Внеклассное мероприятие "Да будет свет!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: познакомить с понятиями электричество и историей развития освещения.

Задачи:

  • Показать необходимость света для человека;
  • Показать путь от лучины до лампочки;
  • Расширить и углубить знания о лампочках;
  • Формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни;

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, карточки для работы в группах, детский конструктор для знакомства с простой схемой включения и выключения лампочки накаливания.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Работа над темой

1. Рассказ учителя с элементами беседы. На минутку задумайтесь, дети, что была бы за жизнь на планете, если б... РАЗ... и не стало вдруг света! (Ответы детей).

2. Какой свет использовал первобытный человек? (Ответы детей)

3. Распределить источники света в той последовательности как они появлялись. (Работа с картинками)

Презентация.

Рассказ первой группы учащихся о первых источниках света. (слайд №2)

Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Первым искусственным источником света был огонь, который, как известно, был подарен человечеству Прометеем. В качестве стационарного источника света служил костер, в качестве переносных — факелы, конструкция которых со временем менялась: от простой головешки, вынутой из костра, до рукоятки, обмотанной паклей и пропитанной нефтью, жиром или маслом. Несмотря на то, что факел — очень древнее изобретение (считается, что ему около миллиона лет!), он применяется и поныне: его далекие потомки, работающие на газе, зажигают олимпийский огонь, а фальшфейеры и ракеты применяют для ночной маркировки и сигнализации военные, охотники и туристы. Помимо факела в каменном веке человечество изобрело лампу — кувшин, наполненный жиром или маслом, с погруженным в него фитилем (веревочным или тканевым). В третьем тысячелетии до нашей эры появились первые свечи — бруски из перетопленного твердого животного жира (сала) с фитилем внутри. В средние века в качестве материала для свечей применяли китовый жир и пчелиный воск, в настоящее время для этих целей используется парафин.

3).Рассказ второй группы учащихся.

Давайте проследим путь от лучины до электрической лампы.(Слайд №3)

На протяжении многих веков в крестьянских домах во многих странах Европы и России источником света являлась лучина. Для поддержания пламени горящей лучины применялись так называемые светцы, изготовленные из металла, для их основания применялись детали из дерева. Светцы украшались различными металлическими завитушками, а деревянные элементы изготавливались резным способом, а также иногда украшались росписью. Откуда брали огонь для того чтоб поджечь лучину? Из печи. Обычно в печи оставался жар. Спички очень берегли, поэтому тлеющий огонь часто оставляли в печке для дальнейшей растопчи печи, для поджигания лучины и т.д. Оживала хата от лучины, семья занималась рукоделием, домашней работой, многие при таком свете писали книги, занимались пряжей шерсти, вязанием корзин, гончарным делом

4) Учитель: Давайте отгадаем загадки и догадаемся о чем мы будем говорить дальше.

Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это ... (Электричество)

Без ног бежит, без огня горит.
(Электричество)

По тропинкам я бегу, без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет, не зажжется в доме свет.
(Эл. ток)

Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад.

Третья группа учащихся рассказывает про ток и демонстрирует опыт с лампочкой.

Учитель: Давайте послушаем третью группу и постараемся ответить на вопросы, которые у вас на карточках.

Вопросы.

1. Можем ли мы найти какой-либо электрический ток в природе?

2. Самый важный вопрос: откуда берется электричество? (какие частицы?)

3. Где живет ток?

4. Чем измеряется напряжение и что это такое?

5. Какой металл используется для высоковольтных линий электропередач?

6. Сколько тока вам нужно, чтобы остановить человеческое сердце?

7. Почему горит лампочка?

Слайд №4 Рассказ третьей группы.

Обрабатывая янтарь, греки заметили, что, если его натереть, он притягивает ворсинки шерсти, обрывки ниток, волосы, перья. В обиходе появились даже янтарные палочки, которыми собирали пыль с одежды.

Первое электрическое явление, на которое обратили внимание люди еще в V веке до нашей эры, состояло в том, что потертый мехом или шерстью кусок янтаря обладает возможностью притягивать к себе лёгкие предметы: пылинки, волоски, тонкие нити. Янтарь по-гречески – электрон. Отсюда и слово “электричество”.

Слайд №5

Алессамндро Вомльта  — итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве. Вольта можно было увидеть за странным занятием: он брал две монеты – обязательно из разных металлов и... клал их себе в рот – одну на язык, другую – под язык. Если после этого монеты или кружочки Вольта соединял проволочкой, он чувствовал солоноватый вкус, Вольта знал, что такой вкус вызывается электричеством.

Поставив друг на друга свыше 100 металлических (цинк и серебро) кружков, разделенных бумагой, смоченной соленой водой, Вольта получил довольно мощный источник электричества – вольтов столб.

