Язык и логика. Фразеологизмы

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели занятия Создание условий для расширения знаний у учащихся о лексическом понятии
Задачи занятия Обучающие:
  • сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Развивающие:

  • развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
  • обогащать словарный запас школьников;
  • развить наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями.

Воспитывающие:

  • воспитать любовь к родному языку и интерес к речевому самосовершенствованию.
УУД Личностные результаты:
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи;
  • проявляют познавательную инициативу;
  • планируют свою деятельность для решения задачи;
  • выполняют действия по намеченному плану;
  • выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
  • контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;
  • оценивают свои достижения, определяют трудности;
  • адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные УУД:

  • осознают познавательную задачу, решают её;
  • самостоятельно находят информацию;
  • понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму;
  • воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста;
  • осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • пользуются словарями;
  • осуществляют синтез, анализ, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Коммуникативные УУД:

  • ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • адекватно используют речевые средства;
  • участвуют в диалоге, общей беседе, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль;
  • задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • контролируют действия партнера, оказывают помощь;
  • оценивают мысли, советы, предложения других людей, учитывают их в своей деятельности;
  • строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  • применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Планируемые результаты Предметные:
  1. знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов;
  2. уметь находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.

Личностные:

  • развить чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа;
  • осознавать себя носителем этого языка.

Метапредметные:

  • пополнить словарный запас обучающихся.
Основные понятия Фразеологизм
Межпредметные связи Литературное чтение, Окружающий мир
Ресурсы

- основные

- дополнительные

технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся),

компьютер, презентация, проектор, экран, карточки, фразеологические словари

Форма занятия фронтальная, индивидуальная, групповая

 Технологическая карта занятия

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат, УУД
1. Мотивационный этап

Время:

1 минуты

Приветствует учащихся.

- Ребята, послушайте фразу Н.В. Гоголя и предположите, что мы будем делать на занятии.

Нет слова, которое так замашисто, бойко
Вырвалось бы из-под самого сердца,
Так бы кипело и животрепетало,
Как метко сказанное слово.

Вот о таких словах в устойчивых выражениях мы с вами и поговорим.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

Обучающиеся высказывают свои предполагаемые ответы

Личностные результаты:

навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

выполнять действия по намеченному плану.

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать собеседника.

2. Постановка проблемной ситуации

Время:

4 минуты

Послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского “От двух до пяти” и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка “собаку съела” на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего любимого щенка.

  Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик? Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

проявляют познавательную инициативу;

выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

Познавательные УУД:

самостоятельно находят информацию;

воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста;

осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

пользуются словарями;

строят несложные рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно используют речевые средства;

участвуют в общей беседе;

строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Может кто-то из вас знает, что обозначает это выражение? Ответы детей
Предлагаю обратиться к Учебному фразеологическому словарю [2]

Это выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: “Собаку съел, а хвостом подавился”. Поговорка употреблялась по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение “Мастер своего дела”.

В своём творчестве фразеологизмы использовали многие поэты и писатели.

По этой части он собаку съел. (А. Чехов.)

Я задаю несколько специальных вопросов. Он отвечает без запинки. Смеется. “Проверяешь? Да? Ну, на этом деле я собаку съел”. (В. Некрасов.)

Учащиеся читают статью.

Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле. [2]

А как называются подобные сочетания слов? Фразеологизмы.
Сосчитайте, сколько слогов в слове? 6 слогов
Дайте определение фразеологизмам.

На этом занятии нам предстоит ответить на вопросы:

Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?

Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?

Можно ли переставить местами слова в фразеологизмах или заменить на другие слова, и почему их называют устойчивыми словосочетаниями?

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, обороты речи.
3. Постановка цели и задач занятия

Время:

2 минуты

Давайте сформулируем цель нашего занятия: больше узнать о лексической единице - фразеологизмах.

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?

