Урок литературы "Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»". 7-й класс

Разделы: Литература


Цели: учить анализировать текст, продолжать знакомить учащихся с работой Национального корпуса русского языка, учить использовать возможности НКРЯ в исследовательской деятельности, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления цитатного плана.

  • Личностные УУД. Личностное самоопределение. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
  • Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение устного речевого высказывания. Умение опознавать и сравнивать явления.
  • Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Оборудование: ПК для учителя и учеников, Интернет, мультимедиапроектор с экраном, фоторепродукции Л.Н.Толстого и др., различные издания его книг, портрет Л.Н.Толстого.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Ю.Энтин.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте! Мы друг другу сказали.

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?
Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?
Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?
В.Солоухин

2. Подготовка к восприятию.

Звучит песня Олега Газманова “Мама”

Чтение стихотворения Ласточкиной Надежды “Сына мать качала...”

Сына мать качала... баюшки — баю,
Вырастешь сыночек... помни мать свою.
Ночь уже проходит и встает заря,
Мать качала сына... думала — не зря.
Все плохие мысли от себя гнала,
И с какою гордостью в первый класс вела.
Годы пролетели — вниз с горы, рекой,
В жизни у мальчишки — первый выпускной.
Далее учеба в городе большом,
А потом сыночек в армию ушел.
Мать переживала... ночи не спала,
Каждую копейку сыну берегла.
Господа просила... все слова, как стон,
О здоровье сына у святых икон.
Свадьба отшумела... “Дым стоял столбом”
И сынок покинул старый отчий дом.
Жизнь его кружила в карусели дней,
Не звонит... не пишет матери своей,
А она все плачет сидя у окна,
Серенькая кошка... да она — одна.
И душа рыдает и под сердцем жжет,
Что же сын не едет... внуков не везет?
Все у сына в общем в жизни хорошо,
Жизнь свою устроил, сам себя нашел.
Для семьи трудился не жалея сил
...А о ней не вспомнил... а о ней забыл.
И никак до сына это не дойдет,
Что молитвой мамы, он вот так живет.
Плачет сын у гроба... “Мамочка , прости”
Ношу эту тяжкую до конца нести.
Помнить о родителях — жизненный закон,
Он об этом вспомнил после похорон.
На глаза попались в тайном уголке,
Сбереженья мамы в носовом платке.
Рядышком записка... “Я тебя ждала,
Здесь насобирала, что, сынок смогла”
Плакал над деньгами сам себя кляня,
Он такие деньги делал за полдня.
И душа рыдает... и прощенья нет,
Мать их собирала целых десять лет...

Определение темы урока.

Учитель: Какое главное ключевое слово объединяет песню и стихотворение, прозвучавшие на уроке?

Учащиеся: Мама.

Учитель: Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

Учащиеся: О матери Николеньки Иртеньева.

Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести Л.Н. Толстого “Детство”, и тема урока: “Образ матери в повести Л.Н.Толстого “Детство”. (Учащиеся записывают тему урока)

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Юрия Энтина. Прочитаем их.

Учитель: Согласны ли вы с поэтом?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учитель: В “Детстве” Толстого все погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех. Пребывание ребенка в состоянии счастья, радости, любви ко всему, находящемуся рядом с ним, проистекает из абсолютного согласия маленького человека с собой и окружающим миром.

Составление цитатного плана.

Учитель: В тексте повести Л.Н.Толстого “Детство” с помощью НКРЯ необходимо найти цитаты, которые отражают чувства Николеньки к матери. Сделать выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева. (Поиск делим на две части: сначала проводится поиск учащимися всех трёх групп по словоформам “мам*” и “пап*”, затем каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”)

1. Создание подкорпуса в НКРЯ.

Рисунок 1

2. Сохраняем подкорпус и переходим к поиску.

Рисунок 2

3. Поиск в повести по словоформам “мам*” и “пап*”

Рисунок 3

3.1. Результаты поиска по словоформе “мам*” . Всего 10 вхождений.

Рисунок 4

3.2. Поиск в повести по словоформе “пап*”.

Рисунок 5

3.2.2. Результаты поиска по словоформе “пап*” . Всего 68 вхождений.

Рисунок 6

Учитель: Почему мы получили такие разные результаты?

Учащиеся: Мама Николеньки умерла, когда ему было 10 лет, поэтому о матери 10 вхождений.

4. Поиск в повести каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”

4.1.Поиск в повести по слову “любовь”(1 группа)

Рисунок 7

4.1.1.Результаты-42 вхождения.

Рисунок 8

4.1.2.Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 19 цитат.

Приложение1.

4.2.1. Поиск в повести по словоформе “счаст*”(2 группа)

Рисунок 9

4.2.2.Результаты-21 вхождение.

Рисунок 10

4.2.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 5 цитат.

Приложение 2.

4.3.1. Поиск в повести по словоформе “рад*”(3 группа)

Рисунок 11

4.3.2.Результаты-20 вхождений.

Приложение 3.

4.3.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 8 цитат.

Учащиеся зачитывают получившиеся цитаты.

Учитель: Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву?

Учащиеся: “...её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь”, “нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала”)

Учитель: В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным?

Учащиеся: Когда матушка улыбалась

Учитель:   Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком?

Учащиеся: Семейная, тёплая, дружественная.

Учитель: Кто из домашних формирует такую атмосферу?

Учащиеся: Матушка.

Учитель: Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь?

Учащиеся: Слитая воедино любовь к матери и к Богу.

Учитель: Как автор называет пору детства?

Учащиеся: Самой счастливой в жизни человека.

Учитель: Как вы понимаете слова: “Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе”?

Учащиеся: Мальчик видел улыбку своей матери. Как становится хорошо на душе от живительной и чудодейственной по силе материнской улыбки, когда любимый и родной человек счастлив и улыбается!

Учитель: Сделаем выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева.

Учащиеся: Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама. В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была “постоянная доброта и любовь в глазах”.

Учитель: Мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка.

Учащиеся: Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: “Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело”. В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.

Учитель: Перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям. Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву. Мы с вами убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Автор показывает, как в детский мир приходит смерть. У Николеньки умирает мать. Это событие кажется мальчику невероятным, так как мир для него — это место, где все живет и исполнено радости. Поэтому сознание Николеньки отказывается соотнести лицо матери с тем “бледно-желтоватым прозрачным предметом”, который он видит на том месте, где находилось лицо: “я не мог верить, чтобы это было ее лицо”. И когда в видимом “предмете” начинают проступать “знакомые, милые черты”, мальчик переживает состояние ужаса. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.

Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме.

Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке

Учащиеся: Всё, что нам дорого, что свято, связано с именем мамы. По отношению к матери судят, каков человек.

Рефлексия: Закончи предложение.

  • Сегодня на уроке я понял ....
  • Сегодня я запомнил.....
  • Сегодня на уроке мне понравилось....
  • Сегодня на уроке я чувствовал себя....

Домашнее задание: с. 115 – 118, выполнить задание в “Рабочей тетради”, с.33.

Интернет-ресурсы.

  • http://www.ruscorpora.ru

Список литературы.

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях (Комплект). — М. : Просвещение, 2016
  2. Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — М. : Просвещение, 2016
  3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — М. : Просвещение, 2016
  4. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В .Я . Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2016

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Андроников И. Я хочу рассказать вам. М., 1971
  2. Капитанова Л. А. Толстой в жизни и творчестве. М., 2001
  3. Смольников. И. Середина столетия. Л.,1977

23.01.2017

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306