Открытый урок окружающего мира на тему "Зачем нужны автомобили?"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений детей о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей.

Задачи урока:

образовательные:

  • создать условия для формирования у детей представления о назначении, устройстве и разнообразии автомобилей;
  • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • способствовать воспитанию грамотного участника дорожного движения;
  • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

  • В результате проведения урока обучающиеся смогут:

предметные образовательные результаты:

  • классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
  • получат возможность научиться называть по рисунку-схеме устройство автомобиля;
  • получат возможность выдвигать предположения и доказывать их;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
  • работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

метапредметные образовательные результаты:

регулятивные:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
  • осуществлять самопроверку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные:

  • осознанно и произвольно высказывать предположения (гипотезы) в устной форме о видах наземного транспорта – автомобиле и его назначении;
  • осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, одноклассников
  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные:

  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • уважительно относиться к своему здоровью, принимая активное участие в физминутках и различных видах деятельности.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” (А.А.Плешаков); мультимедийный проектор; презентация к уроку “Зачем нужны автомобили?” (среда POWERPOINT); видеоурок “История появления автомобиля”; “СВЕТОФОР” для оценки своих достижений; костюмы Незнайки и Дяди Стёпы; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета и различный виды автомобилей для осуществления рефлексии; изображения автомобилей для отгадывания загадок, которые разбросаны по стенам класса; карточки “Кто не является насекомым?”.

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:

Дети.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.

Учитель.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!

Дети.

Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

- На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? (“Зачем нам телефон и телевизор?”)

- Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы с помощью букв отмечайте в перфокартах.

1. Отгадай загадку:

Это что за аппарат?
Говорить с тобой он рад...
Ты по улице идёшь
И беседу с ним ведёшь.

а) мобильный телефон;

б) журнал;

в) телевизор. /СЛАЙД №2/ /ПРЕЗЕНТАЦИЯ/

2. Укажи средство связи:

а) радио;

б) газета;

в) почта. /СЛАЙД №3/

3. Выбери средство массовой информации:

а) телеграф;

б) телевизор;

в) телефон. /СЛАЙД №4/

4. Интернет относится:

а) только к средствам массовой информации;

б) только к средствам связи;

в) к средствам массовой информации и к средствам связи. /СЛАЙД №5/

5. Из-за неисправности электропроводки произошло возгорание. Ваши действия?

а) залить водой;

б) вызвать пожарных;

в) отключить прибор и начать тушить самостоятельно. /СЛАЙД №6/

6. С помощью какого номера телефона можно вызвать пожарную службу?

а) 01;

б) 02;

в) 03. /СЛАЙД №7/

7. Выбери верное утверждение:

а) Телефон, телеграф, почта – это средства массовой информации.

б) Радио, телевидение, пресса – это средства связи.

в) С помощью Интернета можно узнавать новости о событиях в стране и мире. /СЛАЙД №8/

 - Проверим ваши результаты. Поменяйтесь перфокартами, оцените работу своего товарища.

(Ответы: а, в, б, в, б, а, в.)

(Критерии оценивания теста:

  • нет ошибок – жёлтый сигнал светофора;
  • 1-2 ошибки – зелёный сигнал светофора;
  • 3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) /СЛАЙД №9/

 - Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?

 III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

- Прочитайте слова: “БЕЗЛОШАДНЫЙ ЭКИПАЖ”, “САМОБЕГЛАЯ ТЕЛЕЖКА”, “ТЕЛЕЖКА КЮНЬО” или “ОГНЕННАЯ ТЕЛЕГА”. /СЛАЙД №10/

 - Как вы думаете, какой предмет называли так раньше?

- Чтобы ответить на этот вопрос отгадайте ребус (автомобиль).

- В чьей семье есть автомобиль?

- А что вы знаете об автомобилях?

- Вы знаете много, но не всё. Хотите расширить свой кругозор об этом виде транспорта?

- Назовите тему урока.

- А что бы вы хотели узнать об автомобилях? На какие вопросы должны найти ответ?

  • Когда появился автомобиль?
  • Для чего нужен автомобиль?
  • Из каких частей состоит автомобиль?
  • Какие правила дорожного движения нам надо соблюдать?

