Открытый урок окружающего мира по теме "Великобритания". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Деятельностная цель:

  • формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний;
  • развитие умения формулировать свои выводы, подтверждать своё мнение историческими фактами;

Образовательная цель:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
  • формирование умения извлекать информацию из различных источников;
  • способствовать закреплению знаний о странах Европы, полученные ранее.
  • познакомить учащихся с Великобританией;

Воспитывающая цель:

  • воспитывать уважение к традициям и истории народов разных стран.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

  • Уметь анализировать ленту времени и читать по ней даты.
  • Знать основные события, имена князей, располагать на ленте времени периоды их правления.

Материал: учебник "Окружающий мир" О.Н. Федотова 4 класс. ПНШ.

Оборудование:

  • учебники по окружающий миру 1 часть
  • инструменты (лупа, рамка);
  • тетрадь для самостоятельной работы;
  • цветные карандаши;
  • карта;
  • Презентация.

Ход урока

1. Мотивация

2. Актуализация. Проверка домашнего задания.

Начинается с сообщения одного из учеников о США.

– Какие исторические памятники этой страны вы знаете?

3. Создание проблемной ситуации.

Работа по учебнику (по пиктограмме) Высказывание своих предположений.

- Какое сооружение находится в этой стране?

- Кто правит этой страной?

4. Выявление места и причины затруднения.

- Можете ли вы назвать, где расположено государство?

- Что вы знаете о знаменитых учёных Великобритании?

5. Постановка темы и целей урока.

Давайте определим тему урока.

– Какие цели поставим?

– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем?

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной страной. А вот какой, вы узнаете сами, когда ответите на мои вопросы.

- В этой стране находится древнее сооружение Друидов?

- Той страной правит Королева?

- Символом страны является Биг Бен?

Правильно, эта страна Великобритания. (слайд 1)

6. Построение проекта выхода из затруднения.

– Как будем работать для достижения целей?

– Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать по учебнику, хрестоматии, дополнительным источникам.

7. Объяснение нового материала

1. Работа в паре по карте

Давайте рассмотрим карту Великобритании. (слайд 2)

- Найди государство, расположенное на Британских островах?

- С какими странами граничит Великобритания? (Ирландия)

- Морями, какого океана омывается? (Атлантического океана.)

2. Работа по учебнику и слайдам.

а) Географическое положение (слайд 3)

Великобритания находится на Британских островах, расположенных у северо-западных берегов Европы. Лишь узкий пролив отделяет английский город Дувр от французского города Кале.

Шотландия примечательна своими горами, юг Англии занимают равнины и болота. В Великобритании – большое число рек, многие из которых судоходны и соединены каналами.

Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) — островное государство в Северо-Западной Европе, омывается Атлантическим океаном и его морями.

  • Площадь 241 тыс. км. кв.
  • Столица — Лондон.
  • Население: 60,09 млн. человек (2003).
  • Государственный язык: английский.
  • Состоит из 4 частей: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии
  • Денежная единица: 1 фунт стерлингов
  • Телефонный код +44

б) Достопримечательности Великобритании (слайды 4-7)

Англия – это первая страна, в которой образовался парламент, управляющий государством. Но англичане при этом сохранили и королевский двор во главе с королём и королевой. Сейчас главой государства является королева Елизавета II. Она царствует, но не правит. Реальная власть принадлежит парламенту.

в) Знаменитый зоопарк с редкими животными создан Джералдом Дарреллом.(слайд 8)

Официальное название зоопарка острова Джерси — Фонд Охраны Живой Природы Джералда Даррелла. Это не простой зоопарк, а это настоящий исследовательский центр, сотрудники которого тщательно изучают живой мир планеты и разводят животных, находящихся в опасности исчезновения. (слайд 9)

При входе в зоопарк в одном из больших вольеров находятся андские медведи – Вольфганг и Барбара. Это единственный вид медведей в Южной Америке. Говорят, что этих двух мишек долго не могли свести, но в итоге они подружились на радость всем сотрудникам зоопарка. Рядом с вольером организована выставка, где изображена деятельность траста, связанная с разведением исчезающих видов животных.

