Методическая разработка "По следам героев былых времен"

Разделы: Школьная психологическая служба, Патриотическое воспитание


Введение

Актуальность. Начало обучения в кадетском училище – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь подростка: все подчиняется делам и заботам в кадетском корпусе. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что кадетское училище с первых же дней ставит перед воспитанниками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром. Целенаправленная, специально организованная деятельность педагога-психолога, воспитателей, классных руководителей, преподавателей, способствующая процессу адаптации.

Предлагаемая методическая разработка - одна из возможных вариантов сохранения психологического здоровья кадет на этапе первичной адаптации к училищу. Данное занятие является одним из развивающих занятий, проводимых с целью создания условий для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения.

В основе содержания группового занятия с элементами тренинга “По следам героев былых времен” лежит решение проблем, связанных с актуальными проблемами вновь сформировавшегося коллектива: построение конструктивных отношений, умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого человека, возможно, отличную от твоей, умение сдерживать свои амбиции и агрессивные тенденции и конструктивно решать поставленные задачи. Таким образом, идет формирование и коммуникативной компетентности кадет, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Исходя из этого, основная цель занятия – повышения сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Из этого вытекают следующие задачи:

Развивающие:

  • Формировать и развивать навыки группового взаимодействия, сотрудничества.
  • Формировать навыки конструктивного общения, согласованности своих действий с действиями группы и совместный поиск решения поставленных задач.
  • Развивать эмпатию между участниками занятия.
  • Развивать телесную чувствительность, чувственно-двигательную координацию.
  • Активизировать творческое мышление при решении поставленных задач.

Воспитательные:

  • Повышать уровень взаимного доверия.
  • Формировать умение находить в своем товарище достоинства, закрепление положительного отношения друг к другу.
  • Формировать ответственность друг перед другом и собой, ощущение ценности коллектива.

Образовательные:

  • Развивать активную речь, умение высказывать свои чувства и мысли.
  • Развивать внимательность друг к другу и ситуации в целом.

Форма занятия: практикум.

Тип занятия: личностно-ориентированный.

Методы работы:

  • взаимодействие психолога и кадет (инструктивный диалог, беседа);
  • воспитание личности в коллективе;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • личностно-ориентированный подход;
  • элемент проектирования;
  • опора на знание и опыт кадет.

Формы работы:

  • упражнение;
  • беседа;
  • практикум;
  • дидактический материал;
  • “мозговой штурм”.

Виды деятельности:

  • групповая; индивидуальная; коллективная;
  • практическая; теоретическая;

Основная часть

Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы.

Разминка – упражнение “Собираемся в дорогу”, являлось средством воздействия на эмоциональное состояние участников занятия, уровень их активности, помогало настроить на продуктивную групповую деятельность.

Основное содержание занятия, куда входят три упражнения “Скала”, “Растяжка”, “Преграда”, представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение поставленных задач. Упражнения построены в порядке усложнения, от простого к сложному, каждое из упражнений многофункционально и позволяет решать несколько задач. Соблюдено рекомендованное психологами количество упражнений основной части - не более трех.

Заключительный этап занятия - Рефлексия – позволяет дать оценку занятию на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось), смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало).

Использование групповой формы работы способствует формированию и закреплению эффективных форм межличностного взаимодействия и служит основой для развития навыка более эффективного и гармоничного общения.

Мотивация участников занятия проходит посредством применения музыки военных лет, вербального стимулирования о прохождении испытаний, а так же использования элементов погружения в эпоху (например, использование пилоток, музыкального сопровождения).

В конце занятия, с целью повышения эффективности проведенного занятия в качестве “Якоря памяти”, рекомендуется произвести так называемую, “раздачу слонов”, например, раздать участникам Георгиевские ленты.

Применение методов, направленных на развитие социальной перцепции (невербальные техники) способствует формированию и развитию умения воспринимать, понимать и оценивать самих себя, других кадет, свою группу. Кадеты с помощью активизирующего упражнения в начале занятия и рефлексии в конце занятия могут получить вербальную информацию о том, как их воспринимают товарищи по группе и насколько точно их собственное восприятие. Упражнения, составляющие основу занятия, позволяют получить такую же информацию невербально, что может проявляться в очередности, силе прикосновений. Именно упражнения с применением элементов телесно-ориентированной терапии позволяют участникам на невербальном уровне лучше почувствовать себя и своего товарища по группе. Таким образом, приобретается опыт рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Применение элементов методов поведенческой терапии дает возможность постепенной тренировки целевого поведения, релаксационного метода - возможность снизить эмоциональное и мышечное напряжения, возникшее при выполнении предыдущих упражнений.

