Урок географии "Антарктида – материк мужества"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: раскрытие особенностей исследования материка Антарктида.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называть исследователей первыми достигших южного полюса,

- называть особенности освоения материка.

Метапредметные:

- совершенствование навыков работы с текстом,

- совершенствование навыков групповой работы,

- совершенствование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, презентовать свою работу.

Личностные:

- формирование познавательного интереса к географии,

-развитие эмоционально-ценностного отношения к миру,

- формирование нравственного опыта на примерах истинного служения Родине и науке исследователей полярных областей.

Материально-техническое оснащение: презентация, компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, карточки с ключевыми словами, магниты, магнитная доска, выставка книг из библиотеки.

Ход занятия

Преподаватель делит учащихся на 4 группы, используя карточки четырех цветов.

Суворовцы сдают рапорт.

Вступительное слово преподавателя.

Начать наше занятие мне бы хотелось со знакомства с Руалем Амундсеном. (слайд 1)

Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим льдам на Северный полюс. План экспедиции был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки осенью 1909 года Амундсен читает в газете сообщение, которое круто изменило судьбу его экспедиции. Это сообщение появилось тогда не только в норвежских газетах, а во всех газетах мира. У вас на столах лежат вырезки из этих газет на трёх языках: английском (приложение 3), немецком (приложение 4) и французском (приложение 5). Попробуйте перевести, о чём же в них сообщалось.

Предполагаемые ответы:

- северный полюс

- Роберт Пири

Преподаватель:

Да. Северный полюс взят!

Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула мечта, ни к чему оказались непомерный труд и долгие годы подготовки.

- В чём Амундсен находит выход?

- Какое достижение может сравниться с покорением Северного полюса?

Предполагаемые ответы:

- достижение южного полюса.

В это время в газетах появляется ещё одно заинтересовавшее Амундсена сообщение об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой Робертом Скоттом к южному полюсу. (слайд 2)

Руаль Амундсен отправляет Роберту Скотту телеграмму: “Имею честь уведомить Вас отравляюсь Антарктиду - Амундсен”.

- Две экспедиции – норвежская и английская собираются штурмовать Южный полюс. Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, рискнувшие отправиться в Антарктиду?

Предполагаемые ответы:

- Смелые

- Мужественные

- Отважные

- Стойкие и т.д.

Видеофрагмент (слайд 3)

Преподаватель: И мы с вами сегодня тоже отправляемся в Антарктиду. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: “Антарктида – материк мужества”. (слайд 4)

Девизом нашего занятия будут слова из произведения английского поэта Теннисона: “Бороться и искать, найти и не сдаваться” Запомните эти слова, мы к ним ещё вернемся.

Как вы думаете, что мы должны с вами узнать сегодня?

Предполагаемые ответы:

- Дошли ли эти экспедиции до полюса?

- Кто был первым?

- С какими трудностями они столкнулись?

Преподаватель: Знакомиться с фактами покорения южного полюса и особенностями исследования материка мы будем, работая в группах. Две группы будут исследовать отрывки из дневников Роберта Скотта и две группы отрывки из книги Амундсена “Моя жизнь”. (Обращение к выставке книг из библиотеки)

На выполнение заданий у вас 7 минут, после чего группы приступают к отчету о выполненной работе (приложение 1).

Работа по группам.

Преподаватель: Время вышло. Заканчиваем работу. После отчета всех групп вы должны будете сравнить две экспедиции, назвать трудности, с которыми они столкнулись, назвать ту экспедицию, которая первой достигла полюса и сделать выводы о том, почему так произошло.

Группы отчитываются о проделанной работе.

Преподаватель сопровождает отчет каждой группы демонстрацией фотографий.

  • 1 группа - (слайд 5)
  • 2 группа - (слайд 6)
  • 3 группа - (слайд 7)
  • 4 группа - (слайд 8)

После отчета четвертой группы преподаватель спрашивает про девиз занятия и рассказывает о том, что эти слова “Бороться и искать, найти и не сдаваться” вырезаны на памятнике – кресте из австралийского дерева, установленном в Антарктиде. (слайд 9)

– Что вызывает эта трагедия в вашей душе?

Ответы учащихся.

По итогам работы на магнитной доске прикрепляются ключевые слова (приложение 2):

Амундсен Скотт
Старт 20.10.1911 Старт 01.11.1911
Китовая бухта лошади
Лыжи собаки
Эскимосская собака Финиш 18 января 1912
Склады с провиантом Керосин
Финиш 15 декабря 1911  

Итак, давайте проверим, верно ли группы выбрали ключевые слова (слайд 10)

Глядя на ключевые слова, сравните две экспедиции, назовите трудности, с которыми они столкнулись, назовите ту экспедицию, которая первой достигла полюса, и сделайте выводы о том, почему так произошло.

Предполагаемые ответы:

- Первой южного полюса достигла группа Руаля Амундсена.

- Группа Амундсена для передвижения использовала собак и лыжи, а группа Скотта – сани и лошадей.

(слайд 11)

- Группе Скотта не хватала керосина. И т.д.

В 1956 г. В глубине Антарктиды на Южном полюсе США открыли научную станцию и увековечили в её названии имена этих выдающихся исследователей: Амундсена и Скотта. (слайд 12)

Далёкая Антарктида за последние годы не стала ближе и приветливее. Слава её первооткрывателей и исследователей не меркнет с годами. И сегодня есть люди, которые живут рядом с нами, а их гордые имена вписаны в историю Антарктиды. Один из них – частый гость нашего училища – Артур Николаевич Чилингаров. (слайд 13)

Советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, российский учёный-океанолог, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, первый вице-президент РГО, президент Государственной полярной академии. (слайд 14)

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Рефлексия.

В завершении нашего занятия я прошу вас продолжить несколько предложений:

  • Для меня стало открытием...
  • Мне захотелось...
  • Меня воодушевило...