Урок литературы на тему "Соня Мармеладова – нравственный идеал Ф.М.Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (40 МБ)


Класс: 10

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: урок-исследование.

Ключевые слова – идеал, идеология, идея, нравственность

Цель урока: раскрыть образ Сони Мармеладовой как нравственный идеал Ф.М.Достоевского в свете библейских истин.

Проблема нравственности. Актуальность - в сохранении духовности

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.
  • Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование духовного мировоззрения, уважительного отношения к мировоззрению, вере другого человека и литературного персонажа; освоение норм поведения в социуме; формирование нравственного поведения; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словарь, учебник “Литература”).
  • Метапредметные: умение ставить цели и находить пути их решения; умение понимать проблему, толковать понятия, делать обобщения, сравнивать, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; умение работать индивидуально и в паре, организовывать сотрудничество с учителем и одноклассниками; владеть нормами устной и письменной речи.
  • Предметные: понимание проблемы романа; умение анализировать произведение: определять тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев, сравнивать; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к произведению; умение пересказывать, анализировать эпизоды; понимание роли языка в создании художественного образа; формирование эстетического вкуса.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

  • Познавательные УУД: умение включаться в исследовательскую и проектную деятельность; выделять тему, проблему, задачи урока, искать необходимую информацию в тексте; составлять характеристику героя, давать ему оценку.
  • Коммуникативные УУД: умение вести диалог в соответствии с нормами общения; слушать и слышать друг друга; формулировать свою точку зрения на события и поступки героев; формировать монологическую речь; составлять план; читать выразительно вслух, понимать прочитанное, пересказывать фрагменты.
  • Личностные УУД: развитие личностных особенностей в соответствии с правилами и нормами морали: доброты, любви, сострадания; развитие самоконтроля.
  • Регулятивные УУД: формирование способности к целеполаганию; развитие регуляции учебной деятельности и саморегуляции (планирование цели и нахождение путей их достижения); формирование ситуации рефлексии - самокоррекции.

Ресурсы: мультимедийная презентация; иллюстрированный журнал “Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского”. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Вступит. ст. Н.И.Якушина; Оформл. Г.Ордынского. – М.: Дет. лит., 1993. – 58 с.: фотоил. – (Выставка в школе); тексты романа “Преступление и наказание”; портрет Достоевского; доска; тетради; музыка Шуберта “Аве Мария”; притча С.Копыловой “Морские звезды”; фрагменты из кинофильма режиссера Л.Кулиджанова по роману “Преступление и наказание” (1969г.); музыка к образу Сони Мармеладовой; Литература. 10 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2ч. Ч.2 / [В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина, Л.А.Капитанова и др.]; под ред.В.И.Коровина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 384с.: ил. – ISBN 978-5-09-020033-2; Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2ч. Ч.2 / Ю.В.Лебедев – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 368с.: ил. – ISBN 978-5-09-034509-5

Ход урока

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята! Я (Демонстрация презентации. Слайд 1) ждала вас и очень рада всех видеть. Садитесь. (Создание атмосферы эмоционального комфорта - радости общения) Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. По ходу урока делайте необходимые записи, интересные для вас мысли.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой “Морские звезды” и подумайте, о чем она. (Слушание притчи, потом – беседа. Слайд 5) Действительно, о смысле жизни (“зачем жить”?), ее моральных принципах, о сострадании. Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в “Преступлении и наказании”. (Демонстрация презентации. Слайд 2) Сегодня мы продолжаем работу над этим романом. Вступая в мир гениального произведения, предлагаю отдать ему максимум своего духовного напряжения.

- Сначала попробуйте определить жанровую особенность романа. (Беседа. Примерные ответы: психологический, религиозный) Да, роман неоднозначен. (Слайд 6) Ф.М.Достоевский считал его психологическим, романом-исповедью. М.М.Бахтин – полифоническим. Другие исследователи видели в нем: социально-бытовой роман, философский роман-рассуждение, роман-трагедию, просто философский роман, нравственно-психологический, исторический, полемический, фантастический, социальный, детективный, политический, приключенческий, сатирический, семейный, автобиографический, биографический, христианский роман. А Н.Н.Страхов отнес роман к идеологическому. Последняя версия видится более вероятной: Достоевский исследует родовую черту русских людей, отмеченную критиком, - “чрезвычайную серьезность, как бы религиозность, с которою они предаются своим идеям”.

