Тематическое планирование уроков окружающего мира. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Раздел программы. Тема урока Виды учебной деятельности
Введение  
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Приводить примеры явлений природы.
Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Приводить примеры веществ, описывать их.
Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям
Смена состояний веществ. Называть особенности различных состояний веществ.
Земля и солнце  
Определение времени дня и года по солнцу и луне. Основные стороны горизонта. Компас. Практическая работа с компасом. Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии.
Форма земли. Линия горизонта. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом. Работать с глобусом: показывать параллели, меридианы, полюсы, полушария.
Вещества. Горизонт. Контрольная работа. Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.
Планеты и звёзды – небесные тела. Планеты солнечной системы. Вселенная. Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.
Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Объяснять влияние притяжения Земли на земные явления.
Невесомость. Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг своей оси. Практическая работа с глобусом. Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях.

Соразмерность ритма жизни человека сутками. Режим дня. Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
Смена времен года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях.
Холодные, умеренные и жаркий пояса. Объяснять особенности природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

Научить оценивать разнообразие условий на Земле.

Полярный круг, тропик. Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Термометр. Практическая работа с термометром. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Погода и климат. Сравнивать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений. Характеризовать круговорот воды в природе.
Земля и солнце. Контрольная работа. Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта  
План и карта – изображение Земли на плоскости. Характеризовать карту и план, их условные знаки.
Представление о масштабе. Условные знаки Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Характеризовать глобус и его условные знаки.
Карта полушарий. Сравнивать особенности глобуса и карты и их отличия
Условные обозначения к карте и глобусу. Определять на глобусе и карте полушарий сушу и моря, различные изображенные на них географические объекты. Различать по разнице цветов, какой из объектов выше или ниже.
Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Моделировать формы поверхности из пластилина. Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
Материки и океаны. Объяснять понятия “часть света”, “материк”, “океан”. Определять на карте все части света, материки, океаны.
Животный мир материков. Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений
Формы земной поверхности  
Река. Круговорот воды в природе. Объяснять особенности рек, причины течения рек.

Находить важнейшие реки, озера на карте

Озёро. Приточные и бессточные озёра. Объяснять особенности озер. Находить важнейшие озера на карте
Равнины и горы. Горные породы. Полезные ископаемые. Объяснять характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.
Как образовались горы. Как горы превращаются в равнины. Объяснять причины возникновения гор.
Вулканы и извержения. Землетрясение. Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений
Полуострова и острова. Моря. Объяснять характерные особенности морей, островов, полуостровов. Показывать на карте моря. Различать и уметь находить на карте острова и полуострова.
Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы. Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об обитателях морей, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений
Повторение изученного материала  
Земля и солнце. Извлекать информацию из различных источников, обсуждение полученных сведений.
Глобус и карта. Форма земной поверхности. Контрольная работа. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
Земля - наш общий дом  
Экологические системы. Пищевые связи. Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах)
Взаимосвязь и приспособ- ленность всех живых существ в экосистеме. Объяснять взаимосвязь живой и неживой природы. Показать важнейшую роль живых организмов.
Природные зоны. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны.
Природные зоны холодного пояса. Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Умеренный пояс. Леса. Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Живые обитатели умеренного пояса. Объяснять взаимную приспособленность живых организмов членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Засушливые зоны умеренного пояса. Степь. Пустыня Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Уметь объяснять особенности природной зоны в связи с их положением на земле и углом падения солнечных лучей
Зона тропических пустынь и степей, их обитатели. Оазис. Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Тропический лес. Животный и растительный мир. Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Горы. Высотные пояса. Горные растения и животные. Объяснять причину похолодания в горах при подъеме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.
Природные катастрофы в горах. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных катастрофах и обсуждать полученные сведения.
Человеческие расы. Города и страны. Политическая карта мира. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Знакомство с природой своей природной зоны. Экскурсия. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Земля – наш общий дом. Контрольная работа. Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.
Части света  
Европа. Герои детских сказок из европейских стран. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Страны и города Европы. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Азия. Страны и народы Азии. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Африка. Природные условия Африки. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных катастрофах и обсуждать полученные сведения.
Северная Америка. Южная Америка. Открытие Америки. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самый большой круговорот воды. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Россия. Природа нашей страны. Показывать территорию России, ее государственную границу.
Архитектурные памятники нашей страны. Различать главные достопримечательности особенности климата и рельефа. Находить дополнительную информацию о архитектурных памятниках с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Природа и достопримечатель -ности нашего края. Находить на карте России родной регион. Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения. Обмениваться сведениями о родном крае.
Наша маленькая планета Земля  
Воздействие современного человека на природу. Приводить примеры зависимости воздействия человека на природу. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о действии человека на природу и обсуждать полученные сведения.
Охрана и бережное отношение к природе. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об охране и бережном отношении к природе и обсуждать полученные сведения.
Наша маленькая планета Земля. Контрольная работа. Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.
Повторение изученного материала  
Земля – наш общий дом. Обсуждать полученные сведения из различных источников
Части света. Обсуждать полученные сведения из различных источников