Слово “автомобиль” греческого происхождения. В Древней Греции слово “сам” обозначалось словом “аутос”, а слово “подвижный” на латинском языке звучало как “мобилос”. Вот и сложилось новое название “авто-мобильный”, т.е. самодвижущийся.

IV. Физминутка для глаз “Автомобили”. /СЛАЙД №11/

V. Открытие новых знаний об автомобилях.

1) История возникновения автомобиля (видеоурок, подготовленный учащимися класса).

Цель: познакомить учащихся с историей развития автомобиля.

- Давайте отправимся в далёкое прошлое. Вы сейчас узнаете много нового и интересного об истории появления автомобиля.

(Просмотр видеоурока “Из истории появления автомобиля”, подготовленного детьми.) /СЛАЙД №12/

- Итак, какой же предмет в старину называли такими словами, как “БЕЗЛОШАДНЫЙ ЭКИПАЖ”, “САМОБЕГЛАЯ КОЛЯСКА”, “ТЕЛЕЖКА КЮНЬО”, “ОГНЕННАЯ ТЕЛЕГА”?

- Когда появился первый автомобиль? (1886 г.)

2) Разнообразие автомобилей и их применение.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием автомобилей.

- А вот для чего человеку нужен автомобиль? С какой целью он его использует? Ответы на эти вопросы я предлагаю вам обсудить в группах.

(Дети в группах обсуждают с какой целью человек использует автомобили.)

- Итак, какую же роль играет автомобиль в нашей жизни?

- Как можно назвать группу автомобилей, которая предназначена для транспортировки различных грузов на малые и большие расстояния? (ГРУЗОВЫЕ) /СЛАЙД №13/

- Назовите грузовые автомобили.

- Как можно назвать группу автомобилей, которая предназначена для перевозки пассажиров? (ПАССАЖИРСКИЕ) /СЛАЙД №14/

- Какие автомобили можно отнести к пассажирским?

- Как можно назвать группу автомобилей, которая предназначена для выполнения определённых специальных задач? (СПЕЦИАЛЬНЫЕ) /СЛАЙД №15/

- Назовите специализированные автомобили.

3) Физминутка “Автобус” /СЛАЙД №16/

(Слова сопровождаются движениями с музыкальным сопровождением:

АВТОБУС

Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим,
И из окошечка глядим,
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд.
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт,
Не везёт?
Колёса закружились.
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились.
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат:
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят:
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим:
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим:
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт.
Вот так вот, вот так вот.
Мы едем-едем всё вперёд.
Вот так вот!)

4) Устройство автомобиля.

Цель: уточнить знания об устройстве автомобиля.

- Автомобилей  много,  но  все  они  имеют  одинаковые  части.

- У вас на партах лежат листочки с изображением автомобиля и названий его частей. Я предлагаю поработать вам в парах и соединить детали с их названиями. /СЛАЙД №17/ /ПРИЛОЖЕНИЕ №4/

- Проверим вашу работу. У меня на доске перевёрнутые карточки с названиями частей автомобиля и у доски стоит игрушечный автомобиль. Ученик подходит к доске, снимает одну из карточек, читает и прикрепляет название к соответствующей детали автомобиля.

- Чья пара не допустила ни одной ошибки? Оцените работу своей пары с помощью “СВЕТОФОРА”. Молодцы!

5) Правила дорожного движения.

Цель: воспитывать ответственность за собственное здоровье, закреплять знания правил поведения на дороге.

- Не успели появиться на дороге первые автомобили, как стало ясно, что для водителей автомобилей необходимы особые правила. Самые первые в мире “настоящие” правила дорожного движения были приняты во Франции 16 августа 1893 года. Почему именно во Франции?

- Как называется человек, который управляет транспортным средством – это ... (водитель).

- Когда    едете в  автомобиле, трамвае,  автобусе  то  вы  -  .... (пассажиры).

- Какие правила должны соблюдать пассажиры? (В легковом автомобиле пристёгивать ремни безопасности; маленьким детям находиться в креслах безопасности, не отвлекать водителя. В автобусе уступать место старшим, не баловаться.)

- А когда вы идёте по дороге, вы тоже являетесь участниками дорожного движения и называют вас ... (пешеходами).

- Вот что может произойти с теми, кто не соблюдает правил дорожного движения.