- Что такое идеология? Обратимся к толковому словарю (или в сеть Интернета) (Читаем определение по “Толковому словарю русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах. (Н.Ф.Карякин)

Об этом читаем и в Евангелие от Марка. Глава 7: “И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека”. Это все пороки человека, на их основе построены и заповеди Христа.

– Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? (Беседа. Примерные ответы. Учат нравственным ценностям.) Этому учит и роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Писатель стремился создать царство добра, любви, милосердия. А путь к нему видел в нравственном совершенствовании каждого человека.

Без Христа человек стоит за чертой морали. (Ф.М.Достоевский)

Вывод 1. Следовательно, “идея романа, по замечанию самого писателя, - православное воззрение”. Бросая идеи в души героев, Достоевский испытывал их человечностью.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(Слайд 7. Начинаем составлять кластер. Приложение 1) Главный герой Родион Раскольников – идеолог - порабощен идеей-страстью, которая перерастает в теорию. (Слайд 8)

- В чем ее суть? (Беседа. Примерные ответы. Допускает “кровь по совести”.) Это, безусловно, антихристианская идея “сверхчеловека”. Раскольников нарушил все нормы морали, загубил не одну жизнь. Идя на убийство ради призрачной идеи, он совершает страшное преступление, идеологическое по своей сути.

- Кто стал жертвой его безумной, безбожной теории о “праве сильной личности”? (Беседа.) В действительности Раскольников поднял топор не только на них, но и на “самого Христа Жизнодавца, на принцип всего святого и духовно-живого, не скупо положенного в душе самого Раскольникова”, по меткому замечанию одного Богослова. Раскольников разделил всех людей “на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”.

- А к какому разряду принадлежит он сам? Свои слова подтвердите текстом. (Беседа, работа с текстом.. Примерные ответы. “Вошь или человек, тварь дрожащая или право имею?”. Считает себя Наполеоном) На самом деле, Раскольников не просто преступник, он преступник-мыслитель, убийца-философ. Он не только людей разделил на “тварей” и “право имеющих”, но и свою жизнь расколол на 2 части. (Отсюда символична и его фамилия)

- Назовите их. (Беседа.) Но жизнь оказывается сложнее и мудрее идеологически одержимых людей. Рано или поздно она восторжествует над ними.

- Какого наказания заслуживает Раскольников? (Беседа. Примерные ответы. Конечно, правового)

Теория Раскольникова, бредовая идея топора, в конечном итоге разрушилась. Сам герой испытывает мучения. Преступление-то он совершил, а вот скрыть его следы не смог. “Солгал-то бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать”, - скажет ему следователь Порфирий Петрович. По юридическому закону Раскольников получил срок – 8 лет каторги. Но нет срока по закону совести, что испытывал Раскольников. В конце романа звучит идея воскресения “падшего человека”.

Вывод 2. Итак, в романе “Преступление и наказание” главная идея – религиозная, или христианская.

Название романа также символично – “ПреступлениЕ и наказаниЕ”.

- Действительно в романе рассказывается об одном преступлении? (Беседа. Примерный ответ. Достоевский создал целую серию “двойников” Раскольникова) Сквозь “преступление” Раскольникова просматривается в романе “преступное состояние мира”.

- Назовите “двойников” Раскольникова. Какие преступления они совершили, и какие получили наказания? (Беседа. Слайд 9) Действительно, Петр Петрович Лужин живет по принципу “возлюби прежде всего самого себя”. Этот принцип позволяет ему, не задумываясь, унизить, погубить человека, растоптать чужую жизнь. Аркадий Свидригайлов же — натура гораздо более сложная. Это не полный эгоист, как Лужин, не просто злодей и преступник. Они (он и Раскольников) “одного поля ягоды”. Он погибает.

