Семинары на уроках литературы в 8-м классе

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • систематизировать и обобщить знания по произведению;
  • объединить теоретические знания по литературоведению и умения анализировать содержание произведения;
  • раскрыть тщательнее поднимаемые автором проблемы;
  • формировать навыки рассуждения на тему, умения высказывать и доказывать свою точку зрения;

Подготовка к семинару:

  • Учащимся заранее даются темы, которые они должны изучить самостоятельно, возможно вопросы. Источники информации могут предоставляться учителем (рефераты, книги и критические статьи и др.)
  • Вопросы, которые рассматриваются на семинаре, носят проблемный характер, часто не имеют однозначного ответа.

Оборудование:

  • Проектор, полные тексты произведений.
  • Приложение: Презентация 1, Презентация 2

Семинар №1 по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Презентация 1.

Тема семинара: “Система образов в романе”.

Содержание: вопросы разделены по блокам. Каждый блок – образ одного персонажа. Несмотря на то, что они выделены отдельно, но вопросы составлены таким образом, что персонажи сравниваются друг с другом и показывается их влияние. Не рассматривается в ходе семинара образ Емельяна Пугачева, так как по программе на это выделен отдельный урок, однако образ бунтовщика затрагивается при анализе всех остальных образов.

Петр Гринев Какие черты характера П.Гринёв унаследовал от отца?
Какие черты характера обнаруживаются с первыми жизненными шагами?
За сколько лет и как меняется характер Петра?
Можно ли назвать его героем?
Обратите внимание на особое место Гринёва в произведении. Кем он является? Какие образы в нем соединяются?
Гринёв и Пушкин. Похожи ли они? В чем их различие?
Маша Миронова Сколько лет Маше Мироновой? На каких идеалах она воспитана?
Почему все окружающие попадали под ее влияние?
Каким было первое впечатление, которое она производила?
Почему она отдала предпочтение Гринёву, а не Швабрину, который был образованнее и интереснее? Что это доказывает?
Какая черта характера проявляется во всех жизненных испытаниях, которые ей были уготовлены?
Почему повесть называется в ее честь?
Швабрин Чьим антиподом в повести является Швабрин?
Сопоставьте имена Гринева и Швабрина.

Почему Швабрин перешел на службу к Пугачеву?

Что мы знаем о семье Швабрина?
Раскаивался ли он в своих поступках?
Как закончилась его жизнь?
Екатерина Вторая Зачем понадобилось Пушкину вводить образ Императрицы в повесть?
Вспомните эпизод встречи Маши Мироновой и Екатерины Великой? Чем он примечателен?
Отражено ли подлинное отношение Пушкина к Императрице в повести?
Чьи впечатления об Императрице переданы в повести?
Какой же была Императрица?
Савельич Кем был Савельич Петру Гриневу?
Как он относился к Петруше?
Какие черты характера выделяются на протяжении всей повести?
Для чего вводит Пушкин этот образ?
Кому противопоставлен Савельич в повести?

Семинар №2 по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Тема семинара: “Особенности романа”.

Содержание: семинар направлен на подготовку к сочинению по роману, на анализ его с точки зрения литературоведения.

Композиция и жанр Докажите, что одна из основных черт композиции – сжатость.
Согласны ли вы с тем, что повествование ведется строго без отклонений? Докажите свою точку зрения.
Дайте определение понятиям “роман” и “повесть”. Определите жанр произведения, опираясь на вступление.
В какой форме написано произведение? Почему?
Идейное содержание Размышляйте. Какие вопросы поднимает А.С.Пушкин в этом произведении?
Художественные особенности Каким языком написано произведение?
Прокомментируйте эпиграфы к каждой главе. В чем их особенность?

Можно ли роман назвать историческим?

Как Пушкин изобразил в романе исторических лиц?

Семинар по повести Н.В.Гоголя “Шинель”.

Презентация 2.

Содержание: семинар построен на анализе отдельных эпизодов в их взаимосвязи. Задания разделены на блоки: образ Башмачкина, образ Петербурга, тема маленького человека, загадка эпилога.

А.А. Башмачкин Охарактеризуйте его характер и образ жизни.

Что вы можете сказать об отношении автора к герою?

Загадка имени главного героя.

 Когда вы смеялись над героем и когда сочувствовали ему?

 Какое событие повести становится кульминационным?

“Башмачкин — несчастный или посмешище?”

Образ Петербурга — Почему, хотя действие происходит поздним вечером, Гоголь пишет “всё ещё было светло”?
— С помощью каких приёмов Гоголь создаёт образ Петербурга в этом фрагменте? С помощью каких деталей Гоголь передаёт эти изменения? Что в тексте помогает нам понять авторское отношение к герою и городу?
— Какие чувства вы испытали, читая этот фрагмент? Что в тексте воздействовало на ваши чувства?
— Какое настроение в этом фрагменте создают тропы? 
— Найдите в тексте гиперболы, объясните их функцию.
— Меняется ли настроение Башмачкина по ходу путешествия? Каким он видит Петербург?
— Почему автор называет площадь полем только после того, как с Акакия Акакиевича сняли шинель?
— Как связаны в повести образы петербургского мороза с состоянием человеческих душ?
— Почему современники назвали “Шинель” “петербургской повестью”?
— Есть ли что-нибудь общее у образов Петербурга, созданных Пушкиным в “Медном Всаднике” и Гоголем в “Петербургских повестях”?
Тема маленького человека Составление таблицы с цитатами
Загадка эпилога Поразмышляйте над заглавием повести.

Повествование о судьбе бедного чиновника завершилось: герой умер, ещё раньше исчезла вещь, наполнившая неким смыслом его жизнь. Молодой человек из вводного эпизода был прав: “...Как много в человеке бесчеловечья...”

И вот тут Гоголь пишет эпилог.

По итогам семинара даются темы для сочинений:

  • Тема свободы в литературе (по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, Н.В. Гоголя “Шинель”).
  • Такие разные чиновники (по произведениям Н.В. Гоголя “Ревизор” и “Шинель”.
  • Тема любви в литературе (по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”).