Патриотическое воспитание школьников через проектную и исследовательскую деятельность

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание


За последнее десятилетие российская школа постоянно реформировалась. Многое изменилось в современной школе, в том числе и суть самих занятий. Теперь учитель не должен давать знания учащимся, а должен научить их эти знания добывать. Данная система обучения стала называться системно-деятельностный подход. В следствии этого у детей формируются определенные компетенции. Синонимом слова “компетенция” будет способность, умения, т.е. современная педагогика должна ориентироваться на формирования у школьников определенных навыков, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни[1].

Именно в проектной и исследовательской деятельности обучающиеся смогут приобрести необходимые компетенции, которые в последствие поможет учащимся проявить себя как всестороннюю развитую личность. Помимо формирований компетенций, проектирование поможет одушевить изучаемый материал. Особенно данное явление актуально на уроках истории. С помощью проектов ребята смогут смоделировать события, которые происходили в прошлом. Благодаря проектной деятельности стало возможным формировать в детях чувство патриотизма. А именно через работу над проектом прочувствовать различные моменты, которые позволят сформировать личность будущего патриота.

В сентябре 2015 г. на базе Абазинской СОШ №5 был открыт кружок “Юный патриот” ориентированный на учеников 7-х классов. Занятия предполагалось вести в рамках ФГОС. Поэтому учителем была выбрана именно проектная деятельность с элементами исследования. На первом занятии школьники совместно с учителем обозначили проблему. Ребята заметили, что в городе много улиц названы в честь героев Великой Отечественной войны, но историю их подвигов никто не знает. В связи с этим возникла идея о создании книги памяти, которая будет размещена на информационных стендах школы. Но для создания конечного продукта необходимо было вначале собрать информацию по выбранной теме.

Семиклассники под руководством учителя обратились в Абазинский краеведческий музей. Где им была оказана помощь в поиске необходимой информации о героях Абазы.

После написания сути проекта ребята совместно с учителем перешли к практической части. Школьники самостоятельно печатали собранный материал на компьютере и оформляли текст. Распечатанный материал был собран в папку и размещен на информационном стенде школы.

Таким образом, в ходе работы кружка “Юный патриот” ребята окунулись в проектирования книги памяти, в конце этой работы был создан непосредственный продукт – Книга памяти героев Абазы.

Ребята, которые посещают кружок “Юный патриот”, совместно с учителем также разрабатывают и проводят, ноухау XXI в., квест-игры. Квест - это логическая игра, которая разворачивается по определенному сценарию. В чем польза квеста? Для его проведения необходимо разработать сценарий, который должен быть исторически достоверным. Обучающиеся, погружаются в изучение темы, они исследуют исторические источники, литературу. После этого создается сценарий с логическими заданиями, которые также основаны на выбранной теме.

Так, 22 февраля 2016 г. среди учащихся 6-8 классов проходил квест “Победа”, который был посвящен “Дню защитника Отечества”. По сценарию игры ребята приехали на фронт в начале Великой Отечественной войны. На перроне их ожидал командир, который построил новобранцев и объявил о предстоящих тяжелых испытаниях. Вначале квеста ребята прошли курс молодого бойца, который состоял из различных конкурсов. После успешного посвящения в солдаты, мальчики отправились проходить основные испытания. Перед ними стояла задача расшифровать тайное послание, собрать автомат, не погибнуть в болоте. Для успешного прохождения этапов учащиеся останавливались на привал, где слушали военные песни, смотрели фильм и попробовали вкусную кашу. Когда все испытания были пройдены, победителей ждали сладкие призы.

Метод “квест-игра” включается в себя элементы как проектной, так и исследовательской деятельности. Тематика квестов может быть разной, но за счет погружения игроков и ребят, которые подготовили игру, в обыгрываемую тему, становится возможным прочувствовать и понять те или иные действия героев той эпохи.

В выше приведенном примере реализации метода проектирования было продемонстрировано применения элементов исследования, что является инновацией в школе. Данные методики приводят к заинтересованности ребят в изучаемой теме, они осознают необходимость получения своих знаний и понимают, как их можно применить в той или иной ситуации. Помимо этого, с помощью данных методов устойчиво формируется позиция “Я – патриот” у ребят.

Список литературы

  1. Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М., Интеллект-Центр, 2013. – 196 с.
  2. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе / А.А. Ермолаева. - М.: Глобус, 2009. – 201 с.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.