Технологическая карта интегрированного урока химии и биологии по теме «Кальций»

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


На этом уроке заложены возможности предусмотренного ФГОС формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

  • На первом этапе урока у учащихся формируются учебно-организационные умения и навыки (определение индивидуальных и коллективных задач, владение различными способами самоконтроля).
  • На втором и третьем этапах урока формируются учебно-информационные, учебно-логические умения и навыки (работа с учебниками, составление на основе текста схемы, подготовка доклада,  установление причинно-следственных связей, оперирование к понятиям сущности).
    На последнем этапе (рефлексия) формируются учебно-коммуникативные знания и умения (выслушивание мнения других, оценка разных точек зрения). В результате у учащихся формируется адекватная самооценка как условие благополучности
    личности.

Цель и задачи урока для ученика

Цель и задачи урока для учителя

Формируемые на уроке универсальные учебные действия

Цель:
1.  Ознакомиться со строением и общими свойствами кальция, исходя из положения в ПСХЭ и строения атомов.
2. Ознакомиться с путями проникновения ионов
Ионов кальция в организм человека и местами накопления, влиянием на здоровье человека.
3. Привитие навыка самостоятельной работы, учить чётко и грамотно выражать свои мысли.

Цель: сформировать представление о строении атома кальция, его химических свойствах, значении ионов кальция для жизнедеятельности живых организмов.

Познавательные:
Даёт определение основным понятиям

Регулятивные:

Коммуникативные:
 Умение строить понятное, монологическое высказывание.

Задачи на понимание:
характеризует особенности строения атома и химических свойств кальция

Объяснить особенности строения атома и химических свойств кальция

Устанавливает причинно-следственные связи.

 

 

Задачи на применение:
приводит примеры,  где и в каких органах содержится кальций, и его значении для организма

Привести примеры,  где и в каких органах содержится кальций, и его значении для организма

 

 

Обменивается мнениями в паре.

- на анализ:
сравнивает строение атома и химические свойства кальция с другими металлами

- развивающие:
формировать у учащихся особенности в строение атома и химические свойства кальция с другими металлами

Осуществляет поиск информации с использованием различных ресурсов.                            

Выполняет задачи в соответствии с поставленной целью, отвечает на вопросы.

Использует информационные ресурсы для поиска информации.

- на синтез:
делает выводы о значении кальция

Формирует умение делать выводы.

Устанавливает причинно-следственные связи.

 

 

- на оценку:
оценивает значение ионов кальция для жизнедеятельности  организмов.       

Формирует у детей умение оценивать значение для жизнедеятельности  организмов.

 

Умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность.

 

 

- воспитательные:
формирование научного мировоззрения.

 

 

 

Тип урока: комбинированный (на основе интеграции химии и биологии, с использованием элементов
технологии развития критического мышления).

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.

Вид урока: рассказ с элементами самостоятельной работы.

Компонент содержания образования:  научно обоснованная система знаний, - умений и навыков.


План урока

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный момент.

2 мин.

 

 

Актуализация имеющихся знаний.

8 мин.

Беседа.

Использование речевых средств общения.

Первичное усвоение, осмысление и применение знаний.

18 мин.

Рассказ.

Презентация, учебник, видеоматериалы, таблицы с рисунками.

Первичное закрепление с проговариванием.

6 мин.

Беседа, опрос.

Использование речевых средств общения, презентация, учебник.

Подведение итогов, выводы по уроку.

5 мин.

 

Использование речевых средств общения.

Рефлексия.

4 мин.

Беседа.

Использование речевых средств общения, письменная проверка знаний.

Деятельность учителя и учащихся.

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые на этапе урока УУД

Организационный момент

 

Приветствует учащихся.
Отмечает отсутствующих.

Взаимодействие с учителем.

 

Актуализация имеющихся знаний

Выявить уровень усвоения учащимися строения атома и химических свойств металлов.

Беседа по вопросам:
1. Какое положение занимают металлы в ПСХЭ
2. Каковы особенности строения атома металлов.
3. Где в ПСХЭ находятся самые активные металлы.
4. Как меняется активность металлов в периоде и в главной подгруппе.
5. Какие общие химические свойства характерны для металлов.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Сотрудничество с собеседниками. Умение характеризовать, объяснять.