Трудно представить современный мир без электричества. Тепло, свет, движение – всем этим мы обязаны электричеству. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, не полетели бы в космос. Даже автомобилю, приводимому в движение сжиганием смеси бензина и воздуха, требуется электричество. Благодаря электричеству поджигается горючая смесь в цилиндрах, работают фары и контрольные приборы. Без преувеличения можно сказать, что электричество руководит развитием цивилизации.

Третья группа, используя конструктор, демонстрирует как зажигается лампочка.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5) Учитель: О чем мы будем говорить дальше? Отгадываем загадки.

Провели под потолок удивительный шнурок.
Привинтили пузырек, - загорелся огонек.
Привела я солнце за твое оконце,
К потолку повесила, стало дома весело.
Горит, а не жжет, висит и свет дает.
Мой пузырек, как звезды огонек.
Висит груша нельзя скушать.
(Лампочка)

Одно ключевое изобретение привело человечество в буквальном смысле от темноты к свету, превратило ночь в день и повлияло на все стороны жизни. Этой простой вещью, изменившей мир, стала электрическая лампочка.

6). Группа учащихся пытается ответить на вопрос Кто изобрел лампочку? (Слайд №7)

Так кто же изобрёл лампочку? В нашей стране ответят: Александр Николаевич Лодыгин. Американцы тут же возразят: Томас Эдисон. Кто прав?

С 1840 по 1870 год десятки изобретателей пытались создать лампу накаливания. Неудача следовала за неудачей, и на идею уже махнули рукой. И вот в 1872-1873 годах русский инженер и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин сделал первую в мире лампу, которая выдержала все испытания. Она горела всего лишь полчаса. Когда из стеклянной колбы начали откачивать воздух, лампочки сделались долговечнее. Академия наук присудила Лодыгину Ломоносовскую премию в 1000 рублей.

В 1873 году две лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.

Американский изобретатель Томас Эдисон знал о лодыгинских опытах. Но он решил использовать угольную нить, сделанную из крепкого бамбукового волоска. Для этого он исследовал почти все сорта бамбука, растущие на земном шаре.

Шесть тысяч опытов с угольными нитями — вот цена, которую заплатил Эдисон за свой вклад в историю лампочки. Его нить горела сотни часов, не перегорая. Но главное -практичный Эдисон стал выпускать свои лампочки на заводе, то есть открыл им дорогу в мир.

Сложно представить что-либо, что больше изменило бы нашу жизнь дома, на работе или в обществе, чем электрическая лампочка. Освещение позволило работать посменно, в том числе ночью, и увеличило производительность труда. Изменился также транспорт, изменения произошли в области развлечений и рекламы. Огромные изменения произошли на работе, на отдыхе и в доме.

7) Группа учащихся рассказывает про лампочку накаливания. (Слайд №8)

Почему лампочка накаливания называется лампочкой Ильича? (ответы детей)

“Лампочка Ильича” — в СССР разговорное название бытовой лампы накаливания, использовавшейся без плафона.

Словосочетание “Лампочка Ильича” появилось после поездки В.И. Ленина в деревню Кашино в 1920 году по случаю запуска местной “электростанции” с разводной сетью, выполненной из старых телеграфных проводов. Первоначально понятие “лампочка Ильича” относилось к электрификации России, особенно, сельской местности.

Поездка В.И. Ленина в Кашино состоялась 14 ноября 1920 года и была приурочена к празднику в честь открытия электростанции. Постройка местной электростанции и разводной сети была вдохновлена выступлением В. И. Ленина на XX съезде комсомола, где он указал на необходимость развития экономики на основе электроэнергии. Разводная сеть была построена на средства сельскоховяйственного товарищества самими жителями в их личное время из телеграфного провода, который не использовался долгое время. В одном из домов состоялась беседа Владимира Ильича с местными крестьянами. После беседы В. И. Ленин и Н. К. Крупская сфотографировались с крестьянами, а затем он выступил на митинге.

Эта поездка оказала большое влияние на советскую культуру.

Классическая “лампочка Ильича” представляет собой бытовую лампу накаливания, патрон которой подвешен к потолку за провод (и свободно свисает). Плафон отсутствует. Зачастую мощность лампочки (либо подаваемое напряжение) слишком малы для “нормального” освещения.

8. Учитель:- Но наука не стоит на месте появляются новые виды лампочек. Лампочками ежедневно пользуется каждый из нас, куда же нам без освещения. При этом, как оказалось, не все понимают, сколько электроэнергии потребляет лампочка. Давайте просветим этот вопрос.

