тепло- и электропроводностью. Применяется в самолетостроении.

Учитель. Алюминий применяется в авиации, в промышленности, а также используется для бытовых нужд.

Учитель

Парад металлов, как парад планет.
Нет главных и второстепенных нет.
Металлы разные по-своему важны.
И в жизни человека все нужны! [6]

13 слайд

Задание “Мини-логогрифы”

К данным словам нужно добавить несколько букв, чтобы получилось название металла:

  • Ребро – серебро
  • Лото – золото
  • Желе – железо
  • Тина – платина
  • Мини – алюминий
  • Маг – магний.

Пункт № 4. На привале

В годы войны, несмотря на трудности, бойцы находили время для отдыха. И мы, пройдя 3 важных пункта нашего маршрута, сейчас тоже отдохнем.

Задание в программе SMART Notebook.16 (слайды 14-17)

Анаграмма (См. Приложение 5)

Пункт № 5. Итоговый

А) Составление синквейна (работа в парах). (См. Приложение 2)

Б) Кроссворд. (См. Приложение 4)

IV. Итог урока. Оценки. Домашнее задание

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ЛИТЕРАТУРА

  1. http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
  2. http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
  3. http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
  4. Е.А. Воронова. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов – на - Дону, “Феникс”, 2006.
  5. Алгебра.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А. Теляковского .М., “Просвещение”. ОАО “Московские учебники”, 2010.
  6. Л.И. Попова. Мир веществ. Разработки внеклассных мероприятий. 8-11 классы. М., Чистые пруды,2010
  7. https://rutube.ru/video/475a933653abfda5ba35705bf7c862bd/
  8. Е.Е. Минченков, Л.С .Зазнобина, Т.В. Смирнова. Химия. Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы. М., “Школьная пресса”, 2005.