В фразеологическом словаре. Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи;

проявляют познавательную инициативу;

планируют свою деятельность для решения задачи;

выполняют действия по намеченному плану;

выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, решают её;

осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

адекватно используют речевые средства;

участвуют в, общей беседе,

оценивают мысли других детей;

строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

А теперь определим задачи, над которыми нам нужно поработать. Будем учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи;

учиться работать с фразеологическими словарями.

пополнять свой словарный запас.

Предлагаю разделиться на 3 группы, провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах, а в конце занятия оценить свою работу в наших “Маршрутных листках”.

На карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения - 5 минут.

 
4. Разминка

Время:

5 минут

1 группа обратится за помощью к математике. Вставьте числа, числительные в известные фразеологизмы. Группа получает задание в конверте и записывает вместо пропусков числа или числительные. При необходимости- пользуются фразеологическим словарём.

Приложение 1

Личностные результаты:

навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

пользуются словарями;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы “хорошей” речи;

участвовать в диалоге; применять приобретённые коммуникативные умения.

2 группа будет искать фразеологизмы в произведениях детских поэтов и писателей. Группа получает задание в конверте и подчёркивает фразеологизмы.

Приложение 2

3 группа будет определять, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота. Группа получает задание в конверте и на строке записывает название профессии.

Приложение 3

Проверка задания
6. Этап развития умений

Время:

3 минут

А сейчас каждая группа получит ещё одно задание

Укажите фразеологизмы со значением:

1 группа - “бездельничать”;

2 группа - “обманывать”;

3 группа - “быстро”.

Группы получают задание и конверт с эталоном для проверки, записывают фразеологизмы в столбец, проверяют выполненное задание.

Приложение 4

7. Работа с эталоном.

Время:

2 минуты

Ребята, я вижу, вы закончили работу.

Наступило время проверить выполненные задания. Каждая группа, откройте, пожалуйста, второй конверт и сравните выполненное задание с эталоном. При необходимости скорректируете свою работу.

Какие были затруднения при выполнении задания?

Сравнивают свою работу с эталоном, проводят коррекцию работы по необходимости. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

оценивают свои достижения, определяют трудности;

адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, решают её;

понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму;

воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию;

6. Этап обобщения

Время:

3 минут

Посмотрите внимательно на записанные вами фразеологизмы. Что вы можете о них сказать?

 

Значит, какой вывод мы можем сделать?

- Ребята, а могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

По определениям отгадайте фразеологизмы.

А какой вывод мы можем сделать?

Фразеологизмы в каждой группе обозначают одно и то же, хотя звучат и пишутся по-разному

Они являются синонимами.

 

Работа в группах. Каждой группе по одному фразеологизму.

 

 

У фразеологизма могут быть фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

Приложение 5

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

проявляют познавательную инициативу;

выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

оценивают свои достижения;

Познавательные УУД:

осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

осуществляют анализ, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Коммуникативные УУД:

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

адекватно используют речевые средства;

участвуют в общей беседе,

оценивают мысли, предложения других людей;

строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

7. Физминутка

Время:

1 минута

Проводит физминутку, просит изобразить фразеологизмы, представленные на картинках:

Шагать гуськом, работать засучив рукава, работать спустив рукава, задирать нос, клевать носом, надуть губы, рот разинуть, держать ухо востро, гнуть спину.

Инсценируют фразеологизмы. Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

понимают информацию, представленную в изобразительной форме,

8. Этап закрепления

Время:

6 минут

Сейчас нам предстоит ответить ещё на один вопрос нашего занятия. Можно ли переставить местами слова в фразеологизмах или заменить на другие слова? Почему фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями?

Исправьте ошибки:

Какой вывод можно сделать? Объясните своё мнение.

Группы выполняют задание, делают вывод.

 

Слова в фразеологизмах нельзя переставлять или заменять. Порядок слов в фразеологизмах всегда постоянным, поэтому их называют устойчивыми словосочетаниями.