Группа детей рассказывает о 3 самых популярных видах ламп.(Слайд № 9)

а) Всем нам знакомые с детства – обычные лампы накаливания, ещё их называют лампы Ильича – это самые мощные лампы, то есть они потребляют больше всего энергии! Мощность такой лампы и есть её энергопотребление в час. Например, если лампа Ильича идёт 100 Вт – то она потребляет 100 Ватт (или 0,1 кВт) за час своей работы. Соответственно, если лампа 75 Вт – то её потребление электроэнергии за час работы составит 0,075 кВт. Ну и так далее.

б) Энергосберегающие лампы – сегодня активно завоёвывают первенство, благодаря своему относительно низкому энергопотреблению и относительно же невысокой стоимости. Энергосберегающие лампы идут с различными вариантами света, об этом подробнее в этой статье. Стоимость энергосберегающих ламп постоянно падает, и такие лампы становятся всё доступнее. Энергопотребление у них так же соответствует своей мощности. То есть, если мощность энергосберегающей лампы 20 Вт – то это означает, что она потребляет 20 Ватт электроэнергии (или 0,02 кВт) за час своей работы. Энергосберегающие лампы в основном идут от 15 до 25 Ватт, но есть и даже 5 Ватт и почти до сотни Ватт, но это уже так сказать эксклюзив. Мощность энергосберегающей лампы нужно умножать ориентировочно на 5 и тогда получим её аналог лампы Ильича. То есть, энергосберегающая лампа мощностью 15 Вт будет светить примерно так же, как лампа накаливания (Ильича) в 75 Ватт. Срок окупаемости энергосберегающей лампы обычно составляет от нескольких месяцев до пары лет.

в) Светодиодные лампы. Самые экономичные на сегодняшний день лампочки! Потребляют всего несколько Ватт, при этом дают свет, примерно в 10 раз выше, чем потребление! То есть, светодиодная лампочка мощностью в 5 Ватт даёт примерно столько же света, сколько лампа Ильича мощностью в 50 Ватт и даже больше! Но на сегодняшний день светодиодные лампы являются очень дорогими, потому недоступны для большинства населения. Срок их окупаемости составляет несколько лет, а то и десятилетий!

Не забывайте так же использовать двухтарифный счётчик электроэнергии, который помогает значительно экономить средства на оплате электроэнергии!

Учитель: - Может быть у Вас остались ещё вопросы по поводу потребления электроэнергии лампами?

Лампочка – вещь, которую все мы с Вами используем ежедневно, лампочки окружают нас везде. Раньше нам были знакомы только обычные лампы накаливания Ильича, сегодня же популярными стали светодиодные и энергосберегающие лампы. Давайте разберёмся в том, как правильно выбрать энергосберегающую лампочку.

9) Слайд №10. Учитель: Как выбрать энергосберегающую лампочку? (Варианты детей)

Основные преимущества энергосберегающих ламп перед лампами Ильича заключаются в следующем:

а) Энергосберегающие лампы значительно более экономичны, они потребляют примерно в 5 раз меньше электроэнергии при одинаковом свечении в сравнении с лампами Ильича.

б) Энергосберегающие лампочки имеют несколько вариантов свечения холодный белый свет, естественный белый и тёплый белый свет.

с) Срок службы энергосберегающих ламп фактически более, чем в 4 раза выше срока службы обычных ламп накаливания. И это относится к низкому ценовому сегменту энергосберегающих ламп, дорогие же такие лампы будут служить более, чем в 10 раз дольше обычных ламп!

10) Учитель: Играем в магазин. Какие лампочки мы будем покупать?

Покупать энергосберегающие лампочки есть смысл, если:

  • свет в вашем доме горит долго, и включается-выключается редко;
  • вам хочется самостоятельно выбирать, каким будет цвет освещения;
  • экономия на электричестве для вас оказывается существенной (иногда, заменив все лампочки в доме, можно сэкономить несколько сотен рублей в месяц).
  • вас беспокоит экология планеты, и вы готовы сдавать лампочки в специальные пункты приема.

На что следует обратить внимание при покупке энергосберегающих ламп

Мощность. Энергосберегающие лампы изготавливают с различной мощностью. Диапазон мощностей варьируется от 3 до 90 Вт. Следует учитывать, что коэффициент полезного действия у энергосберегающей лампы очень высокий и световая отдача примерно в 5 раз больше чем у традиционной лампочки накаливания. Поэтому при выборе энергосберегающей лампы, надо придерживаться правила – делить мощность обычной лампы накаливания на пять. Если вы в своей люстре или светильнике применяли обычную лампочку накаливания мощностью 100 Вт, вам будет достаточно приобрести энергосберегающую лампочку мощностью 20 Вт.

Слайд №11 Цвет света. Энергосберегающие лампы способны светить разным цветом. Данная характеристика определяется цветовой температурой энергосберегающей лампы.

  • 2700 К – теплы белый свет.
  • 4200 К – дневной свет.
  • 6400 К – холодный белый свет.