Вывод 3. Видя в них своих “двойников” (хотя он ни за что не признается даже себе в этом), Раскольников испытывает к ним глубочайшее отвращение и примкнуть к ним не может, не может принять мир людей, живущих по его “теории”. В этом - сила Раскольникова, его превосходства над “сильными мира сего”. В этом — и надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

- Кого еще следует отнести к союзникам Раскольникова по преступлению? Для этого угадайте по описанию, о ком идет речь. (Тест) “Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней”. 1) Дуня Раскольникова, 2) Соня Мармеладова, 3) Девушка на мосту (Слайд 10)

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

- Что обозначает это имя? (Беседа. Примерные ответы. Соня – одно из любимейших имен Достоевского. Оно имеет библейское происхождение. Софья – мать трех дочерей (Веры, Надежды и Любови), пострадавших за веру в Христа. Софья олицетворяет не только мученицу, но и мудрость) Действительно, Соня – это символ разумности, мудрости (ее мудрость – в смирении и терпении), божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. В православии это - женский лик Премудрости Божьей. (А фамилия Мармеладова носит, безусловно, иронический характер.) Именно Соня аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Соня Мармеладова является также антиподом Раскольникова.

- Какое преступление совершила она? (Беседа.) Линии жизни Раскольникова и Сони пересеклись тогда, когда преступления ими уже были совершены, когда надо было решать, как жить дальше. Порфирий Петрович советовал Раскольникову: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, т.е. не только светить, но и греть...”. Но не Раскольников, а Соня становится тем солнцем и тем теплым светом.

Вывод 4. Итак, в романе отмечены “две великие идеи – идея бунта и смирения” (об этом читаем в записной книжке Ф.М.Достоевского), Раскольников выбрал бунт, смирение – Соня. В отличие от идейного убийцы, Соня – “дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала”. У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания.

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Ф.М.Достоевский затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности. Итак, ключевые понятия мы выделили (идеал, идея, идеология, нравственность).

- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Беседа) Молодцы. Запишите ее в тетради: “Соня Мармеладова – нравственный идеал Ф.М.Достоевского”. (Слайд 11)

- Какие цели и задачи надо выполнить? (Проговаривают. Примерные ответы. “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова”. Слайд 8) Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”? (Записать эпиграф) Актуальность выбранной темы очевидна: она обусловлена современными условиями жизни, когда обращение к духовности стало приоритетным в российском образовании, а в области литературы в особенности. (Создание ситуации интереса)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Для раскрытия темы урока, реализации цели и задач проведем предварительное расследование (Создание ситуации новизны, интереса) Для этого проведем опрос свидетелей, познакомимся с мнением критиков, автора, выслушаем самих героев, исследуем видеоматериал. Чтобы выяснить все обстоятельства по делу Сони Мармеладовой, составим план работы. (Обучающиеся предлагают варианты плана. Слайд 12)

VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Духовная эволюция Достоевского. (Сообщение ученика. Слайд 13.1. Приложение 2)

2. Образ Сони Мармеладовой. (Слайд 13.2)

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. (Ф. М. Достоевский)

И эту идею страдания, сострадания, идею Христа воплощает Сонечка Мармеладова, “вечная Сонечка” как символ нравственности.

1) Первое знакомство с Соней. (Слайд 14)

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

- О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ.) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

- Составьте синквей к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею. (Составление синквейна. Слайд 14. Приложение 3) Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие).

(Проблемный вопрос. Записываем в тетрадь. В процессе его обсуждения используем стратегию “Фишбон”. Слайд 15. Приложение 10) - А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?” (Д.И.Писарев) И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности? (Беседа. Примерный ответ. Соня — своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия.) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини. Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блудницы. Она напоминает историю Марии Магдалины. (Звучит музыка Шуберта “Аве Мария”. Слайд 14) В евангельской притче Христос спас блудницу от людей, собравшихся закидать ее камнями. И библейская блудница оставила свое ремесло, стала святой. Как видим, Мария Магдалина имела свободу выбора. Соня же у Достоевского такой свободы лишена. Тем не менее, эту героиню нельзя назвать пассивной. Соня — натура деятельная, активная. Профессия по “желтому билету”, безусловно, позорна, отвратительна, но цели, ради которых она выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотверженны и святы. Соня являет собой эталон, идеал нравственности. И здесь у Достоевского по-новому звучит мотив воскресения. Всю свою прошлую жизнь героиня считает мертвым сном. И лишь беда, несчастья семьи заставляют ее пробудиться. Она воскресает для новой жизни. “Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня”. В окончательном варианте романа этих слов нет, они были лишь в черновиках романа. Однако мотив воскресения реализуется и в образе Сони.