Одним из основных элементов на занятии выступает музыка. Использование методики музыкотерапии, усиливает воздействие на подсознание, помогает погрузиться в эпоху и повысить эффективность занятия.

Ход занятия

Ребята, каким знаменательным событием был отмечен 2015 год?

Правильно: 70 лет победы в ВОВ. Ваши дедушки-прадедушки были участниками ВОВ?

Почти каждая семья испытала трагедию того времени. Очень много добровольцев ушли на фронт из нашей родной Тувы.

Наше занятие называется “По следам героев былых времен”?

Как вы думаете, почему именно такое название? О чем оно говорит?

Да, мы сегодня с вами тоже будем проходить испытания, они уменьшены по масштабу с теми, что проходили люди на фронте, но, возможно, и вы испытаете чувства, которые помогли в достижении победы.

Упражнение “Собираемся в путь”

Итак, вы сейчас не просто кадеты 7 класса, вы-отряд разведчиков, которым предстоит пройти определенный путь, разведать ситуацию и получить необходимую информацию. (одеваем пилотки)

Отправляясь в путь, давайте подумаем и скажем какие качества или способности, которые бы помогли в столь трудной дороге, вы можете взять с собой от своего товарища, находящегося справа и слева? Например, от Саши я возьму умение тихо передвигаться.

Перед вами возникает первое препятствие – Скала. Скалу мы образуем из вас. Но скала у нас не гладкая, на ней есть выступы, препятствующие вашему прохождению.

Упражнение “Скала”

Описание упражнения. Кадеты встают в плотную шеренгу, создавая “скалу”, на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой “скалы”, не упав в “пропасть”, т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников-кадет.

Упражнение проводится в форме цепочки – кадеты с одного конца “скалы” поочередно пробираются к другому, где вновь “встраиваются” в нее.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки телесного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Обсуждение.

  • Какие чувства возникли у водящих и у составляющих “скалу” при выполнении данного упражнения?
  • Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Но нам надо двигаться дальше. Вы подходите к растяжке, которую необходимо преодолеть, проходя в связке: не задевая ее и не разжимая рук. Один из вас задевает растяжку – взрываются все. Вам необходимо время, для того, чтобы отработать стратегию?

Упражнение “Растяжка”

Описание упражнения. За ножки четырех столов натягивается леска в виде неплотной паутины. В связке кадетам необходимо пройти через “растяжку” не зацепив ее, не разомкнув рук. Ошибка – команда начинает упражнение сначала. Дается минута на отработку стратегии.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки координации совместных действий, умение внимательно слушать товарища, действовать по инструкции, стимулируется развитие взаимных действий.

Обсуждение.

  • Какие эмоции возникали в процессе работы, с чем они связаны?
  • Что позволило справиться с ситуациями? Что вело к краху?
  • Привести примеры из жизни, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение “Преграда”

Описание упражнения. Перед кадетами натянута веревка (“стена”) на высоте 0,8-1 м. от пола, через которую “проходит” электрический ток. Задача кадет – переправиться так аккуратно и тихо, чтобы их не заметила “вражеская” сторона. “Шумно” переправиться может только первый кадет. Если кто-то дотрагивается до веревки-стены, то возвращается обратно.

Психологический смысл упражнения. Развиваются способности выдвигать и отстаивать свои идеи, нести ответственность за ближнего, координировать свои действия. Активизируется творческое решение поставленных задач. Обеспечивается эмоциональная вовлеченность кадет.

Обсуждение.

  • Как распределилась работа между кадетами?
  • Кому принадлежат основные успешные идеи?
  • С чем связан выбор очередности при переправе?
  • Какие качества потребовались, чтобы воплотить эти идеи?