Выбирайте нужный вам цвет, исходя не только из особенностей интерьера вашей квартиры или офиса, но и особенностей вашего зрения и зрения окружающих вас людей. Просто цвет, создаваемый энергосберегающей лампочкой, отличается от привычного света от лампочки накаливания, и многие люди не могут сразу к нему привыкнуть, если цвет подобран неправильно. Для дома и квартиры рекомендуется применять более теплые цвета – мягкий белый цвет (теплое свечение).

Размер. Энергосберегающие лампы производят в двух основных формах: U-подобная и в виде спирали. Никакой разницы в принципе работы этих видов ламп нет, отличия заключаются только в размерах. U-подобные лампы просты в производстве, дешевле спиралевидных ламп, но чуть больше по размеру. При покупке таких ламп следует заранее определить – подойдет ли выбранная U-подобная энергосберегающая лампа в вашу люстру, бра или светильник. Спиралевидные лампы сложнее произвести, они чуть дороже U-подобных, но имеют традиционные размеры как у лампочек накаливания, и как результат подходят ко всем световым приборам, где раньше применялись лампочки накаливания.

Тип цоколя. Энергосберегающие лампы, как и традиционные лампочки накаливания, имеют различный тип цоколя. Большая часть световых приборов рассчитана на цоколь Е27. Но есть и такие приборы, которые имеют цоколь Е14. Если в вашу люстру вкручивалась большая лампочка накаливания, то это цоколь Е27. Если у вас светильник с маленькой или средней лампочкой накаливания, то возможно это цоколь Е14.

Все названные характеристики энергосберегающих ламп, производители пишут на упаковке. Например, надпись ESS-02A 20W E27 6400K на упаковке лампочки DeLux означает, что лампа имеет мощностью 20 Вт, с большим цоколем (Е27), излучает холодный белый свет (6400К).

В качестве заключения, можно выделить следующие основные преимущества энергосберегающих ламп – очень низкое потребление электроэнергии и длительный срок службы. Благодаря этим двум преимуществам, энергосберегающие лампы приносят большую экономию при их использовании. На сегодняшний момент, энергосберегающие лампы представлены в широком ассортименте во всех специализирующихся магазинах и пользуются большим спросом у покупателей.

Основные выводы, которые я сделал для себя по поводу того, какие энергосберегающие лампы лучше для дома:

  • Можно попробовать светодиодные LED (лампы), но только от проверенных производителей и только с высоким индексом цветопередачи (CRI). В частности, светодиодные лампы Ikea очень неплохие по качеству, хотя на самых дешевых моделях в последнее время стали сильно экономить. Хочется конечно попробовать Philips EnduraLED, но они пока слишком дорогие. Основные плюсы светодиодных ламп - это конечно отсутствие паразитных ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Но при этом нужно следить, чтобы лампы не пульсировали. Конечно по экономичности вряд ли можно много выиграть по сравнению с компактными люминесцентными лампами, но зато последние имеют целый пучок недостатков.
  • Если использовать галогенные лампы, то только низковольтные.
  • Сильно увлекаться энергосбережением не нужно. Помимо экономии очень важным фактором является влияние на зрение. Данных о вреде качественных светодиодных ламп мне пока не попадалось. Но и использовать их начали не так давно, так что лучше повременить.
  • Не стоит использовать энергосберегающие лампы, если напряжение в сети не стабильно, температура повышенная или пониженная, влажность повышенная. По крайней мере, в этом случае к выбору ламп нужно подходить более тщательно.
  • Обычная лампа накаливания еще и греет помещение (если помещение небольшое и хорошо утепленное, то зимой тепло от такой лампы может очень помочь). К тому же у нее идеальная цветопередача. Так что не всегда стоит задумываться исключительно только об энергосбережении и экономии средств.

III.. Итог занятия. Рефлексия   - Чем заинтересовало вас занятие? Что нового вы узнали? Слайд №12 

Продолжите фразы:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я буду...

 Мы говорили об истории искусственного света и разного вида лампочек. Конечно лучше использовать светодиодные лампы. Поход в магазин нам явно показал какие лампочки лучше использовать.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=52837
  2. http://nowbest.ru/best-choice-now/pomoshh-pokupatelyu/kak-vy-brat-e-nergosberegayushhuyu-lampochku
  3. www.remont-price.ru
  4. http://tribuna-neo.ru/newspaper/category/63/detail/1244
  5. http://www.advicehome.ru/page9.php http://nature-time.ru/2014/09/kak-vyibrat-svetodiodnyie-lampyi-dlya-doma/
  6. http://e-lik.com/2011/08/17/elektrichestvo-i-elektronika/
  7. http://www.popmech.ru/technologies/8057-da-budet-svet-istoriya-iskusstvennykh-istochnikov-sveta