Терпение и терпимость

Разделы: Внеклассная работа, ОРКСЭ


I. Организационный момент.

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

- Давайте ещё раз поприветствуем друг друга. (дети говорят слова приветствия, пожимают друг другу руки или обнимаются и т.д.)

II. Актуализация знаний.

Игра "Изгой" (Приложение №1)

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)
  2. Легко ли было найти своих? (легко)

Обращаясь к вороне:

  1. Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)
  2. Как ты себя чувствовал?(неуютно)
  3. Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)
  4. Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)
  5. Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)
  6. Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо)

Оценка учителя. Вы поступили хорошо, не толкали, а тактично не брали "ворону" в свою стаю.

III. Формулирование темы и цели занятия.

- Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость)

- Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд 1) Презентация

- Кто может сформулировать цель? (Выяснить что такое терпение и терпимость, чем отличаются эти понятия?)

IV. Совместное открытие новых знаний

1. "Цветные карточки" (Приложение №2)

- На зелёной карточке напишите - что такое терпимость? (1 минута)

- На синей карточке- терпение. (1 минута)

- В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит обсуждение)

2. Работа со словарём Даля

- Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам)

3. Работа с учебником.

- Как у вас в учебнике даётся определение этих слов?

- Учитывая все варианты, сформулируйте и запишите в свой словарик своё определение.

ТЕРПЕНИЕ - готовность и способность мириться. (Слайд 2)

ТЕРПИМОСТЬ - умение доброжелательно воспринимать других людей. (Слайд 3)

Оценка учителя. Вы очень активно работали в группах и справились с заданием.

V. Совместное и самостоятельное применение знаний, закрепление

(микровывод)

1. Мультфильм "Притча о гвоздях"

- Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41

- Какое впечатление осталось от просмотренного?

2. Беседа о М. Ломоносове

- Как часто вам, ребята, приходится проявлять эти качества: терпение? (ответы детей)

- Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?

- Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? -303 года прошло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. (Слайд 4) ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!" (Слайд 5) Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

- Какие нравственные качества своего характера проявил Михаил Ломоносов?

3. Физминутка "Звали, зовут, будут звать..." (Приложение №3)

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

4. Толерантность - это:

- Подберите синонимы к слову терпимость (Ответы детей)

Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает личность, способная проявлять терпение и терпимость. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют эту личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

- Личность, обладающую этими качествами называют по-другому толерантной. (Слайд 6)

Толерантность - слово заимствованное, малопонятное.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. (Слайд 7) Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

- А что означает слово толерантность на других языках?

  • английском - готовность быть терпимым; (Слайд 8)
  • китайском - быть по отношению к другим великолепным; (Слайд 9)
  • испанском - способность принимать решения, отличные от собственных. (Слайд 10)

- Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы)

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5. Анализ ситуаций. (Слайд 11)

- Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте проверим,

1 - развито ли у вас это качество;

2 - какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

- Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

(Слайд 12) Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?)

Ситуации:

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три "2". Кто-то говорит, что он "неумеха", не будем с ним дружить!" Твои действия.
  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
  • Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

VI. Рефлексия

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

- Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

- Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. "Насколько вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?" Выберите один вариант ответа.

А) 0б Б) 2б В) 1б

1. В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?

а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается

б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.

в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.

2. Ты потерял деньги.

а) значит, у меня их кто-то украл

б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.

в)  другой ответ

3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?

а) выскажу обиду

б) постараюсь отшутиться

в) другой ответ

4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: "Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!"

а) молча встану, уступлю место.

б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.

в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию

- Подсчитайте свои результаты.

- Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе нужно много работать над собой.

- Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором и стоишь на правильном пути.

- Если набрал 6 и 7 баллов, то ты в себе уже выработал толерантность. (Слайд 13)

Список литературы

1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Данилюк А.Я., Кондаков А.М.-М: Просвещение, 2009

3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др.- М: Дрофа. 2012.

4."Психологические игры для детей". Образцова Т.Н.-М: Лада,2005.

5.istorii-x.ru>zagadochnye:mihaila-lomonosova.html

6.www.youtube.com

7.slovari.yandex.ru> книги/Толковый словарь Даля