Вывод 5. Вместе с тем, образ Сони Мармеладовой развивает в романе библейский мотив всепрощения, христианской любви.

2) Сравнительная характеристика Раскольникова и Сони.

На протяжении всего романа Соня и Раскольников встречаются около 10 раз. Но среди этих встреч три эпизода являются главными. Прежде чем поговорить о них, о целях этих визитов, надо выяснить, что связывает Соню и Раскольникова? почему пересеклись их пути? Для этого составим сравнительную таблицу. (Составление сравнительной таблицы с опорой на слова для справок. Слайд 16-17. Приложение 4) Одной из художественных деталей Достоевского является символика цвета, используемая в иконописи.

- Давайте составим коллаж к образам Раскольникова и Сони. Какие краски использует автор в описании героев? (Работа с текстом. Составление коллажа. Слайд 18-19. Приложение 5)

Вывод 6. Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

3) Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

Первая встреча - это первый шаг к сближению. (Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание” (1969 г.) по роману Ф.М.Достоевского с одноименным названием. Потом – обсуждение. Слайд 20. Фронтальная беседа)

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? (Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? (Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. (Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников? (Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них? (Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.) Критик Д.И.Писарев поддерживает позицию Сони. В частности, он писал, что “Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросясь в Неву, она не могла бы выложить их на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка”. Действительно, смирение не предполагает самоубийство.

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги? (Беседа. Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила? (Беседа. Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

Вывод 7. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет активный характер. И в христианской вере героини на первом месте стоит не обрядовая сторона (в действительности, писал К.Леонтьев, “... эта молодая девушка молебнов не служит, духовников и монахов для совета не ищет, к чудотворным иконам и мощам не прикладывается”), а практическая – забота о ближних.

Одной из не менее существенных деталей является и то, где Соня снимает комнату - в квартире портного Капернаумова. (Слайд 21)

- Что вам об этом известно? (Индивидуальное сообщение. Приложение 6) Вот как об этом читаем в писании: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши это, Фарисей сказал ученикам его: “Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?” Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

- Как связать библейскую притчу с Соней? (Беседа. Примерный ответ. В комнате Сони бывают грешники и убогие, жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников.)

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом. (Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? (Беседа.)

Вывод 8. После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

В фильме эпизод о Воскрешении Лазаря опущен. Однако он играет очень важную роль в идейном замысле писателя. (Слайд 22)

- Послушайте этот отрывок. (Чтение эпизода “Воскрешение Лазаря”, потом – его анализ по плану.)

- Почему Раскольников выбирает именно этот эпизод? (Беседа. Примерный ответ. Он, подобно Лазарю, провел 4 дня после убийства старухи, как в гробу. Но и так же, как это произошло с Лазарем, надеется на воскрешение из мертвых. Обратить внимание на символику числа 4) И в этом ему поможет Соня.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию. (Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание” (1969 г.) по роману Ф.М.Достоевского с одноименным названием. Потом – обсуждение. Слайд 23. Фронтальная беседа)

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? (Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней? (Примерный ответ. Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Почему перед исповедью Раскольников ставит дилемму: чью жизнь выбирает Соня – Лужина или мачехи с ее детьми? (Примерный ответ. Если бы Соня выбрала чью-либо жизнь, Раскольников смог бы оправдать свое убийство. Но этого не произошло: Соня не допустит кровь.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. (Чтение цитат. Примерный ответ. Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда ... вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею...”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”.)

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. (Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы, что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину) Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом. (Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? (Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”. И здесь наблюдается скрытая связь с лермонтовским “Демоном”:

Он хочет в страхе удалиться... // Его крыло не шевелится!
И, чудо! из померкших глаз // Слеза тяжелая катится...