На центральной аллее возле входа установлен памятник основателю парка Джералду Дарреллу. Великий натуралист здесь изображен с лемуром и ящерицей.

8. Физминутка (слайд 10)

9. Работа в паре по дополнительному материалу

а) Великий путешественник Джеймс Кук (слайд 11)

Расположение Государства на островах сроднило англичан с морем. Английские мореходы знамениты своими походами в эпоху Великих географических открытий. Одним из таких первооткрывателей был капитан Джеймс Кук.

Капитан Джеймс Кук – английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель. Он трижды обогнул земной шар, открыв многим до того не известные земли. Кук начинал свою карьеру моряка простым юнгой. Он много проводил времени за книгами. Свободные часы посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии. Он научился бороться во время кругосветных путешествий с тяжёлой болезнью – цинга. Он заставлял матросов есть квашеную капусту. Он погиб от рук жителей Гавайских островов.

б) Знаменитые учёные Великобритании

Исаак Ньютон – английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. (слайд 12).

Родился он в небольшом имении. В детстве был среди ровесников маленьким и часто болел. В школе он учился слабо. Но однажды его обидел сильный ученик в учёбе. Ньютон решил: нужно опередить своего обидчика в учёбе. Мальчик стал усиленно заниматься по всем предметам и вскоре стал первым учеником. В детстве он построил миниатюрную ветряную мельницу, которой восхищались не только дети, но и взрослые. При ветре мельница могла молоть даже горсть зерна. А в 14 лет изобрёл водяные часы и своеобразный самокат.

Джеймс Уатт – известный изобретатель-механик. (слайд 13).

Его именем названа единица мощности – Ватт. На любой электрической лампе указывается мощность в ваттах. Он усовершенствовал паровую машину. А интересоваться секретами пара он стал ещё в детстве. Однажды вечером Джеймс пил чай вместе со своей тетей, миссис Мюрхед, и тетя сказала: "Джеймс Уатт, я никогда не видела такого ленивого мальчика! Возьми книгу или займись чем-то полезным; за последний час ты не произнес ни слова, ты просто снимаешь крышку с чайника и снова кладешь ее на место, держишь над паром чашку или серебряную ложку, наблюдаешь, как пар поднимается из носика, и ловишь капли, которые он образует. Тебе не стыдно заниматься подобной ерундой?"

Все эти открытия привели к тому, что первая Всемирная выставка проходила именно в Лондоне 1 мая 1851 года. Десятки стран прислали на выставку экспонаты: Франция – шёлк, ковры, фарфор, Испания – вина и шерсть, Россия – дорогие меха. Но главным участником выставки была Англия. Она показывала в основном машины. Многие экспонаты действовали: чеканили медали, штамповали булавки и гвозди, точили дерево и металл, пряли и ткали. Все эти машины приводились в движение с помощью парового двигателя. Далее была очередь за паровозом и пароходом – и они тоже были изобретены в Англии.

10. Закрепление изученного материала (слайд 14)

- О какой стране мы с вами сегодня разговаривали?

- Кто запомнил название столицы?

- Какие достопримечательности Великобритании вы запомнили?

11. Рефлексия

Тест “Великобритания”. Проверка.

Оцените работу класса?

12. Подведение итогов урока

– Какие цели мы ставили в начале урока? Что узнали? Каким способом?

– Что вы можете сказать?

– Кто испытывал затруднения?

– Кому нужна помощь?

13. Домашнее задание (слайд 15)

1. Краткий пересказ параграфа “Великобритания” стр. 85–86;

2. Подготовить сообщение о знаменитых людях Великобритании или о достопримечательностях

Если останется время. (слайды 16-19)

Показать современную жизнь англичан, показать известные университеты и т.д.

Приложение.