Учитель.

Ой, ребята, по дороге напрямик
Мчится быстрый грузовик,
А за ним автобус, легковушка вылетает.
Но вот беда, на ходу кого-то там сбивают.

(Звучит фонограмма аварии, в класс вбегает и падает Незнайка с гипсом на руке. За ним дети, спрятавшиеся за нарисованными грузовой, легковой машинами, автобусом и Дядя Стёпа.)

Незнайка.

- Ой-ой-ой, спасите!
И подняться помогите!
Очень больно, какое мученье,
Не учил я правил движенья!!!
Совсем запутался в этих знаках!

Грузовая машина.

- Вот так, Незнайка, если ты вышел на дорогу,
То помни про самый главный запрет:

Легковая машина.

- Туда, где машины, не смей и ногой –
Это закончиться может бедой!

Автобус.

- Машины несутся там слева и справа:
Очень опасная эта забава!

Дядя Стёпа.

- Да, Незнайка, вот, что происходит с теми, кто не знает правил дорожного движения.

Незнайка.

- А ты кто такой? Чего это ты тут расхозяйничался?

Дядя Стёпа.

Знаком я детям многих стран
По доброй книжке Михалкова.
Я – Дядя Стёпа, великан.
Высокий я, ну что ж такого!
Я инспектором служу,
За порядком я слежу,
Чтоб машины не спешили,
Шёл спокойно пешеход,
Я стою на перекрёстке
Под названьем “Переход”.

Незнайка:

- Ой, дяденька Стёпушка!
Попав в большой и шумный город,
Я потерялся, я пропал...
Не зная правил на дороге,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути...
Признаться честно – я не знаю,
Где мне дорогу перейти!?
Дядя Стёпа, помогите!
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под машину не угодить!

Дядя Стёпа.

Сейчас я тебя познакомлю со своим другом.

Это - трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный... (Выходит Светофор.)

Незнайка.

- Ой! Батюшки! А странный-то какой! Трёхглазый! А три глаза-то зачем?

Светофор.

Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой,
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают,
Все, что я хочу сказать.
Красный цвет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!
Желтый – светит к переменам,
Говорит: постой сейчас,
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз.
Перейти дорогу можно
Лишь когда зеленый свет
Загорится, объясняя:
“Все, иди! Машин тут нет!”

Незнайка.

- Да, понятно! Но там ещё какие-то чучела на обочинах дорог стоят.

Светофор.

Ну-ка, знаки, встаньте в ряд!
Будет перекличка.
Скоро вам идти в наряд,
Отчитайтесь лично.
Что вы означаете?
За что вы отвечаете?

(Выходят дорожные знаки и читают стихи.)

Дорожные знаки (вместе).

Знаки мы дорожные.
Запомнить всем положено
Кто из нас что говорит.

Знак “Осторожно, дети!”

В белом треугольнике с каёмкою красной
Человечкам-школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
Будьте осторожны! На дороге дети!

Знак “Въезд запрещён”

Я тоже знак дорожный,
Я должен указать,
Что не везде возможно
Машинам проезжать.
Кирпичик поперёк лежит,
О чём вам это говорит?
Здесь путь для транспорта “ЗАКРЫТ”.

Знак “Железнодорожный переезд”

Очень этот знак серьёзен –
Будь-ка здесь ты осторожен.
Говорю я очень строго:
Здесь железная дорога.
Часто ездят поезда-
Не играй здесь никогда!

Знак “Пункт питания”

Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко.
Покормили и собаку,
Говорим “СПАСИБО” знаку!

Знак “Пешеходный переход”

Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак “Главная дорога”

Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней.
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу.

Знак “Пункт медицинской помощи”

Ты не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Хорошо, что рядом пункт
Медицинской помощи.

Знак “Автобусная остановка”

Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придётся всё равно.
Он домчит вас быстро, ловко.
Знак... Автобусная остановка”.

Знак “Автозаправочная станция”

Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
“Рядышком бензоколонка!”

Дядя Стёпа.

- Ну что, Незнайка запомнил правила поведения на дороге?

Незнайка.

Да, город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она азбука — над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда! 

VI. Первичное закрепление. Игра “Узнайте автомобиль”.

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о разновидностях автомобилей.