– О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? (Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце)

Вывод 9. Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)

Третья встреча - это поддержка двух близких людей. (Инсценирование эпизода. Слайд 24)

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют. (Приложение 7. Фронтальная беседа)

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне? (Примерный ответ. Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

- Как ведет себя Соня? (Примерный ответ. Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе в Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

- Почему? (Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда?.. Я один”, - закричал Раскольников)

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ. (Примерный ответ. Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Вывод 10. Соня помогла “сгореть” индивидуалистической философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.

Вывод 11. Итак, в рамках урока нами было исследовано достаточно материала в отношении Сони Мармеладовой. В ходе предварительного следствия факт совершения ею преступления был установлен. Но он носит не юридический, а моральный аспект – “прелюбодеяние”. Подобное преступление не подлежит уголовному преследованию – заключению под стражу. К тому же Софья Семеновна Мармеладова признала свою вину полностью, раскаялась. Однако, как она сама считает, ее преступление – преступление против Бога – заслуживает самого сурового наказания. Она судит себя сама: отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу в Сибирь. И были они, как те два преступника, распятые вместе с Христом, о которых говорится в Евангелие от Луки: “Если Ты Христос, то спаси нас и себя!” Назвался же тот второй и упрекнул его, произнеся: “Не боишься Бога, когда и сам на то осужден? Но мы справедливо осужденные и надлежащую плату за поступки свои берем. – Этот же никакого зла не совершил”. И сказал Иисусу: “Говорю тебе истинно: будешь в раю со мною!”

3. Роль эпилога в романе. (Художественный пересказ эпилога. Потом – обсуждение. Слайд 25.)

- Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. (Примерный ответ. Соня “последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова. И все благодаря Сонечке. “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка” - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Вывод 12. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.

VII. Самостоятельная работа и проверка по эталону. (Слайд 26)

Тему Сони разрабатывали не только Достоевский, художники-иллюстраторы, критики, режиссеры, но и композиторы. Сейчас вы услышите одну из композиций. За время звучания музыки вы выполните небольшую самостоятельную работу по вариантам: 1) Тезисное конспектирование статьи учебника. (с. 96-100. Приложение 8) 2) Разгадывание кроссворда. (Приложение 9. Самостоятельная работа по вариантам на фоне музыкальной композиции)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Анализ самостоятельной работы.

2 Беседа. - Так кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? (Проверяем получившийся “скелет рыбы”. Делаем вывод. Приложение 10) Она “святая грешница”, идеал. (Слайд 27-28)

IX. Рефлексия деятельности.

В сети Интернет много писем Соне от молодежи. В них – и поддержка, и не только.

- А какие бы слова вам хотелось адресовать Соне? (Текст письма. Приложение 11. Слайд 29)

- Составьте синквейн к образу Сони. (Составление синквейна. Приложение 12. Слайд 30)

(Цитирую Л.Татьяничеву) Достается недешево счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (Ребята рассказывают о своих уроках доброты) Спасибо, помните: “Делать людям хорошее – хорошеть самому”.

X. Итог урока. (Слайд 31)

Вывод 13. Итак, Соня – это символ, это нравственный идеал Достоевского, и не только. Она - божественный идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность. Судьба Сони – это подтверждение в жизни слов Христа: “Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие”. Они идут впереди силой своего смирения. “Прощаются грехи твои мнози за то, что возлюбила много”. [Лк, 7, 47-48] Мастерство писателя позволило реализовать идею Христа об испепеляющей силе добра и любви, о великой роли сострадания к “малым сим”. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского в том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения надо искать в глубинах народной России.

Спасибо за урок. Надеюсь, что идея “вечной Сонечки” останется в вашем сердце, что вы научитесь просить прощение и прощать, будете терпимыми и милосердными к людям. (Выставление оценок (по 2: за устные и письменные работы) с комментариями)

XI. Информация о домашнем задании.

Образ “вечной Сонечки” актуален и в литературе конца XX века, а именно: в творчестве Т.Толстой и Л.Улицкой. (Слайд 32) Поэтому Д/З будет инд.: прочитать 1) рассказ Т.Толстой “Соня” и 2) повесть (или посмотреть спектакль по повести) Л.Улицкой “Сонечка”. Раскрыть (письменно) образ “вечной Сонечки”, сравнив с Сонечкой Мармеладовой.

- До свидания! Да хранит вас Бог!

Приложение.