Приложение 6

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи;

проявляют познавательную инициативу;

планируют свою деятельность для решения задачи;

выполняют действия по намеченному плану;

выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

оценивают свои достижения;

Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, решают её;

осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществляют синтез, строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Коммуникативные УУД:

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

адекватно используют речевые средства;

участвуют в диалоге, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению;

контролируют действия партнера, оказывают помощь;

оценивают мысли, советы, предложения других людей, учитывают их в своей деятельности;

строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

9. Творческое задание

Время: 9 минут

Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания. Предлагаю продолжить диалог, используя фразеологизмы и разыграть его. При необходимости в подборе нужного вам фразеологизма вы можете обратиться за помощью к фразеологическому словарю.

Договоритесь, кто из вашей команды будет вести диалог.

Составляют диалог с использованием фразеологизмов.

По 2 человека от каждой команды разыгрывают диалог.

Приложение 7

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

проявляют познавательную инициативу;

планируют свою деятельность для решения задачи;

выполняют действия по намеченному плану;

выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, решают её;

воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста;

осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

пользуются словарями;

Коммуникативные УУД:

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

адекватно используют речевые средства;

участвуют в диалоге, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль;

задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

контролируют действия партнера, оказывают помощь;

оценивают мысли, советы, предложения других людей, учитывают их в своей деятельности;

строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

10. Контроль

Время: 2 минут

Ответили на вопросы, которые поставили в начале занятия?   Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

оценивают свои достижения;

Познавательные УУД:

понимают информацию; передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

осуществляют анализ; делают выводы, формулируют их;

Коммуникативные УУД:

участвуют в диалоге, общей беседе;

строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

- Что такое фразеологизмы? Это устойчивые выражения.
Почему они называются устойчивыми выражениями. В фразеологизмах нельзя поменять местами или заменить слова, т.к будет потерян смысл выражения.
Какую роль играют фразеологизмы в устной и письменной речи? Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.
- Что вы сегодня зарубили на носу?

- Какие фразеологизмы вы запомнили?

У фразеологизма могут быть фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.
11. Итог и рефлексия

Время: 2 минуты

Мы сегодня не переливали воду из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу. Сегодня на занятии не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята! А теперь оцените свою работу на уроке в листе успешности

Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке  

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

оценивают свои достижения, определяют трудности;

Коммуникативные УУД:

оценивают мысли, советы, предложения других людей, учитывают их в своей деятельности;

применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Закончите предложение

Я на занятии:

работал

понял материал

скучал

отдыхал

узнал больше, чем знал

помогал другим

не понял

испытывал затруднения

Давайте создадим свой фразеологический словарь. Каждая группа в фразеологическом словаре постарается подобрать фразеологизмы на темы:

1 группа - “нос”;

2 группа - “рука”;

3 группа - “голова”

Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

Возможна замена заданий на задания из приложений 9-14

Источники

  1. Агеева И.Д. “500 крылатых фраз для детей”. Издательство: М.: Сфера, 2014.
  2. Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.
  3. Русская поэзия http://rupoem.ru/chukovskij/exali-medvedi-na.aspx
  4. Стихи для детей и взрослых http://morestihov.ru/stixi-pro-mamu/stixi-pro-mamu.html
  5. Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt
  6. http://www.materinstvo.ru/art/4422
  7. https://deti-online.com/basni/basni-krylova/kot-i-povar/
  8. Иванова К.В., Рыбаков В.А. Веселый словарь фразеологизмов. - М.:Лист, 1998.
  9. Стихи –идиомы Андрей Алексеевич Усачёв http://amibs.ru/article?id=149
  10. Борис Владимирович Заходер http://www.zahoder.ru/content/view/4019/213/
  11. https://infourok.ru/material.html?mid=166143
  12. http://festival.1september.ru/articles/578862/
  13. Фразеологический словарь русского литературного языка http://phraseology.academic.ru/
  14. Знайка http://znayka.net/frazeologizmy/
  15. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М.: Просвещение, 1975.
  16. Раннее развитие детей http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html
  17. Усачёв А.А. Крылатые слова: фразеологический словарь, Дрофа Плюс, 2013.
  18. http://skorogovorki.com/frazeologizmyi-sinonimyi-i-frazeologizmyi-antonimyi/.html
  19. Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%
    D1%81%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F_%D0%BD%D0%
    B0_%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D1%83