- Сейчас давайте проверим, как вы знаете виды автомобилей и группы, к которым они относятся, и поиграем в игру “Узнайте автомобиль”.

(Дети стоя слушают загадку, которую читают родители, отгадывают её и показывают изображение данного автомобиля в классе.)

Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный (грузовик). /СЛАЙД №18/

 У меня для грузов
Есть отличный кузов!
Привезу песок, цемент,
Разгружусь в один момент (самосвал). /СЛАЙД №19/

Вам скажу, не ошибусь:
Возим мы различный груз –
Овощи и фрукты,
Технику, продукты,
Джинсы, куртки, пледы
И велосипеды (фура). /СЛАЙД №20/

- К какой группе относятся данные автомобили? (Грузовые автомобили.)

Что за чудо-дом с рогами
Возит всех под проводами?
К остановке подкатил,
Двери вежливо открыл –
Сесть к окошку захотелось.
“Подвези меня, (троллейбус)!” /СЛАЙД №21/

Странный дом мчит по дороге – 
Круглые в резине ноги.
Пассажирами заполнен
И бензином бак наполнен (автобус). /СЛАЙД №22/

Кто нас быстро довезет
На вокзал, в аэропорт?
Нужно вещи взять с собой –
Их так много! Ой-ей-ей!
Позвони и попроси –
Все доставит вмиг (такси). /СЛАЙД №23/

- В какую группу мы отнесём эти автомобили? (Пассажирские автомобили.)

К стройке подъехала бочка большая,
Крутится медленно, что-то мешая.
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко –
Что за машина? (Бетономешалка.) /СЛАЙД №24/

Когда тебе нужно в больницу,
На помощь машина примчится.
Лекарства в ней врач привезет,
От всяких болезней спасет.
Ты номер, конечно же, помнишь:

03 – это (скорая помощь). /СЛАЙД №25/

 “Пожар! Помогите! Горит” –
И к дому машина спешит.
Она длинный шланг развернет
И пламя водою зальет.
За то, что пожар потушили,
Спасибо (пожарной машине). /СЛАЙД №26/

На спине моей мигалка:
Сразу видно – я спешу.
Во дворах, подъездах, парках
Я порядок навожу.
Всех бандитов накажу,
За решётку посажу (полицейская машина). /СЛАЙД №27/

- Данные автомобили мы отнесём к группе ... (специальных автомобилей).

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (игра “Раскрась лишний автомобиль”).

Цель: организовать выполнение задания с применением новых знаний об автомобилях, их проверку по ЭТАЛОНУ.

- А сейчас поиграем в игру “Раскрась лишний автомобиль”.

Внимательно рассмотрите картинки, если вы найдёте в ряду лишнюю, закрасьте её. /ПРИЛОЖЕНИЕ №2/

- Давайте проверим:

I ВАРИАНТ – лишний автомобиль – автобус.

- Почему? (Это пассажирский автомобиль, остальные – специальные автомобили.)

II ВАРИАНТ – лишний автомобиль - легковой автомобиль.

- Почему? (Остальные автомобили – грузовые.) /СЛАЙД №28/

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили? (план)

- Опираясь на схему, дайте ответы:

  • узнал
  • удивился

Я задумался

  • повторил
  • научился
  • запомнил /СЛАЙД №29/

- У вас на партах лежат изображения различных автомобилей.

- Если ваши ответы были правильные, вы были активны на уроке, то прикрепите свой автомобиль на зелёный кружок.

- Если вы старались, но не всё у вас получилось, то прикрепите свой автомобиль на жёлтый кружок.

- Если вы больше слушали, чем отвечали, то прикрепите автомобиль на красный кружок. /СЛАЙД №30/ /ПРИЛОЖЕНИЕ №3/

- А дома я предлагаю вам нарисовать автомобиль будущего.

- Спасибо, мне было интересно с вами работать на уроке.

РИСУНКИ ДЕТЕЙ:

Используемая литература и материалы ИНТЕРНЕТ:

  1. Н.Н.Черноиванова. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
  2. http://www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/411247
  3. http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/testi-po-okruzhayuschemu-miru-dlya-klassa-chto-takoe-rodina.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Автомобиль
  5. http://svoiskazki.ru/zagadki-pro-mashiny/

28.01.2017