Релаксация. Выполнение дыхательной гимнастики

Вам удалось пойти весь путь, он был довольно сложный. Поэтому сейчас у нас с вами привал. На котором мы немного отдохнем. Сделаем с вами глубокий вдох через нос, задержим дыхание и далее долгий выдох ртом. – 3 раза.

Упражнение “План-схема”

Описание упражнения. По результатам пройденных испытаний, кадеты с помощью интерактивной доски, чертят карту пройденного пути.

Психологический смысл упражнения. Тренируется память. Переключается внимание на ситуацию “здесь и сейчас”. Обеспечивается эмоциональная вовлеченность.

При обсуждении возможно проанализировать насколько удачно нарисована план-схема, насколько понятна схема для прочтения.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас? Ваши чувства как-то изменились с начала занятия?
  • Чему вы сегодня научились?
  • Что вы сегодня узнали нового о себе и своих товарищах?
  • В каких жизненных ситуациях могут вам помочь приобретенные сегодня навыки?
  • Что запомнилось больше всего? Что показалось самым важным?

Заключение.

Содержание личностно-ориентированного урока используется для обогащения субъективного опыта подростка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением своего образа. К сожалению, педагог-психолог не всегда может найти в учебниках и пособиях материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу-психологу приходится вносить коррективы в содержание материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности. Избежать стандартности при обучении и воспитании возможно, рассчитывая на эмоциональные реакции, переживая, чувства воспитанников. Используя личностно-ориентированный подход, важно учитывать следующие аспекты:

1. Организационно-деятельностный аспект.

Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) через обучение кадет рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности.

Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) обеспечивается посредством использования элементов тренинга, анализа ситуаций, преобладании на занятии заданий продуктивного (творческого) характера, постановки и организации разрешения проблемных ситуаций (где необходимо самим найти решения поставленных задач, причем не совсем стандартных, например, как преодолеть высокую стену одному кадету не задев ее; придумать и нарисовать читаемую план-схему).

Реализация индивидуального подхода создается за счет ситуаций, позволяющих подросткам проявлять свои способности, возможности (то есть индивидуальность), обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)- так, например, каждый подросток может выбирать, как пройти отвесную скалу, каждый участник имеет право и возможность предложить свой метод перехода через стену или поучаствовать непосредственно или опосредовано (выдвигая предложения) в написании плана-схемы.

2. Создание условий для развития субъектной позиции подростков.

Актуализация и обогащение субъектного опыта участников занятия реализовывается за счет стимулирования кадет к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания, организации познания через переживание, актуализацию чувственного опыта, обращение к ранее накопленным знаниям и умениям кадет.

Создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач, выявления мнения кадет о занятии, о характере взаимодействия на занятии (рефлексия) способствует развитию активности кадет.

За счет побуждения подростков к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности, создания ситуаций самостоятельного выбора действий создаются условия для развития готовности кадет к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты).

3. Проявление личностно ориентированной позиции педагога-психолога.

Проявление ценностного отношения к личности кадет проявляется в “считывании” педагогом-психологом эмоционального состояния отдельных кадет и реагирование на него, акцентировании педагогом-психологом важности мнения и участия каждого в занятии, акцентировании внимания на позитивных личностных качествах кадет, их поощрении.

4. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками занятия.

Организация равноправного партнерского общения в ходе занятия обеспечивается посредством организации сотрудничества кадет между собой (например, прохождение скалы или переход через стену невозможен без дружного участия всех кадет группы), обращения педагога-психолога к кадетам по имени, свободного и открытого выражения кадетами своего мнения без опасения критики, стремлением педагога-психолога получения от кадет “обратной связи”.

Создавая условия для актуализации личностно-ориентированного процесса на занятии, педагог-психолог даёт возможность воспитанникам развить особые качества личности, необходимые для успешной адаптации в новых условиях, помогающие становлению компетентной личности, способной самореализоваться в будущей самостоятельной жизни.

Список использованных источников

  1. Битянова, М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2011.
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года
  3. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы /О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. (Серия “Справочники”)
  4. Кэдъюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии /Х. Кэдъюсон, Ч.Шефер. - СПб.: Питер, 2012.
  5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  6. Матвеева, Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий: метод. пособие. – СПб.: Речь, 2013.
  7. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2013.
  8. Фопель, К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2013.
  9. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5–9-е классы). – М.: Генезис, 2011.