Изучение нового

 

Изучить новый материал.

Тема урока  - «Кальций»
Цель:
1. Ознакомиться со строением атома и общими свойствами кальция, исходя из положения в ПСХЭ.
2. Ознакомиться с путями проникновения ионов
кальция в организм человека и местами накопления, влиянием на здоровье человека.
3. Привитие навыка самостоятельной работы, учить чётко и грамотно выражать свои мысли.
Запись на доске: тема урока «Кальций»

I этап - Вызов (что знает ученик о кальции).
Обсуждение и самостоятельная работа с учебником.

II этап - Первичное усвоение, осмысление и применение знаний.
1. Происхождение названия (слайд 5)
2. Открытие кальция (слайд 6)
3. Положение кальция в ПСХЭ (слайд 7)
4. Строение атома кальция (слайд 8-9)
6. Физические свойства кальция (слайд 10)
7. Химические свойства кальция (слайд 11-15)
8. Кальций в живых организмах (слайд 17)
(что знает ученик из данной схемы).
Обсуждение и самостоятельная работа с учебником. Сколько кальция содержится в нашем организме?
9. В каких тканях или структурах тела содержится кальций (слайд 19-21).

   
 

10. Значение кальция для жизнедеятельности организмов:

  • Важный фактор свертывания крови
  • Без кальция невозможно сокращение мышц
  • Участвует в регуляции работы нервной системы
  • Усиливает фагоцитоз
  • Участвует в формировании клеточного скелета.
  • Участвует в формировании долговременной памяти
  • Участвует в процессе биолюминесценции
  • Играет важную роль в жизни сперматозоида
  • Митохондрии – депо кальция
  • Суточная потребность кальция для организма человека
  • Продукты содержащие кальций
 Запись в тетради  
  (Слайды 22-32)
Метаболизм кальция находится под влиянием
околощитовидных желез, кальцитонина (гормон
щитовидной железы), кальциферолов (витамин D).
Избыток кальция в организме может приводить
к дефициту цинка и фосфора, в то же время кальций препятствует накоплению токсичного свинца.
Нехватка кальция приводит к таким костным заболеваниям, как, например, остеопороз, которым страдают многие женщины после 40 лет.

Теперь давайте повторим то, что мы только что узнали.

Работа по парам.

(Дискуссия)

 

 

(Фронтальный опрос)

Учитель:
Охарактеризовать тему и назвать:
1. Одно существительное.
2. Два предложения.
3. Три глагола.
4. Фраза, характеризующая тему.
5. Итог (вывод одним или двумя словами).

Учитель:
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего?
Ищите свой ответ.
Вопросы:
1. Что на уроке больше всего запомнилось?
2. Чем ты был сегодня удивлён?
3. Я хотел бы...

Кальций обладает высокой биологической активностью, выполняет в организме многообразные
функции, среди которых:
1. Формирование костной ткани, минерализация
зубов.
2. Регуляция внутриклеточных процессов.
3. Регуляция процессов нервной проводимости
и мышечных сокращений.
4. Участие в процессах свертывания крови.
5. Регуляция проницаемости клеточных мембран.
6. Поддержание стабильной сердечной деятельности.

 

Первичное закрепление с проговариванием

 Усвоение учащимися.

Сверяем записи, просмотр слайда. 

 

 

Подведение итогов, выводы по уроку

 Выявить, что ученики узнали на уроке.

Подводим итоги работы на уроке.

 

 

Рефлексия

Выявить уровень усвоения нового материала на уроке.

 

 

 

Домашнее задание

 

Без домашнего задания

 

 

Вывод по уроку

Приложение № 1

Больше всего кальция содержится

Продукт

Содержание кальция в 100г. продукта

Продукт

Содержание кальция в 100г. продукта

Твердый сыр

600-800

Кунжут

975

Сардины

420

Капуста

210

Творог жирный

150

Фундук

170

Йогурт

110

Финики

144

Молоко

49

Петрушка

137

 

 

Лук зеленый, черный хлеб

100

 

 

Геркулес

52